Вам не понять моей печали...

Дмитрий Анатольевич Овчинников
На фото: заслуженная артистка РСФСР В.Н. Иванова.

Вам не понять моей печали,
Когда растерзаны тоской,
Надолго вдаль не провожали
Того, кто властвует душой.
Того, кто властвует душой.

Вам не понять, вам не понять,
Вам не понять моей печали.

Вам не понять моей печали,
Когда в очах вам дорогих
Холодности вы не читали,
Презренья не видали в них.

Вам не понять, вам не понять,
Вам не понять моей печали.

Вам не понять моей печали,
Когда хладеющей рукой
В порывах гнева не сжигали
Письма подруги молодой.
Письма подруги молодой.

Вам не понять, вам не понять,
Вам не понять моей печали.

Вам не понять моей печали,
Когда вы ревности вулкан
В своей груди не ощущали,
И не тревожил вас обман.

Вам не понять, вам не понять,
Вам не понять моей печали.

Александр Бешенцов, предположительно 1857 год.

Эти стихи стали основой романса XIX века на музыку Александра Гурилева, который был во времена «оттепели» своеобразной визитной карточкой заслуженной артистки РСФСР Виктории Николаевны Ивановой…

Хорошо помню, как мне в детстве моя бабушка Анна Андреевна Сапожникова рассказывала, что, когда она во второй половине 1930-х годов училась в Ряжском педагогическом техникуме и приезжала на каникулы домой в тульскую Дубну, то там встречалась и много общалась с одной девочкой. Ее звали Вика Иванова, и она также на каникулы приезжала в Дубну из Москвы к своему отчиму (отца Вика совсем не помнила – он умер, когда она была очень маленькая, а отчима очень любила). Дело в том, что в те времена недалеко от Дубны строили железную дорогу на участке Тула-Сухиничи. Отчим Вики был командирован на эту стройку в качестве одного из руководителей и квартировал в родном доме моей бабушки. Но дома он бывал очень редко – сильно был занят на работе. Поэтому приезжающая к нему Вика много времени проводила в кругу моей бабушки и ее сестер. Они потом некоторое время переписывались. Позже моя бабушка услышала по радио, что Виктория стала певицей, а впоследствии даже заслуженной артисткой...

Уже потом я выяснил, что Виктория Иванова была на 5 лет моложе мой бабушки и родилась в 1924 году. Она окончила в Москве музыкальные школу и училище, «Гнесинку» с отличием и аспирантуру при ней, стала солисткой Московской филармонии, а затем – в 1960-х годах - популярной камерной и эстрадной певицей с репертуаром из музыки различных эпох: классической, романтической, барочной. Это прежде всего М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, Г. Шютц, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Она пела камерные произведения Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, К. Дебюсси, Г. Малера. В ее программах была старинная французская и английская музыка, русские старинные песни и романсы, произведения таких советских композиторов как Сергей Прокофьев, Зара Левина, Матвей Блантер, Исаак Дунаевский. Иванова пела по радио, выступала по телевидению, широко концертировала на родине и за рубежом, записывала песни для кинофильмов и мультфильмов. Певица выступала с такими выдающимися мастерами, как Д. Ойстрах, И. Браудо, О. Эрдели, A. Любимов, Н. Рабинович, B. Федосеев, Н. Гутман, О. Каган, английский дирижер и композитор А. Роусторн. Но не все было так безоблачно…

Известный писатель Виктор Астафьев в своем произведении «Затеси» в тетради «Последняя народная симфония» так пишет об этой певице: «Несчастья, да все оглушающие, сыпались одно за другим на певицу. Веселый и загадочный муж ухайдакал-таки себя, оставив жену с тяжко больной, взрослой дочерью и на пределе уже век доживающей свекровью.

А певица-то в самом расцвете творческого дарования, и ее ангельски-невинный, в душу проникающий голосок часто звучит по радио, реденько в концертных залах. Выступавшая с триумфальным успехом в парижах, римах и берлинах, она, чтоб не потерять вакансию в «Москонцерте», значит, и кусок хлеба, мотается по заштатным городам отечества нашего, где уже начался разгул громовопящей эстрады».

Последние пять лет жизни певица практически не выходила из дома — тяжелая болезнь не позволяла ей выступать. Виктория Николаевна Иванова скончалась 1 февраля 2002 года, а в феврале следующего года – моя бабушка, четверть века отработавшая в районной отделении милиции, в том числе и начальником паспортного отдела…

По поводу «коронного» романса Виктории Ивановой «Вам не понять моей печали…» Виктор Астафьев написал: «Ну, а насчет печали. Что ж ты с нею сделаешь? Она часть нас самих, она — тихий свет сердца человеческого. Не все его видят и слышат, но я-то слышу твою печаль, дорогой мой соловей в этом мире одиноких и горьких людей. И ты мою слышишь. Разве этого мало?

Утешься и пой! Для того певец и рождается, чтоб одарить людей светом, чтоб разделить богатство свое, свой восторг с ними, ну и поубавить в мире печали, боли и горя. И еще певец является для того, чтоб, страдая вместе с нами и за нас, сделать людей добрее и лучше. И пусть боль певца не будет никому «видна», но да будет она вечно слышна».

Май 2017 г.