свет погасшей звезды

Ольга Остроумова
   Дедушка... Дедушка был со мной всегда. Он и сейчас будто бы рядом. Только на его руках я успокаивалась и засыпала, когда была маленькой, только у него не знала отказа никогда и ни в чем. А сколько дорожек и тропинок нашего парка мы истоптали? В старом гастрономе мы покупали пшено для птиц, какую-нибудь еду для белочек, и отправлялись "делать добрые дела".

  Курил дедушка много. Чаще всего это была вкусная трубка. И так же вкусно пахло в малюсеньком табачном магазинчике, где продавались сигары в удивительных деревянных шкатулках, табак, папиросы, спички в красочных коробках. Заведовала всем этим хозяйством сухонькая, очаровательная старушка, сама насквозь пропитанная табачным ароматом. Мне, маленькой, казалось, что я нахожусь в лавке доброй волшебницы, ведь в карманах ее рабочего, темно-синего халата всегда находилась тянучка для меня. 
                Пожалуй, сейчас я могу сказать, на что было похоже отношение дедушки ко мне: крепкий, не пробиваемый никем и ничем купол, который он раскрыл надо мной раз и навсегда. Никогда больше не чувствовала я себя такой защищенной. А тогда.., тогда я просто знала - чтобы ни случилось, чего бы я не натворила, мой дедушка никогда не даст меня в обиду. Я обожала забираться с ногами в его кресло на кухне, нацеплять на нос его очки, засовывать ложку в рот, делая вид, что курю. Кресло скрипело, черная кожа местами была сильно потерта, вылезала кое-где из-под круглых шляпок гвоздей. Мое самое любимое место в доме.

  Дед прожил долгую и содержательную жизнь. Родившись в 1899 году в рабочей семье в подмосковной Коломне, он выучился на инженера и проявил себя так, что к началу войны уже работал в широко известном сейчас институте вместе с самим И.В. Курчатовым. Через много лет люди, поднявшие нашу ядерную науку на такую высоту, толкали вместе со мной по тропинкам заснеженного парка игрушечную коляску, поправляли покрывальце на моем мишке, рассказывали занимательные истории по очереди. Вели бесконечные беседы и играли в шахматы, разложенные на скамейке. Для меня они были всего лишь дедушкиными друзьями, такие же дедушки. Великие и очень простые люди. Горжусь.

    Дед играл на рояле, как мальчишка гонял по теннисному корту, любил сражаться в забытые сейчас городки. Больше всего мне запомнилось его спокойствие, какое-то смирение и философское отношение к жизни. Бывало, раскурит трубочку и задумается. Вспоминал ли он тяжелые годы, прожитые в эвакуации, трудное бытие в послевоенном бараке или то, что соратников все меньше и меньше?.. Наверно, в жизни дедушки и его друзей были светлые и темные полосы, взлеты и падения, великие открытия и большие неудачи. Дед никогда не говорил о работе. Ни тогда, когда я была совсем маленькой, ни тогда, когда повзрослела. Он был просто-напросто моим любимым дедушкой. Он раскачивал сильно-сильно наши с Дашкой санки и отпускал с высокой горки. А внизу их ловил ее дедушка,"дед Толя", Анатолий Петрович Александров, академик президент РАН, директор курчатовского института. 
            Как часто бывает: о человеке говорят, что он хорошо образован, хороший специалист, но молчат о личных качествах. Или, наоборот, у такого-то, мол,добрая душа, жаль, не хватает знаний. Дедушка был удивительно добрым, чутким, порядочным человеком. Много знал и не кичился этим. Интеллигентный человек во всех смыслах. Дедушка не дожил одного дня до своего восьмидесятитрехлетия. Он ушел легко. Рано утром. Боль утраты не прошла до сих пор...

    Не так давно, к очередной годовщине  создания Курчатовского института была выпущена книга памяти, где описаны этапы становления и перечислены все те, кто стоял у истоков. В этой книге нашлось место и для деда. Василий Васильевич Блинов.
 Нет в нашем сталинском доме, что стоит прямо напротив памятника И.В.Курчатову, давно нет маленького табачного, тропинки парка зарастают. Он все больше и больше похож на лес. Не знаю, не помню, куда делось любимое кресло. Но жива память. Как долго остается свет погасшей звезды. Вот, мы гуляем по нашему лесу на даче. Учусь разбираться в грибах. Вот, дедушка показывает мне, как правильно надо размахнуться, чтобы сбить городошную фигуру. Вот, мы едем в метро,  и дедушка мне читает книжку. Сидящая рядом женщина спрашивает, мол, на кого я похожа: на папу или на маму? Я помню свое детское возмущение и уверенный ответ: - "Я похожа на дедушку!!"