Сочувствие без благодати

Светлана Шаляпина
                И нам сочувствие даётся,
                Как нам даётся благодать...

                Ф. Тютчев



Опять  телефонный звонок!  Так поздно! Ну, конечно, это Соня.  Она сегодня целый вечер  не даёт мне покоя.
- Алло!
- Оля, как ты думаешь, что мне делать?
- Я ведь тебе уже всё сказала.
- Ты думаешь, что они не нарочно это говорили ?
- Конечно, нет! Они просто разговаривали между собой.
- Но я была рядом!
Приходится повторить всё, что я говорила ей час назад. Стараюсь говорить спокойно. И даже своим голосом, интонацией стараюсь её успокоить. Кажется, мне это удаётся.

- Соня, не звони мне больше, я иду спать. И ты ложись. Спокойной ночи! Всё будет хорошо.

Лёжа в постели,  я снова думаю о ней. Мы познакомились два месяца назад на юге. Это была групповая поездка в Сочи. Я и ещё две женщины оказались в одной комнате.  Маша, боевая, весёлая,  была сама по себе, а вот Соня как-то сразу выбрала меня. Даже можно сказать, за меня уцепилась. Если я собиралась прогуляться,  она спрашивала, глядя на меня тревожными глазами: "А можно я с вами пойду?"  А потом уже как-то само собой получалось, что мы везде ходим вместе. Ну, не могла я её "отшить", как советовала мне Маша,  потому что видела  Сонину растерянность и неуверенность в разных ситуациях.

Соне за тридцать,  она высокая, с рыхлой полнотой  и каким-то потерянным взглядом.  Живёт в однокомнатной квартире в полном одиночестве. Родственников  нет, подруг тоже нет. При её характере трудно с кем-то подружиться.  Просто по-человечески жалко её. Какая-то она беззащитная... Одна черта у неё мне не нравится - подозрительность.

Вот и сегодня её беспокойство появилось на пустом месте. Это то, чем она весь вечер меня донимала. Соня работает в ателье. Сегодня две её коллеги разговаривали о своих детях. Соня была рядом. Ну, казалось бы, и что тут особенного? Нет, ей показалось, что они специально завели этот разговор, чтобы её уколоть. "Они же знают, что у меня нет семьи, нет детей!"  И вот  из-за этой заурядной женской  болтовни   она разнервничалась. 

Через несколько дней опять звонок, слёзы и жалобы на сотрудниц.
- Слушай, а может, тебе уйти оттуда?
- Куда уйти? - растерянно  спрашивает Соня.
- Ну, я не знаю - либо в другое ателье, либо вообще можешь шить на дому.
- А где я найду клиентов?
- Ты мне говорила, что у тебя уже есть несколько постоянных заказчиц. А у них есть знакомые, подруги. Такая хорошая портниха, как ты, не останется без работы.
- Ты думаешь?
Соня улыбается. Конечно, ей приятны мои слова.
- Ты знаешь, решай сама, но если тебе здесь невмоготу, то надо что-то менять.

Соня задумалась.

Она действительно хорошо шьёт. Когда мы вернулись из Сочи, она предложила обменяться номерами телефонов. У меня не было  сильного желания с ней общаться: видно, она меня "переутомила" своей персоной на юге. Но она сама стала мне названивать, приглашала к себе домой - я отнекивалась как могла. Но когда она предложила сшить мне что-нибудь, я вспомнила, что у меня давно лежит отрез на платье. Сначала я была в сомнении, могу ли ей довериться, не испортит ли она. А мне будет неудобно ей сказать. Но она так часто мне об этом напоминала, предлагая свои услуги, что мне стало действительно неудобно. Человек хочет сделать мне что-то хорошее, а я вроде ломаюсь. Конечно, я понимала, что она хочет закрепить наши отношения - живём мы далеко друг от друга, встречаться просто так я отказывалась, ссылаясь на свою занятость. В общем, я уступила на её уговоры,  и в один из выходных дней поехала к ней.   

Потом я думала, что зря это сделала. Хотя платье получилось великолепное! Я была довольна. Позже она и блузку  мне сшила. Но теперь я была вроде ей обязана. Конечно, я за всё расплатилась, но произошло то сближение, которого я не хотела. Я всегда с готовностью прихожу на помощь, но в этом случае  началось просто злоупотребление моим вниманием и временем. Нет, я всегда её выслушивала и искренне хотела ей помочь. Но она никогда не спрашивала, могу ли я в данный момент разговаривать, есть ли у меня время. Я назвала бы это бесцеремонностью, но когда она говорила, сбиваясь, дрожащим голосом и начинала всхлипывать, я не могла отказать в участии.

 Она готовилась к моему приезду,  накрыла стол. После кофе занялись делом. Соня сняла мерки, после чего я заторопилась домой. Она пошла меня провожать до метро и всё жаловалась на своих коллег, на соседей.
- Соня, ты не обращай внимания на мелочи.
- Какие же это мелочи? Сосед справа, Иван, всё время надо мной подсмеивается, а я нервничаю. А старуха, которая живёт напротив, так злобно на меня смотрит!
- А ты ей улыбнись!
- Да ты что! - Соня даже остановилась от изумления. - Зачем это я буду ей улыбаться, когда она ко мне так плохо относится?
- Да с чего ты взяла, что она к тебе плохо относится? Она сделала тебе что-нибудь плохое?
Соня задумывается.
- Да вроде нет...
Ну, вот видишь! Надо налаживать отношения с соседями. Кто-то из вас  должен быть умнее.
- Да она нос воротит, когда меня видит.
-  Сделай сама первый шаг.
- Не знаю... А что мне ей сказать?
- Ну... Для начала скажи "Доброе утро!" или "Добрый день!" Помоги ей в чем- нибудь. Она одна живёт?
- Одна.
-  Вот видишь! Пожилой человек... Конечно, она нуждается в поддержке.

Через неделю Соня мне сообщила, что она помогла соседке нести сумку с продуктами, и Алевтина Петровна ( так её зовут ) даже ей улыбнулась.
- Я рада. Продолжай в таком же духе.
- Ой, так странно, она никогда мне не улыбалась.
- А теперь спроси про её здоровье. И внимательно выслушай.
Соня  с недоумением произнесла:
- А мне это совсем неинтересно.
- Неважно. Просто если ты проявляешь внимание к человеку, и он к тебе относится по-доброму.

А потом Соня сшила соседке  платье. И вроде у них установились какие-то отношения.  Алевтина Петровна рекомендовала хорошую портниху знакомым, те хвалили ее перед своими знакомыми. Соня стала реже мне  звонить, чему я была очень рада. У меня накопилось много работы, и мне нужно было заняться своими делами. Как-то она позвонила и сказала, что уволилась из ателье. Ей хватает работы дома. Это был решительный шаг. Может быть, она сможет избавиться от своей неуверенности?

Звонит телефон! Соня, плача что-то мне рассказывает, но я ничего не понимаю.

- Какой знакомый? Про кого ты говоришь?
- Это Максим. Мы с ним раньше встречались...
- Но ты про него никогда не рассказывала.
- А он полгода, нет, больше ко мне не приходил. Я уже думала, что он и не придёт.
- Это твой ( не знаю даже, как сказать ) друг, любимый?
- Да, у нас были...  близкие отношения. ( Всхлипывает ).

Из её бессвязного рассказа я понимаю, что он всегда приходил без предупреждения, когда ему вздумается, номера телефона он ей не оставлял и вообще он женат.

- И зачем тебе такой?
- Всё лучше, чем вообще никого.

Я такого не понимаю. Я ведь тоже одна, но с женатыми мужчинами никогда не заводила романов.

- Подожди, а что случилось? Чем ты расстроена?
Она опять начинает плакать и говорит, что он пришёл пьяный, в плохом настроении, грубо с ней разговаривал.
Я начинаю закипать. Моё всегдашнее  спокойствие, которое помогает Соне, уходит на второй план.
- Да что же это такое? Почему ты позволяешь так с собой обращаться?
- А что же мне делать? Я не хочу его терять.
- Ну я бы высказала ему всё, что я о нём думаю и потребовала нормального отношения. На самом-то деле я просто-напросто его бы выгнала! Впрочем, я не даю тебе никаких советов. Ты сама должна решить, что делать.
 
Она опять начинает что-то говорить, бормочет...
Но на этот раз я твёрдо говорю ей:
- Этот вопрос ты должна решить сама. Всё! Сядь и спокойно обдумай, как будут  развиваться ваши отношения, поставь ему определённые условия, чтобы звонил и спрашивал у тебя, можно ли ему прийти...
Соня даже заикаться начала от такой, как ей казалось, дерзости.
- Так он же обидится и больше не придёт...
- Соня, что ты хочешь от меня? Я тебя выслушала, посочувствовала. Но это твои личные  дела. Делай, как знаешь.

Несколько дней она не звонит. Я потихоньку радуюсь, но мне даже неинтересно, как у неё развиваются события. Чувствую, что я устала от неё.

Поздним вечером звонит телефон. Я вздрагиваю. Соня, взволнованная, сбивчиво что-то говорит.
- Соня, говори чётко. Кто звонил? Что сказал?
- Оля, я ничего не понимаю. Он позвонил...
- Кто он?
- Не знаю.
- Так. Позвонил мужчина, и что?
- Он позвонил и сказал, что сейчас придёт.
- Этот, как его, Максим?
- Нет, голос не его.
- Что он сказал?
- Он сказал, что сейчас придёт ко мне с вещами!
- Так может, это всё-таки Максим?
- Нет! Но он сказал, что придёт с вещами!
- А как он говорил?
- Нервно, громко! Но я его  не знаю... Уже ночь  скоро, я боюсь!
Я начинаю догадываться.
- Соня, я поняла. Этот человек ошибся номером.
- Но он сказал, что придёт ко мне!
 - Он же не знает твоего адреса.

Я начинаю говорить медленно и убеждённо.
- Соня, слушай меня внимательно. Я всё поняла. Этот мужчина, вероятно, поссорился с женой и решил переселиться к любовнице. Когда набирал номер телефона, от волнения нажал не на ту цифру. Он ведь не называл тебя по имени?
- Нет.
Её голос ещё звучит растерянно, но я слышу, что он стал спокойнее.
И я решаю снять  её напряжение  шуткой.
- Соня, а чем плохо, если он придёт к тебе? - Я говорю с улыбкой, весело, чтобы она поняла, что я шучу. - Смотри, как хорошо, придёт готовый мужчинка, да ещё с вещами.
Говорю ещё несколько успокаивающих  фраз. По её  голосу слышу, что она не нервничает.

На следующий день я сама ей позвонила.
- Ну что, пришёл?
- Нет, никто не пришёл, - сказала она со вздохом,  и в её голосе я услышала нотки разочарования.