Первый контракт на теплоходе Дерибас-1

Михаил Бортников
Во многих профессиях время измеряют своими собственными временными единицами.  Археологи привыкли считать время цивилизациями,  историки - веками,  военные - компаниями, артисты - сезонами. У современных моряков тоже есть свои единицы времени - контракты, свои временные циклы - пятилетние.

Каждые пять лет полагается обновлять пакет документов, необходимых для работы в море. И чем выше должность, тем документов этих больше. И каждый год число всевозможных сертификатов только увеличивается.

 Для работы на советских судах дальнего плавания  мне было достаточно  иметь  паспорт моряка, санитарный паспорт, международное свидетельство о прививках и рабочий диплом. Всё!

 Первый, так называемый, рабочий диплом, диплом механика третьего разряда, выдавался капитаном порта на основании диплома об окончании морского училища и справок о плавании, свидетельствующих о фактической работе на борту судна в должности моториста в течение двенадцати месяцев.

После накопления необходимого плавательного ценза в должности четвёртого и третьего механиков, диплом третьего разряда меняли на диплом второго разряда, потом -  на диплом первого. За рубежом он называется дипломом главного механика. То же самое и у судоводителей, конечно, от штурмана малого плавания до капитана дальнего плавания, КДП.

В конце восьмидесятых к числу необходимых документов добавился сертификат о прохождении  курсов по борьбе за живучесть судна. Дальше - больше. Постепенно количество сертификатов перевалило за десяток - по борьбе с пожаром, по использованию спасательных средств, по оказанию первой медицинской помощи, и так далее.

Дополнительно к рабочему диплому появилось его подтверждение, а к учебному - свидетельство о проверке его на легитимность. Больше всего сертификатов, конечно, у капитанов дальнего плавания. Лет пятнадцать назад стали требовать и обычный международный паспорт, свидетельства моряка уже недостаточно.

Все эти документы, повторюсь, действительны пять лет, кроме медицинских, ежегодных. И когда срок их действия заканчивается, моряки в возрасте задумываются, стоит ли все их обновлять. Дело это долгое, канительное, и с каждым годом всё более затратное.

Вот и я собирался закончить с морями, сначала в 2006-м,  но тогда мне предложили работу в солидной международной компании, а потом, уже очень всерьёз,  в 2011-м. Последние дни со старыми документами пришлись на стоянку в Финляндии, в порту Коккола. Новый наш второй механик, звали его Дмитрий, поинтересовался, собираюсь ли я их обновлять.

- Нет, Дима, - ответил я, - пора дорогу молодым давать. В компании нашей балкеров не осталось совсем, а на танкерный флот у меня допуска нет.
-  А жить на что будете? Какая у вас пенсия?
- Да какая, такая же как у всех. Стаж ведь с иностранных судов нам не засчитывается, сам знаешь. Но другие же живут, и мы проживём. Тем более, мне лет пять ничего покупать не надо, квартира обставлена, отремонтирована, вся домашняя техника в порядке. Да и деньги после контракта есть.

- А-а, это только так кажется, что всё есть. Деньги, как вода. А дети, а внуки? А болячки пойдут, профсоюзных путёвок в санатории уже нет. А операции, не дай бог? А зубы?
- Да ну, Дима, тьфу на тебя! Я ещё своими ногами хожу, и не болит у меня ничего.
- Вот потому и не болит, что работаете постоянно. Как сойдёт моряк на берег, пару лет, и в ящик. Смена образа жизни чересчур резкая. Лишний вес наберёте, одышка появится. Да и вообще, чем вы заниматься будете?
- Вот это не знаю. Нет у меня хобби, кроме как книги читать. Причём, лёжа.
- В земле копаться не любите?  На охоту не ходите? На рыбалку?
- Нет, нет, никогда я ничем таким не увлекался. Разве что физкультурой.

- А если вы думаете к пенсии где-то подработку найти, так я вас разочарую. После шестидесяти вы только в сетевом маркетинге желанный гость. Судоремонтные заводы стоят, заказов нет. В портофлот и при советской власти было не пробиться, а куда ещё? Газетами торговать?
- Не смеши меня, Дима. Какие газеты? Газеты дома буду читать, на диване.  Честно говоря, я, может, и поработал бы ещё пару лет, если бы лицензии не  кончились. Но из-за двух лет опять за парту садиться, лекции слушать, - не хочется. Экзамены потом сдавать комиссии, надоело, уже не мальчик.
- Так если только в этом дело, я могу помочь. Экзамены можно и экстерном сдать в Николаеве или в Измаиле, у меня все нужные телефоны есть. И не надо на курсы ходить, что они вам нового скажут?

Телефоны я взял. Как чувствовал, что пригодятся. Насчёт болезней и операций Дима оказался, к сожалению,  прав. Расходы пошли сумасшедшие. И как раз в то время, мне позвонили из незнакомой, греко-украинской компании, предложили работу. Да я уже и сам заскучал, восемь месяцев после рейса прошло. Решил зайти, переговорить.

Представительство компании оказалось в новостройке, расположенной в курортной части старой Одессы. Помещение скромное, персонал небольшой. Объяснили, что было у них два балкера: "Ланжерон" и "Отрада", а три месяца назад приобрели  и третий, переименовав его в "Дерибас".

Управление работой судов осуществлялось, в основном,  украинцами, но жили они с семьями в Греции. Конечно, прежде, чем документами своими заниматься, нужны были гарантии трудоустройства. Пришлось побеседовать сначала с украинским суперинтендантом, потом с греческим, по скайпу. Подошёл я им, и меня утвердили старшим механиком теплохода "Дерибас". Одновременно меняли и капитана, работа судна компанию не устраивала.
 
Димины телефоны и рекомендации пригодились. Через три недели у меня на руках был полный комплект сертификатов, необходимых для работы. Лететь мне предстояло вместе с капитаном и электромехаником в Дакар, и двадцатого июля 2011 года мы вылетели из Киева в  Париж, где пересели на самолёт до Сенегала.

* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2017/05/21/2036