Последняя крепость империи 9

Виктор Квашин
Историк

(Россия, Владивосток, 2014 год)

Монгольско-Цзиньская война. Колосс пошатнулся

– Доброе утро! Вижу, вижу, как вы рады меня видеть! Глазки блестят, каждый думает: вот бы подольше сегодня семинар продлился! Ну, что же, давайте вместе получать удовольствие. Итак, мы сегодня продолжаем разбирать Монгольско-Цзиньскую войну. И продолжаем мы её с 1212 года. Кто желает? Давайте, э… Васюта Дмитрий, что-то я вас не только давно не слышал, но также давно и не видел.

– Я, это… я справку в деканат сдал…

– Ну, вы же понимаете, Дима, «торг здесь не уместен», как говорил Киса Воробьянинов. Экзамен-то вам всё равно сдавать придётся, а, следовательно, ваша тяга к знаниям должна в связи с недугом лишь многократно усиливаться. Вперёд!

– В 1212 году ничего особенного не случилось. Ну, Чингисхан осадил Западную столицу чжурчжэней, да пограбил вокруг маленько. Если бы в него стрела не попала, тогда бы, может, он и натворил дел, а так испугался, наверно, и ушёл к себе в улус.

– Плохо стреляли эти хвалёные чжурчжэни! Убили бы его тогда, в 1212-м, и не было бы никакого «татаро-монгольского нашествия», – крикнули с места.

– Стоп, стоп! – срочно вмешался профессор. – Забыли? Мы – историки, и не имеем права произносить это коварное «если бы…». Ни в коем случае! Для нас имеют значение только исторические факты – события случившиеся, а не могущие случиться. Если Чингисхана не убили, значит так случилось, без всяких «если». Усвоили. Продолжаем.

Всё-таки, как-то слишком кратенько вы, Дмитрий, описали события полугодовой военной компании с участием десятков, если не сотен тысяч человек. Не может быть, чтобы так безболезненно всё прошло. Кто желает добавить? Кто бы сомневался, что одна Анечка Чирова снова желает расставить все точки в военном противоборстве 1212 года. Ну, давай, Анечка. Твоя «пятёрка» уже виртуально живёт в твоей зачётке, и я об этом помню.

– Спасибо, Николай Фёдорович! Да, компания 1212 года не была простой. Весной Чингисхан снова лично возглавил свою армию и повёл на Западную столицу Цзинь. И в то же время он послал несколько отрядов для разорения других районов. Монголы ворвались внутрь Великой Китайской стены и, как и в прошлом году, взяли крепость Сюаньдэфу. А город Дэсинфу чжурчжэни смогли удержать. Но это Чингисхана не остановило, часть войск он оставил разорять область вокруг Дэсинфу, а главные войска пошли к Западной столице, и в августе 1212 года осадили её. Чжурчжэни послали на выручку серьёзные силы – трёхсоттысячную армию, которую Чингисхан разгромил. Это было крупнейшее сражение всей Монгольско-Цзиньской войны. Но город не сдавался, а при втором штурме в Чингисхана попала стрела. После этого монголы осаду сняли и отошли на свои территории. А чжурчжэни вернулись в разорённые города и области.

– Да Чирова сказала то же самое, что и Васюта, – крикнули из аудитории.

– Я ещё не закончила! Самое главное было в том, что военное командование Цзинь реально оценило свои силы и стало их более эффективно использовать.  Они постарались избегать полевых столкновений, в которых монголы всегда побеждали, и сделали упор на обороне городов. Таким образом они сдерживали противника системой своих крепостей. Чжурчжэни умели оборонять крепости с помощью самой совершенной на тот момент артиллерии, и смогли сохранить почти все важные города. Но зато территории вне городов сильно пострадали и тем самым была подорвана экономика аграрного государства. Таковы выводы по войне в 1212 году.

– Прекрасно, Анна, мне даже уже неудобно снова тебя хвалить. Как развивались события далее? Кто?.. Прошу, Максим.

– Э… следующий 1213 год был для чжурчжэней, как бы это сказать… короче, плохой это был для них год. Монголы ударили сразу по нескольким направлениям. Чжурчжэням пришлось воевать на несколько фронтов, они разорвали свои силы, которые были разбиты крупными соединениями монголов, а потом монголы пустили грабительские отряды во все провинции Цзинь. Положение усугубилось массовым переходом на сторону монголов подданных Цзинь.

Весной 1213 года Елюй Люгэ объявил себя ваном нового киданьского государства Ляо. Цзиньским военачальникам пришлось направить для подавления этого мятежа целую армию, но это наступление было отбито киданями совместно с монгольскими отрядами под управлением Алчи-нойона.

– Ну, что-то чжурчжэни совсем воевать разучились… – высказался студент.

– Конечно, «разучились», между прочим, у Елюй Люгэ было сто тысяч войска, да плюс монголы. Я же говорю, чжурчжэням на десяток фронтов пришлось распыляться.

В тот же год летом с запада ударили тангуты. Они взяли два города и атаковали ещё два крупных центра. Чжурчжэням пришлось отвлекать часть сил и на борьбу с тангутами.

В августе 1213 года Чингисхан направил основную группировку сил на столичную область через те же города Сюаньдэфу и Дэсинфу, которые монголам взять удалось. Затем около города Хуайлай произошло сражение с цзиньскими войсками, которые были жестоко разбиты монголами.

Далее, обманным манёвром и неожиданным ударом в тыл была взята сильно укреплённая крепость Цзюйюйгуань, и разбита на марше Цзиньская армия, подходящая на подмогу. Один из отрядов монголов отправлен для блокирования Чжунду.

В это самое время в Срединной столице произошёл государственный переворот. Полководец Хушаху убил цзиньского императора Ваньянь Юнцзи, а трон занял Ваньянь Сюнь. Это не добавило эффективности в управления войсками, как мне кажется.

– Я тоже так думаю, Максим. Разве можно менять коня на переправе, тем более императора во время войны. Вероятно, думали не о государстве, а о личной власти. Извини, продолжай, пожалуйста.

В сентябре Чингисхан направил свою армию тремя корпусами на запад, восток и юг для всеобщего разграбления цзиньских земель. До апреля 1214 года грабежами была охвачена гигантская территория – почти все земли севернее реки Хуанхэ. За это время монголами было взято около ста городов, многие из которых сдавались без боя. К монголам добровольно перешли со своими войсками два цзиньских полководца – ханец Ши Тяньэр и кидань Сяо Боди.

– Позвольте уточнение, друзья, – перебил профессор. – Уточнение фразы «земли севернее реки Хуанхэ». Знаете ли вы, что в интересующее нас время река Хуанхэ текла не там, где сейчас. Её нижнее течение протекало иным руслом, а в море она впадала южнее провинции Шаньдун. Посмотрите по карте. Это километров на триста южнее, чем теперь. А, следовательно, территории, охваченные грабежами монголов, были гораздо обширнее! Продолжай, Максим.

– Ну, короче, страну разорили, войска побили. В декабре 1213 года Чингисхан стянул все войска к Срединной столице. Император Цзинь униженно запросил у монголов мира на особо почетных условиях: он признавал юридическое равенство государств Йеке Монгол Улус и Цзинь; отдавал в жены Чингисхану свою дочь – цзиньскую царевну; обязался выплатить монголам огромную дань в виде золота, шёлка, пятисот юношей и девушек и трёх тысяч коней. Чингисхан после раздумий согласился и весной 1214 года был заключён мир. Армия монголов с огромной добычей вернулась на север в свои степи.

– Превосходное повествование! Заметили, насколько сложная война получилась в 1213 году? Обязательно разберите всё это по карте. О-бя-за-тель-но! Буду спрашивать. Все свободны. До встречи!


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/05/28/1240

Книга вышла в издательстве Ридеро. Её можно приобрести в бумажном и электронном исполнении: https://ridero.ru/books/poslednyaya_krepost_imperii/