Стоит ли избавляться от въевшихся стереотипов?

Константин Кучер
О фильме Ивана Китаева «Фэйк»

Фэйк, в переводе с английского – поддельный, фальшивый. Соответственно, и у нас это слово означает тоже самое. Ну, например, камни, которые туристы усердно собирают на территории римского Колизея, чтобы увезти с собою в далекую Россию или не менее далекую Японию «на память», – самые настоящие фейки. Подделки. Их самосвалами привозят с близлежащих от Рима каменоломен, чтобы народ забирал с собою именно эти камни, а не разбирал бы по кирпичикам имеющее важное историческое значение сооружение.

Всё это в самом начале фильма Ивана Китаева «Фэйк» выясняют два прозектора больничного морга в небольшом провинциальном городке. А выяснив, обнаруживают, что не где-то там, за тридевять земель, а прямо у них под носом, в прозекторской, лежит вот такой вот фэйк. Причем, достаточно необычный. Забальзамированное тело Владимира Ильича. Ленина. То самое, что вообще-то должно лежать в Мавзолее. На Красной площади, в Москве.

Но оно почему-то – вот тут. У них, в прозекторской. Соответственно, возникает сакральный для любого русского вопрос – что делать? Решают его наши герои не так уж и долго. 29 минут экранного времени. Хотя, если бы они следовали прямому и недвусмысленному приказу начальника местного горотдела полиции (Юрий Тарасов) – «Закопать!», - решение проблемы заняло значительно меньше времени. Но… Тогда и фильма бы не было.

А он на мой взгляд, заслуживает того, чтобы остановиться на нем несколько подробнее. Понравился он мне, если уж так, начистоту. И не просто понравился. Очень. Очень понравился.

Во-первых, «Фэйк» соответствует тому жанру, который заявлен его создателями. Да, это комедия. И не просто комедия, а комедия-фарс. Фарс же, если верить тем умникам, что писали для нас, серых, словари, - «имеет дело …с частными случаями, с событиями …подчас исключительными». А что, если не частный, но исключительный случай, лежит в основе фильма? И это оправдавшееся ожидание, уже, как минимум, настраивает меня, как зрителя, на позитив.

Во-вторых, у фильма, как на мой взгляд, хорошая сценарная основа, которая, с одной стороны соответствует заявленному жанру и несет в себе ту смешинку, которая и должна быть в комедии, а с другой - плотно спрессовывает в одно единое целое те эпизоды, из которых, собственно, и складывается фильм. Ничего лишнего. Всё плотно и органично подогнано друг к другу и последующее логично вытекает из предыдущего. Нет ненужных пауз или длиннот, которых, вообще-то, и не должно быть в коротком метре. Поскольку и первое, и второе ему противопоказаны. Ну, а финальный кадр… Это просто блеск! Помните, как когда-то резюмировал Штирлиц по поводу того, что собеседник чаще всего запоминает финальную фразу? В «Фэйке» это не фраза. Но она, точно – запоминающаяся. На мой взгляд, это что-то, очень похожее на финал в бессмертном «Ревизоре» Николая Васильевича. Не знаю, станет ли бессмертным «Фэйк», но его финальные кадры, уверен, запомнятся многим.

В-третьих, замечательная работа задействованных в фильме актеров. Их немного, но каждый из них создает свой оригинальный, узнаваемый образ. Со своими характером, привычками, причудами и собственными тараканами в голове. Которые есть практически у каждого из персонажей этого фильма. Да и как им не быть! Комедия всё-таки.

И даже если роль и второго плана и видим мы её в кадре несколько минут, всё одно она – живая, достоверная, а потому – запоминающаяся. Какого изумительного мента создал в «Фэйке» Алексей Вертков. У него и текста-то… Всего ничего! Но жестами, мимикой он создает живого и узнаваемого мента. Причем, не просто мента, а именно гаишника, с которыми мы практически каждый день пересекаемся на наших дорогах. А потому удостовериться в том, что перед нами – самый настоящий… Да минутное дело просто!

Ну, и в-четвертых… На мой взгляд, обязательно надо отметить работу оператора фильма. Картинка чёткая, хорошо прорисованная, с натуральным, не выгоревшим и не тусклым цветом, оригинальными ракурсами.

В общем, «Фэйк» - это тот фильм, где всё – одно к одному. Сценарий к режиссеру, режиссер к оператору. И все вместе – к актерам. И ни один из участников этого большого и сложного оркестра не фальшивит и (что не маловажно!) не тянет одеяло на себя.

Единственное, что меня огорчает… Нет, не фильм, упаси Боже. Если что меня и огорчает, так это я сам. Потому что по ходу просмотра мне было интересно. И там, где надо (ну, я надеюсь, что там, где надо) – смешно. Но вот страшно (ни за себя, ни за страну, которая живет старыми стереотипами) – не было. Может, страх придет уже потом, в ходе осмысления увиденного? Не знаю. Не уверен.

Ну, вот такие мы. Со въевшимися в нашу плоть и кровь стереотипами. Которые не отпускают. И вроде бы надо избавиться от них. Избавиться и идти дальше. Но… Надо ли? Ведь наши стереотипы – это часть нас самих. И избавившись от них, не утратим ли мы какую-то часть собственного «я»? И тем самым, не потеряем ли определяющую нас, как нацию, самоидентификацию?..

На фото: Алексей Вертков (справа), эпизод съемок фильма. Источник - сайт онлайн кинофестиваля "Дубль дв@" - https://d2.rg.ru