Рита. Маргарита. Глава первая

Роза Салах
Для меня она – и Рита, и Маргарита, хороший и близкий человек, добрая душа, просто мой верный друг, подруга.  Маргарита, эта универсальная лаборантка медсанчасти города, фельдшер, акушерка, скромная женщина, с романтической душой человек, может быть и моим консультантом, советчиком, подсказчиком, а то и критиком. Никакого  справочного материала, словаря не нужно, если рядом со мной есть Маргарита, красавица, уроженка живописной деревеньки Барсуки.  Маргарита с семьёй:  мамой Варварой,  маленькими детьми, сыном Артуром и дочкой Танюшей, - поменяли место жительства, переехали на родину мужа папы Германа в Чебоксары, в Чувашию. Повезло Артемьевым: Герман, как военнослужащий, сразу получил квартиру в  небольшом, но очень живописном,  замечательном строящемся городе химиков Новочебоксарске, расположенном  на  берегу Волги-матушки.  Военный комиссариат города химиков молодого симпатичного, высокого военного человека Германа Артемьева  командирует на службу в дружественную страну Венгрию.  Мама Маргариты Варвара в трёхкомнатной квартире остаётся одна. А тут Варваре-матери в напарницы подвернулась моя коллега по работе в школе, молодая учительница математики Яснова Фрида Павловна, общительная, порядочная, добрая женщина. Жили дружно и в согласии. Ничего между собой не делили.  Тётя Варя – для Фриды и для меня, подруги математика, стала своим, родным человеком. Тётю Варю продолжали навещать с коллегой и после получения Фридой отдельной жилплощади.
- Фрида и Роза, скоро я вас познакомлю со своей дочерью и её семьёй, - успела сказать тётя Варя – открывается входная дверь, с  шумом, весёлым гамом вваливается молодая, счастливая семья Артемьевых. Первая в комнату вбежала Маргарита, весёлая, голубоглазая, с белыми длинными кудряшками, аккуратно собранными на затылке. Поздоровавшись, мельком взглянув на меня, незнакомку, сидящую у раскрытого настежь окна первого этажа кирпичного большого здания, Маргарита подошла ко второму рядом со мной  окну, широко его распахнула, вдохнула ворвавшийся  в комнату с улицы струю свежего майского воздуха, аромат цветущей  перед окнами черёмухи, сирени, тополя с распустившимися широкими листьями. Красавица Маргарита ещё раз окинула взглядом  меня, молодую женщину, с такой же добродушной, как и у неё, улыбкой, глаз не отрывающей от дочери-красавицы милой тёти Вари. Обе ещё раз поздоровались, обменялись добродушными улыбками. 
- Мама, мама! – смотри, как  красиво у бабушки! Деревья цветут! – прервали наше знакомство  девочка, лет четырёх,  и шестилетний мальчик, забежавшие  вслед за Маргаритой – мамой.  Подошёл к окну и глава счастливого семейства, муж, папа Герман, высокий, статный, красивый мужчина.
- Счастливая пара, счастливые дети-красавцы, - заключила я.
  Прошло время – семья Артемьевых из Венгрии перебралась домой, к матери. Артур, очень похожий на свою маму, закончил учёбу в механическом техникуме,  повзрослел, стал прекрасным семьянином, переехал жить в столицу Москву, где продолжил учёбу и  стал успешным предпринимателем, Таня, копия своего отца-красавца, также получившая образование в техникуме, с сыном Станиславом, студентом Московского электромеханического института, перебралась в Москву, ближе  к брату Артуру.  Ушли из жизни и тётя Варя, и не стало Германа, симпатяги-папы, мужа. О них я, автор данного повествования, обязательно продолжу свой рассказ. Нельзя молчать,  не писать о добрых, щедрых, прекрасных душой и телом людях, уроженцах глубинки,  деревеньки Барсуки, расположенной на небольших холмах, окружённой полями, лесами,  с сорока домами, с частыми паровозными  гудками пробегающих поездов по железной дороге  в двух километрах от Барсуков.  Деревня эта  находится в ста сорока пяти километрах от  Кирова, столицы необыкновенного края.
- Риточка, доброе утро! Тебя я не разбудила? – с шести часов тревожу я Маргариту.
- Привет! Я такая же ранняя птичка, как и ты.  Давно вот проснулась. Валяюсь, лежу, ещё не встала. С раннего утра  перед своим ноутбуком сидишь и строчишь? И не спится ей! Точно?
 -Точно, Рита! Не спится! Сижу и пишу, строчу следующую главу о братьях. Пишу о своей маме, как она меня рожала в тёплом хлеве, на душистом сене. Ты, Маргарита, как медик, притом универсальный медик, скажи, может, и расскажешь мне, как женщина при родах сама откусывает пуповину своего ребёнка? Ты же ещё и акушерка.  Всё знаешь. Потом и мне расскажешь о своей жизни в Барсуках. Удивительное название деревни. Барсуки – кто придумал деревне твоей и дал такое редкое имя?
-  Расскажу, Роза, обязательно тебе я расскажу, может, и сама напишу.
-  Жду, приступай к воспоминаниям прямо сейчас, откладывать нельзя!   А теперь ответь мне на мой вопрос. А ты, акушерка, как от роженицы-мамы отделяла ребёнка? Не откусывала?
-  Ой, Роза – подруга, до родов уже дошла?
- Дошла. Уже мама одна в хлеве рожает. Быстрее подскажи, срочно надо пуповину откусить. Говори, как?
- Обыкновенно. Зубами откусывает пуповину и всё. Это тебе твоя мама пуповину откусила?
- Мне, Рита, мне. Видно,  так откусила - для меня коротко оставила, каждый раз приходится чистить ямочку.
- Чисти, чисти! – хохочет Маргарита. – Прочитай, что и как написала?  Читаю, а Рита внимательно слушает меня, иногда переспросит, подскажет: 
- Маме после родов нельзя поднимать ничего тяжёлого. Пусть из котла тёплую воду черпает кто-нибудь другой. 
- Ладно. Спасибо тебе, Маргарита!  Так каждое утро, вечер, перед сном.
- Маргарита, теперь пишу о пчёлах. Слышишь меня? Что? Спать ещё не легла? Рано ещё спать.
- Теперь расскажи, как твой брат Борис у твоей мамы, у моей тёти Вари, украл стакан мёда. Скажи: твоя мама сама ухаживала за пчёлами?
- Всё сама делала. Моя мама пчеловодом была и меня этому искусству учила.
- Ты, Риточка, мне расскажи историю о стакане с мёдом.
- Борис, брат мой, стакан с мёдом спрятал на сеновале. Он летом там спал. Соседка Авдотья  маме и говорит: «Варвара, смотри ты: на сеновале-то у тебя рой пчёл. Откуда рой-то там? Видишь: пчёлы так и летают. Собери! Ловить, поди, их  надо». Я маме посоветовала подняться ей самой на сеновал и проверить. Сказала, что это проделки Бориски. Я сама видела, как Борис на сеновал нёс какой-то стакан. Не мёду ли?  Я сама по крутой лестнице полезла на сеновал.  Вижу: чёрный рой, пчелиная семья над стаканом летает. Позвала маму, её Варварой зовут. Мама взяла ведёрко, сетку, тоже полезла на сеновал, начала собирать пчёл. Говорит мне: «Рита, осторожнее, только бы на дерево не перелетели, здесь будем их ловить. Главное - надо матку в ведро заманить». Мама стакан мёда поставила в ведро.  За маткой остальные пчёлы сами в ведро влетели. Авдотье спасибо, что вовремя подсказала.
  Маргариту Георгиевну любили и её пациенты-больные в медсанчасти, куда нередко попадали работники «Химпрома».
- Ой, кого я вижу! – радуется встрече со знакомым, мужем Розы-подруги. – Мергасим, с тебя и начнём забор крови на анализы. Вчера вечером, когда шла домой с работы, я тебя заметила. Не думала, что ты спешил в больницу на стационарное лечение. Лучше быть здоровым и не попадаться сюда, в больничную палату. Однако, Миша- Мергасим,  всегда приятно видеть тебя, Давай руку!
- Которую руку,  правую или левую? – шутит с Ритой Мергасим.
- Любую.
  Каждый день навещала Маргарита Георгиевна  больного Диастинова Мергасима. Идёт на забор крови в соседнюю палату, забежит, поинтересуется состоянием здоровья Мергасима  и обязательно вручит что-либо вкусненького: то пирог с рыбой, то пирожки или шаньгу с мясом или с творогом, Говорила:
- Это мама моя о тебе беспокоится. Каждый раз о тебе она справляется.   
- Спасибо тебе, Риточка.  Спасибо большое и тёте Варе. Не беспокойтесь обо мне. Роза только что была, нанесла мне разных фруктов.
-  Гасим, мне бы увидеть твою Розу. Если придёт, передай ей, чтобы заглянула к нам. Моя мама тоже по ней и по тебе соскучилась. 
   Через недельку, как только выписали Гасима из больницы,  мы  в гостях у тёти Вари, у нашей Маргариты.
-  Миша, ты, поди,  соскучился по любимому домашнему пиву? Как узнала, что тебя выписывают из больницы, сразу же и поставила пиво. Оно уже готово, - встречая нас, приглашая пройти вперёд, приветствуют нас тётя Варя и её дочь Рита, с ними Артур и Танюша.  Тётя Варя вытаскивает из печки-духовки свои фирменные шанежки с сыром или творогом. Так бывало часто - часто. За столом тётя Варя обязательно расскажет о своих Барсуках, железной дороге в двух километрах от деревеньки, о мчавшемся на восток поезде «Москва - Пекин». Очень скучали по малой родине своей, о деревеньке Барсуки.