01. Инэмури и инициативный сержант

Александр Жданов 2
   Из сборника  "Воспоминания о курсантской жизни. КВВИДКУС  1970-1975"       

               
                "Как живется, таково и спится."

                русская народная поговорка.



       В выпускных классах суворовского военного училища к концу 1970 г. нам часто приходилось не высыпаться, по той, или иной причине: например после суточных нарядов, или гарнизонных тренировок к параду, когда подъем был на несколько часов раньше положенного по распорядку. И как-то незаметно мы с ребятами,  для восстановления бодрости научились, чтобы хоть на какое-то короткое время забыться и вздремнуть, использовать любые непродолжительные промежутки времени . Причем делать это мы умели везде, где только можно было прислонить к чему-нибудь голову и закрыть глаза.  На перерывах между занятиями клали ее на сложенные на столе руки, или на шапку, если это было зимой и моментально отключались. Что удивительно, но эти 10 минут сна каким-то образом значительно восстанавливали наши силы, мы ощущали прилив бодрости, а  сонливость на уроках как рукой снимало.   Эта средство действовало лично на меня даже лучше перекура. 
    
      Привычка использовать такой необычный  метод взбодриться сохранился у меня и после выпуска из СВУ.  И уже в военном училище связи, куда я потом поступил,  пользовался им  совершенно не задумываясь над тем, как это все может выглядеть со стороны.   Однако вполне естественно, что у людей военных, а тем более у сторонников строгой воинской дисциплины, к которым можно было по праву отнести заместителя командира нашей группы* на первом курсе сержанта Б. (он поступил в училище , прослужив полгода или даже год в армии), вид курсанта с лежащей на столе на руках головой, вызывал самые отрицательные эмоции. Представьте, что было  после того,  как моему «дурному» примеру последовали товарищи.  После объявления перерыва,  когда курящие выходили покурить, перед глазами сержанта был уже не один я,  а целая группа отключившихся  курсантов!  Мертвое царство!  Естественной реакцией ответственного командира на это безобразие могло быть только одно!
- Бардак!
- Кто разрешил?
- Немедленно прекратить!
    И не важно, что мы ни в чем не нарушали дисциплину и установленный порядок и не делали по существу ничего предосудительного. Заснув на перерыве, сделал вывод сержант, они наверняка будут спать и на занятиях! А вот это уже безобразие! И его нужно немедленно и в корне пресечь. 
Умная, да ещё сержантская,  инициатива, разумеется, не наказуема.
         И после окончания очередного часа занятий звучит чёткая команда замкомвзвода:
- Группа, выходи строиться! 
Мы, естественно,  были в недоумении. Что случилось? Зачем?
- Товарищ сержант, а в туалет то можно? А как же покурить?
Но на первом курсе рядовым курсантам вопросы в строю задавать было не положено
 - Отставить разговоры! Группа, бегом,… Отставить! Руки в локтях**!
- Бегом! Отставить!
- Бегом! Отставить!
- Бегом! 
 - Марш!
И  когда все остальные группы курса расслаблялись на перерывах, наша  вынуждена была 10 минут лихо строем носиться по территории училища.
    Естественно, что после применения такого убедительного метода воспитания нам уже на лекциях не то, что дремать, думать не хотелось.  Оставалось только радоваться находчивости сержанта.

   Но с другой стороны было понятно, что он все таки несколько превысил свои полномочия.  Хотя бег на перерыве отучал еще и от курения,  насущную потребность отправлять естественные надобности приказом вряд ли ему удалось  бы отменить.
Но деваться было некуда – отстаивать свои права никто из ребят, вчерашних школьников, даже и в мыслях не стал бы, они ведь воспринимали все, что от них требовал сержант, как нечто подлежащее неукоснительному выполнению. И обязаны по уставу были стойко преодолевать трудности, тяготы и лишения военной службы.  Мне же портить отношения с сержантом очень не хотелось из-за очевидности полной бесполезности попыток пытаться ему что-то объяснить. 

    Закончилось все, как обычно, просто. Кто-то из ребят видимо рассказал об этом своим родителям ( а у некоторых папы занимали высокие посты в армии), те возможно сообщили об этом начальнику факультета полковнику Давидян и нашего инициативного командира поправили, подсказав, что так делать не нужно. Так что училищных рекордсменов по бегу из нас сержанту воспитать тогда так и не удалось.

ЭПИЛОГ
Много лет спустя я узнал, что оказывается мою идею короткого сна успешно используют веками японцы. У них даже есть такая практика: "Инэмури" - яп. "присутствовать и спать". Ее практикуют везде: на рабочем месте, или на совещании, в транспорте, или в кафе и в других общественных местах.  Согласно японским традициям инэмури не возбраняется, а, напротив, поощряется обществом, являясь признаком того, что человек мало спит, так как очень много работает.


На фото я практикую Инэмури уже на третьем курсе, на лабораторной работе.

______________________________
* - группа - подразделение курсантов училища, соответствующее взводу.
** - по команде «бегом» военнослужащий обязан был подготовится к бегу- то есть согнуть руки в локтях. Если подразделение делало это по мнению командира не совсем чётко, звучала команда "оставить" и все повторялось неограниченное количество раз.