Дяденька, дай копеечек

Мила Сехович
               
Воспоминание об этой встрече вызывает во мне чувство  грусти, боли и какой- то тревоги. Особенно, когда я вижу смеющихся детей , мальчишек, беззаботно гоняющих мяч во дворе нашего дома.
 
      Фигурка мальчика напоминала  взъерошенного , растерянного воробышка, одиноко сидящего на ветке дерева. Поношенная великоватая  курточка мальчика( явна кем-то спонсированная ему)  брюки, кое-где уже с дырками,  на ногах- старые великоватые кроссовки. Из- под  вязаной  шапочки,  надвинутой  на самые брови,   внимательно смотрели на меня  не по- детски  грустные глаза подростка. Весь сжатый в комочек, он  тревожно оглядывался по сторонам, словно боялся кого- то.
 
     Давно подал заявление на отпуск,  и директор, наконец- то,скрепя сердце,   дал добро.
Конечно, время не самое подходящее для отдыха:  зима,  морозы,  стабильно опускающаяся температура до  минус 30 градусов. Но радует сама мысль: вырвусь наконец-то к своим старикам в деревню, по которым очень соскучился. Представляю,  как не буду вскакивать от звонка будильника,  на ходу выпивать кофе и трястись в автобусе, отправляясь в очередную командировку.

  Красота зимнего деревенского  пейзажа всегда   успокаивает  и лечит меня  от городской суеты. Займусь – ко  я в отпуске  подледной рыбалкой на сомов, схожу в лес на охоту со старым отцовым  ружьишком и  ,конечно,отведаю маминых ватрушек с брусникой.

       Размечтался, но увы… .Утром разбудил меня телефонный звонок  сотового. Что совсем было некстати.  На работе что-то не сложилось. Меня срочно вызвал начальник отдела и  ,не слушая моих возражений, предложил вместо заболевшего коллеги Петра Ивановича немедленно отправиться в командировку. Мне предстояло ехать в небольшой городок на юге Хакасии, когда- то славившийся своей шахтой и рудником.
 
- Милый городок моей юности, как ты мне дорог! Здесь я  рос, учился, мечтал  о будущем, здесь я впервые влюбился!

     Рано утром я был уже на автовокзале. Беру билет и сажусь в «газель». В салоне тепло, мирно дремлют пассажиры  под звуки льющейся  из динамика музыки.  Дорога , проложенная через тайгу, поражает своей крутизной .

На стекле окна салона дыханием отогреваю кружок обозрения и любуюсь  красотой зимнего леса. Справа над дорогой тянется  гряда  скалистых гор,  на которых  вперемешку  с  соснами стайками жмутся березки друг к дружке, ветки коих , покрытые инеем, ,серебрятся под первыми лучами холодного зимнего солнца.  А могучие кедры с огромными нахлобученными шапками снега гордо устремляются в небесную высь. Слева дорога,  заросшая тальником и осинником, обрывается вниз. И где- то  там, на самом дне обрыва  среди камней и увалов,  бьет  под землей чистый родничок.

 А дорога все петляет и петляет. Но вот и конец перевалу. Въезжаем в город. С неохотой  выбираюсь из теплой» газели» и направляюсь в управление. На улице холодно  и немноголюдно. Мороз подгоняет меня,  пощипывая лицо и уши, холодит спину через  парку. От вдыхаемого воздуха слипаются ноздри,  и снег хрустит при малейшем движении: «Хруп,  хруп»… Решаю немного погреться.

 Сворачиваю  к остановке, достаю сигареты, прикуривая, слышу  за спиной голос:
-     Дяденька, дайте , пожалуйста, копеечек, сколько не жалко!

 Медленно оборачиваюсь: передо мной стоит мальчик лет двенадцати. Небольшого роста с худым лицом, усеянным темными веснушками, с  протянутой красной ладошкой правой руки. А левую руку,  сжав в кулачок, греет в рукаве куртки, мешковато свисающей  с плеч. Ноги у него  ,очевидно, подмерзли. Он постукивает  ботинками друг о дружку, пытаясь  согреться. Минуту я, молча, смотрел
на  него ,соображая, как поступить: дать денег, пристыдить или припугнуть милицией.

        Мальчик, почувствовав мое замешательство, резко повернулся и  ,опустив голову, рванул от меня в сторону.
- Подожди, подожди,- крикнул я ему вслед и бросился за ним   ,не надеясь, однако его  догнать.

Но мальчик остановился. Торопиться ему было некуда . Дома его никто не ждал. Да и дома- то  у него оказывается  не было. Из  разговора  с ним я узнал, что он детдомовец. Никита - сирота, стирая грязной рукой текущие по щеке слезы, рассказал грустную историю своей жизни.
 
- Папка нас давно бросил.  Я был тогда еще маленьким и не помню его совсем. От  него осталась только фотография. Вот она.  Я ее всегда ношу с собой. Мальчик сунул руку  за пазуху и вынул маленькое фото. Аккуратно расправил загнувшиеся  уголки  и почему - то прошептал:
- Вот он, мой папка!Если бы он был с нами,ничего бы не случилось!И мальчик продолжал рассказывать. 
 
- Мамка сначала только плакала, а потом начала пить, здорово пила. Иногда и домой не приходила ночевать. Из- за прогулов  на автобазе -   потеряла  работу.  А  потом за воровство попала в тюрьму.

   -Меня определили в детдом – родных-то  никогошеньки у нас с мамкой. А жизнь там не сахар даже сильным ребятам,  а слабым, кто не может за себя постоять -  вообще труба.

- Правда,  мне немного повезло. Через год  взяли в приемную  семью. Тетенька   Аня   оказалась доброй к нам, ребятишкам (нас   приемных  было семь человек-  все пацаны)  заботилась о нас,  как о своих собственных детях, ласково  называла сынками.
 
- Через два года мамка моя вернулась, забрала меня прямо с урока из школы. Не дала попрощаться  даже с  ребятами. Плакал я сильно,  помню  и тетя Аня плакала.

 Вернулись мы с матерью вновь в свой старый дом. Поначалу все шло хорошо. Мамка  устроилась на работу кондуктором  в автобус, я ходил в школу,  ждал лета и каникул.

- Это случилось в конце августа.  Мамка однажды привела в дом, какого- то мужика. Он остался жить у нас.  Здоровый был мужик,  но нигде не работал. Дядя Леня любил выпить и жил за счет нас с матерью. В последний день  августа у него было день рождение. Мамка накрыла стол, наготовила много вкусностей разных . А  сожитель ее  приволок откуда- то себе гостей, таких же бомжей,  как он. Гуляли допоздна - я ушел ночевать к соседскому парнишке  Пашке.

 - А утром мамку нашли мертвой, а дядька Леня пропал. Так я опять попал в детдом.
 - Плохо мне там было. Никому я там не нужен был и никто меня там не любил. Вот и решил я:  накоплю денег  и поеду искать отца своего Сергея  Федоровича.

- Дяденька,  как вы думаете,  найду я своего папку  по фотографии?- с какой- то надеждой спрашивал он у меня.  А фамилия у нас одна: Костюнины мы с отцом. Узнает ли он меня? Столько лет прошло -, грустно произнес  мальчик.

  Я  прижал  его к себе, поглаживая по плечу,  уверенно сказал:
- Обязательно найдешь,  Никита ! Все у тебя будет  хорошо!  Я  дал ему денег ,оставил на всякий случай свой адрес и телефон,   пожелав   ему удачи.  Тепло попрощавшись,  мы расстались.

 Много лет прошло  с тех пор.  Никиту я больше не встречал. О  мальчике  мне ничего не известно.  Может,  обрели  друг  друга отец с сыном,  и все стало на круги своя?