Медведково-52

Эль Ка 3
 фото из личного архива автора

МЕДВЕДКОВО-52


        Деревню с красивым названием Медведково я попыталась недавно отыскать на карте дядюшки Гугеля. А название деревни не просто красивое, оно говорящее. Мед-вед- ково, это значит, если не тайга, то уж лесная чащоба точно, значит и медведи тут бывали-хаживали, девочек-Машенек в коробах за плечами нашивали. Глухомань.

        То лето 52-го, что прошло в моём Медведково, я помню  не то чтобы очень хорошо, но помню. Во всяком случае, отдельные моменты живут в моей памяти настолько ярко, что я помню не только цвет, запахи, но даже тактильно. Поэтому я и попыталась найти по тем осколкам памяти, что высверкнулись у меня. Но деревень с таким названием оказалось несколько. На карте в деревне Тверской области не было реки. А я прекрасно помню высокий обрывистый берег с корабельными соснами по краю, и что река сильно напоминала Оредеж, только шире и глубже. И я ведь её нашла!  Правда, в Новгородской области.  И река, действительно большая, и деревня так и расположена вдоль дороги, что проходила по обрывистому краю реки. И леса, леса…  Так интересно смотреть на карту, снятую из космоса спутником. И я смотрю на своё детство тоже как из космоса, отстранясь от него на огромное расстояние жизни.
 
       Вот откуда я помню эти вагоны с узкими вертикальными окнами, на таком поезде мы и ехали тогда.  А потом еще от станции километров 50 на грузовике. Ехали мы на всё лето, поэтому со своими подушками и одеялами, посудой, керосинкой, кутулями и чемоданами. На дачу? В деревню! И так случилось, что приехали мы  в день похорон хозяйского сына, который разбился на мотоцикле. И в сенях, очень тёмных, с тёмными бревенчатыми стенами, уставленными лопатами, вилами, граблями, завешанных старыми ватниками, почти чёрным потолком, стояли вёдра, наполненные белыми лилиями. Не садовыми, а водяными белыми лилиями - кувшинками, их жирные стебли жгутами заполняли вёдра, а прекрасные головки, склоняясь, свисали к полу. Запах затхлости, плесени соседствовал с тонким  запахом болота и мёда. Что такое похороны я не поняла, а цветы запали на всю жизнь. Нежные, светящиеся белизной лилии в чёрном мире старых потрёпанных вещей.

     Дом, в котором мы жили, стоял на краю деревни, и если зайти за него, то там открывалась полоса поля, поросшего жёлтой сурепкой и лютиками. Даже в пасмурный день, мне кажется, что от жёлтого поля исходил яркий свет, а за полем темнел высокий лес. Стоял бесконечный гул жужжащих пчёл, стрекочущих кузнечиков, растекался тяжёлым сладким варевом воздух, наполненный дивным ароматом медоносов. Недавно я своей мамочке рассказывала, о том первом шоке, который я пережила на этом лугу. Было мне почти четыре года. Животных - больших, я видела только в зоопарке. А тут  совсем рядом, на лугу за домом, паслась лошадь, или конь. И я впервые увидела, как писает лошадь. А делала она это стоя!!!  Это меня так потрясло, что я тут же попыталась повторить! Но вышел конфуз, поэтому пришлось бежать к маме и все объяснять.

      Мама этого не помнит. Зато она подсказала название железнодорожной станции, от которой мы ехали на грузовике. Мама сломала правую руку и я, отвлекая её от болячек, веду с ней беседы. Мама уже старенькая. Да, не пожилая, а старенькая. Ну что сказать, ведь и я уже на 20 лет старше "старухи Ростовой". Мама очень плохо слышит, и, видимо ещё и поэтому, ей больше нравится не слушать, а говорить... А помним мы совершенно разные вещи. И из разговоров-бесед с ней, мы выяснили, что я очень верно запомнила пейзажи, а ещё тот момент, когда мой папа спас тонущую девочку.

       То, что он был простужен и не купался, этого я не помнила. Как не помнила, что вода прогревалась только на мелководье, а вообще-то ключи били даже вдоль берега из песка, а не только со дна реки. Зато очень хорошо помнила, что в речке вода коричневая, что половина реки мелкая, даже детям до колена,  и светится мелкий- мелкий жёлтый песок, а с середины реки, вдруг вода резко становится тёмной, почти чёрной, и в ней отражается обрывистый красно-жёлтый берег, очень высокий.

   И вот мы, малышня, набарахтавшись,  накупавшись, выходим на песочек - бережочек, а девочки Нади с нами нет. Прыгает  рядом соседская девчонка и пищит: " А Надька - то! А Надька - то!" И я вижу, как огромными прыжками, рассекая  и поддевая песок так, что он фонтанами летит из-под ног, мой папочка летит-несётся по песчаному берегу, по мелководью и ныряет в  чёрную глубину. А посередине этого чёрно-коричневого потока виднеется светлая Надькина макушка. Она то показывается, то уходит под воду. Папа вытащил Надьку. Ну, он ведь балтийский матрос, защищал Ленинград в блокаду с моря, в Кронштадте служил. В общем, по всем правилам положил девочку на колено, из Надьки фонтан воды, откачал девчонку. Это я помню хорошо.

    А теперь узнала продолжение этой истории от мамы. Оказывается, эта девочка была внучкой нашей хозяйки, и чтобы не травмировать женщину, договорились мои родители с ребятней, что не расскажем, что Надя тонула, ведь только недавно её отца похоронили. Лето закончилось, мы уже собрались уезжать. Родители ушли в магазин, а я осталась с хозяйкой за столом сидеть. Всё ей и выложила.  Когда родители вернулись, она и говорит: "Что ж ты, Вася, не сказал, что внучку мою спас!?"
   
     Главное в этой истории не это. А то, что я сейчас узнала от мамы, то чего я совсем не помнила...  Моя мама тогда мне  сказала: "Эх, ты, предательница!" И с  тех пор я перестала с ней делиться. О чём она всегда помнила. " Больше ты со мной никогда не делилась".  А ведь и правда, при всей моей любви к маме, никогда, НИКОГДА я с ней не делилась своим сокровенным. Были у меня дневники, подружки, но с мамой... Вот, оказывается, откуда ноги растут у моих секретов.

2013г