Жвачка с привкусом смерти

Виктория Колобова
Трубников был уже на полпути в Шахты, когда позвонил Урбан. Он хотел сам поехать за Игорем.

— Спасибо, я уже еду, — ответил детектив, — откуда ты узнал, что он заболел?

— Я сам в кадетский корпус позвонил, иногда звоню. Я у них в спонсорах.

— Я и не знал, что ты благотворительностью занимаешься. Мне позвонили, сказали, что у него ангина. Я не хочу в больницу. Вызову врача на дом.

— Я приеду?

— Боря, ты же хирург, а не детский врач. Ты думаешь, я не знаю, что ты его уже давно пытаешься в свою веру обратить. Я бы не стал так давить на него. Уж если он сам захочет быть врачом, то, пожалуйста, но ты слишком усердствуешь.

— Сводил пару раз в операционную, все! Он сам просил сводить,  ему интересно. Я все же заеду к тебе?

— Приезжай, но только завтра утром. Уже седьмой час вечера. Пока я до Аюты доеду будет 20 или 21. Еще обратный путь, сколько времени займет. МЧС передает штормовое предупреждение. Лучше завтра.

— Люда еще не вернулась?

— Еще нет. В Севастополе она. Помогает Юльке, водит внуков в школу.

— А с ним, кто же будет?

— Ему уже 14 лет, недавно паспорт получил. На дороге видимость плохая, дождь моросит.

— Не буду тебя отвлекать, вернешься, позвони.

Трубников отложил в сторону телефон, сбавил скорость.

Игорь ждал его, смотрел в окно. Трубников привез ему осеннюю куртку, шапку. Игорь оделся, сел в машину, но только отъехали начал кашлять.

— Водички бы! — Просипел он, — в горле першит.

— Вот, что значит, Людмилы нет дома, — подумал Трубников, — она бы обязательно учла все до последней мелочи, дала бы бутылку воды. По пути в такую погоду все придорожные торговые точки позакрывались. Где же воду купить? Придется сделать крюк, заехать на вокзал.

Подъехали к вокзалу, шел сильный дождь. Трубников пожалел, что не взял зонт. Подъехал поближе и забежал в киоск. Купил две пол-литровых бутылки минеральной воды, печенье и леденцы. Быстро заскочил в машину под проливным дождем:

— Я тебе воды…

Игоря не было в машине. Где он? Куда вышел? Зачем? И сразу сам ответил на свои вопросы. Вернулся в киоск, успев промокнуть за несколько секунд. В киоске глубокомысленно рассматривал витрину парень с густой шевелюрой черных волос и огромным горбатым носом. Детектив спросил у него, где на вокзале туалет?

— Я провожу вас, это рядом.

В полумраке туалета одиноко горела лампочка, никого не было. Трубников встревожился не на шутку.

Парень удивленно последовал за ним, когда он вышел из туалета и пошел к зданию вокзала.

— Меня Мамука зовут, могу ли я помочь вам?

— Я мальчика ищу, только что в машине был, куда он ушел?

Под ногами были уже не лужи, а море по щиколотку. Дождь и ветер усиливались, похолодало. Детектив услышал за спиной знакомый кашель, обернулся. Игорь и еще один мальчик бежали за ним.

— Я тебе сейчас по первое число всыплю! — повысил голос Трубников, — ангина, а ты под проливным дождем! Марш в машину!

— Это Денис, — просипел Игорь, держа за руку паренька, который все время порывался уйти. — Мы с ним в приемнике-распределителе были, давно еще. Можно ему с нами?

— И в приюте «Надежда» тоже вместе были, — сказал Денис, — а сейчас я в техникуме учусь. Мне в Солнечный надо.

— Немедленно в машину! Все!

— А мне можно с вами? — робко спросил Мамука. — Завтра с утра на работу, а автобусы из-за непогоды отменили. Только до Ростова!

— Иди, садись, — махнул рукой Трубников. Сунул в руки Игоря воду, печенье и леденцы, — угости всех.

Включил отопление, поехал.

Игорь отдал все Денису, Денис Мамуке. Денис напряженно всматривался в окно, но сквозь дождь ничего не мог рассмотреть, к тому же было темно.
— Куда вы поехали? — испуганно закричал Денис, — Мне в хутор Солнечный надо! Мне не надо в Ростов, остановитесь! Я выйду!

Игорь снова зашелся кашлем, пытаясь что-то сказать. Трубников не останавливаясь обернулся к пассажирам и строго посмотрел на Дениса:

— Слышишь, как он кашляет? У него ангина! Да еще под дождем погулял! Сначала его домой отвезу, врача вызову, а потом к твоим проблемам. Зачем тебе в Солнечный? Кто-то заболел? Умер?

Трубников, не дождавшись ответа, ехал в Ростов. Игорь затих, его бил озноб. Мамука сидел рядом с Денисом и кушал печенье, которое купил Трубников.

— Ты живешь в Солнечном? — спросил он у Дениса.

— Нет, я в общаге живу, учусь в Горном техникуме.
 
— А в Солнечный зачем? — заинтересовался Мамука, — как только тебя мать в такую непогоду отпустила?

— Мама давно в тюрьме.

Мамука подавился печеньем и закашлял.

— А папа? — спросил он, придя в себя.

— Умер. Мне срочно в Солнечный надо.

— Срочно надо Игоря в постель уложить, — сказал Трубников, — а Солнечный подождет до завтра. У тебя там родственники?

— Два брата и три сестры: Алексею семь лет, Анастасии шесть, Веронике пять, Зое четыре, Ярославу три года. Они все в Доме ребенка были в Таганроге. Я в Шахтах, в детдоме был, пока в техникум не поступил. Думал и они в мой детдом поступят, а их тетя Валя опековала, в Солнечный увезла. Она живет там. Она нам не родственница, просто добрая тетя. Пожалела и забрала. Я к ним летом приезжал, жил, сено косил для двух коров. Осенью приезжал, помогал с огородом, по хозяйству. Все нормально было. Малые словно на дрожжах растут, питаются хорошо.

— Соскучился? — спросил Мамука.

— Алешка позвонил от соседей. Я ему наказал, что он за старшего и если что не так, чтоб сразу мне от соседей звонил. С соседями договорился. Он позвонил, сказал, что Славка заболел, а что с ним, не объяснил. Сказал, что дома его нет, в больницу рано утром отвезли, когда все еще спали.Я сразу тете Вале позвонил. Она сказала, что все нормально, что приезжать не надо. Я ее попросил Славку к телефону позвать. Она рассердилась, сказала, что он спит. Телефон отключила.

— Позвонил бы еще раз, — сказал Мамука.

— А то я не звонил! Я еще много раз звонил. Тетя Валя телефон отключила. Соседям, от которых Алешка, я им сам позвонил. Они сказали, что своих забот полон рот. Сказали, что Славка недавно по улице бегал, играл, где сейчас, не знают.

— Зря ты в такую непогоду ехать собрался, — отправил в рот печенье Мамука, — я думал и вправду беда случилась. Спит, небось, твой братишка! А чего ж мама в тюрьме оказалась?

— Папу убила.

Мамука проглотил печенье и тяжело вздохнул:

— А у нас в Махачкале, если появляется ребенок осиротевший, то его сразу забирают в семью. Ваша доброхотка — тетя Валя детей взять бы не смогла. Их бы до детдома не успели довезти, родственники бы забрали.

— Нет родственников, — ответил Денис.

— Соседи бы взяли. Да, не переживай ты! Она же их по опеке взяла? Там знаешь, как проверяют!
 
— Знаю. За полгода ни разу никто не приехал. И она не ездила с отчетами. Я сам проверяю. Туда доехать-то суметь надо. От Шахт на автобусе, потом пересадка в Ивановке. Оттуда на другом автобусе до Андреевки. Там пешком километров пять до Солнечного. Не то чтобы далеко, но доехать трудно, прямого сообщения нет. Зачем вы меня в Ростов везете? Остановите!

— Слушай сюда, — сказал Мамука, — ты в такую ураганную погоду ночью до Солнечного не доберешься. Тебе сказали — завтра. Сиди и молчи. На печенье поешь, вкусное.

— Спасибо, не хочу.

— «Спасыба, нэ хошу», — передразнил его Мамука и подал печенье Игорю.

Игорь отрицательно покачал головой. Выглядел он совсем плохо.

Трубников  с тревогой оглядывался на Игоря. Еще с дороги позвонил Урбану, попросил помочь.

— Рядом с тобой Детская областная больница, — сказал Борис, — вези его сразу туда, я договорюсь, его примут.

— Я бы не хотел в больницу.

Урбан настоял, объяснил, что боится осложнений и воспаления легких.

Мамука вышел на Ворошиловском. Денис обиженно молчал. У Игоря поднялась температура, его бил озноб. Трубников устроил Игоря, дождался, когда его определили в палату, позвонил еще раз Урбану, тот сказал, что он позаботится о нем. Трубников уехал домой вместе с Денисом.

Он очень устал и совсем не хотел есть, только бы согреться, уснуть. Но из-за Дениса зашел в маленький магазинчик возле дома, купил пельмени и сметану. Зашли в квартиру. Отправил Дениса умываться, сварил пельмени. Денис в кухню не зашел. Позвал его, не отозвался. Заглянул в гостиную, Денис спал сидя на стуле, положив голову на руки. Рядом стояли диван и большое кресло, он постеснялся занять их. Трубников разбудил его. Заставил поужинать. Постелил ему в спальне, сам лег в гостиной. Завел таймер на пять утра. Еще раз позвонил Урбану. Борис пообещал завтра до работы навестить Игоря.

Погода перепутала май с ноябрем. Всю ночь бушевали дождь и ветер.

***

Денис встал раньше Трубникова. Умылся, убрал постель, оделся. Хотел уйти, но не смог открыть входную дверь.

Трубников удивился его настойчивому желанию сбежать. Он объяснил, что не хочет быть в тягость, а отблагодарить не сможет. Трубникову очень хотелось выругаться, но он сдержал себя. Поставил Дениса помешивать пельмени в кастрюле и следить за временем, отсчитывая ровно 15 минут. Пошел умываться.
 
После завтрака они отправились в хутор Солнечный. На этот раз Трубников взял с собой бутерброды, воду. Денису подошел свитер Игоря и его осенние туфли. Кеды не успели просохнуть за ночь. Он завернул их в пакет и спрятал под задним сиденьем в машине. До Шахт доехали без приключений, но дальше! Денис показывал дорогу. Доехали до маленького села, отсюда Денис всегда шел пешком пять километров. Под проливным дождем пешком пять километров? На машине тоже не проехать, даже на вертолете не получится, видимость плохая, дождь сплошной пеленой!

— Спасибо, что довезли, — сказал Денис, — дальше я сам пешочком. Уже привык.

Трубников закурил сидя в машине:

— Пешочком при такой погоде прямиком в больницу следом за Игорем. Сиди, пожуй печенье. Третий час уже. В этом селе и пообедать-то негде, кафе или ресторана нет. Может быть, переночуем у кого-нибудь, а завтра с утра распогодится?

— Нет! Мне же Алешка от соседей аж, вчера утром звонил! Я пешком…

— Сиди. Помолчи чуток, дай покурить. Безвыходных ситуаций не бывает. Надо как-то до Солнечного добраться.

Дождь лил как из ведра. Кусты сирени у дома напротив клонились до самой земли. Цветущей сирени.

— А в Солнечный, — спросил Трубников, — по утрам хлеб в магазин привозят?

— Нет. Там раньше был магазин, давно закрыли. Фельдшерско-акушерский пункт тоже закрыли. А школы никогда не было.

— А где же тетя Валя собирается детей учить?
 
— Пока малые все. Алешке недавно семь исполнилось. В этом году должен в школу. Наверное, в интернат.

— Хм, это уже не опека.

— Но вы ведь тоже Игоря в кадетский корпус!

Трубников перевел взгляд с сирени на Дениса:

— Игорь у меня по опеке два года был, недавно я его усыновил.

Денис замолчал и уставился в окно.

— Ладно! — сказал Трубников, — поехали тракториста с трактором искать, желательно, чтобы трактор был с крыльями. Там совсем дороги нет?

— Тырса.

— Так по тырсе и я доеду!

— Нет, старая дорога, застрянем.

Они постучались в дом, возле которого ветер издевался над кустами сирени. Им сразу сказали, что им надо идти к Ванечке, объяснили, где он живет.

— А по отчеству? — спросил Трубников.

— Ванечка! Все его так зовут.

Ванечка оказался парнишкой с большим светло-русым чубом и улыбкой до ушей. У него был детский выпуклый лоб, большой рот, прямой нос и густые волнистые волосы, им бы позавидовала любая девчонка. Он сидел дома, ждал, когда жена приготовит обед, смотрел телевизор. На коленях у него сидел большой серый кот, в ногах примостилась рыжая собака.

— В такую погоду я собаку из будки в дом взял, а вы в Солнечный! — удивился Ванечка.

Денис рассказал ему о своих родителях, о младших, взятых под опеку тетей Валей, про звонок Алеши. Жена Ванечки вышла из кухни, слушала. Ее мама вышла из дальней комнаты, присела рядом с Ванечкой на диван. Трубников и Денис сидели на табуретках, вынесенных для них из кухни женой Ванечки Катей.

— Придется ехать, — со вздохом поднялся Ванечка.

— Нет! — строго прикрикнула на него теща, — нет! Сперва пообедайте! Катя борщ доварит…

— Борщ уже готов, — звонким голосом сказала Катя, — идите руки мыть, я на стол накрою.

Они пообедали и уехали на тракторе. Трубников оставил у них свою машину, сказал, что сегодня же все вернемся.

— Пересчитаем всех детей и сразу обратно.

Уже давно закрыли ворота за трактором. Надо было убирать со стола, а Катя сидела в кухне и плакала. Слезы лились из ее глаз, словно соревновались с дождем. Мать подошла к ней, обняла ее. Они понимали друг друга без слов.

— Давай, — сказала мать, — и мы возьмем из детдома? Говорят, что если сироте поможешь, то потом Бог и своих пошлет.

— Бог? — повернула к ней заплаканное лицо Катя, — почему он так несправедлив? У этих, которая мать отца убила, шестеро детей! Шестеро вместе со страшим! И никому не нужны!

— Ничего, Катерина, — утешала ее мать, — ничего…

***

Они ехали на тракторе очень медленно. Ванечка знал дорогу, но сейчас ее надо было угадывать в сплошной пелене дождя. Ветер гнул до земли деревья.

— Как бы не оборвало провода, — нарушил молчание Ванечка.

— Боитесь без света остаться? — спросил Денис, — да, конечно, без телевизора скучно.

— Телевизор? Нет, — ответил Ванечка, — у тещи инкубатор. Сама цыплят выхаживает. Инкубатор работает от электричества. Она и рассадой занимается. Ей нравится.

— Трудно? — спросил Трубников.

— Нормально. Хозяйство свое, огород.

— У меня 200 рублей есть, — сказал Денис, — возьмите, пожалуйста, Я еще летом на сене заработал. Спасибо, что согласились отвезти нас в такой дождь.

Ванечка с улыбкой отклонил щедрую руку Дениса с зажатыми в кулаке деньгами.

— Я в Горном техникуме учусь! — возмутился Денис, — я уже взрослый!

— Ладно, взрослый, не обижайся, — ответил Ванечка, — пересчитаем твоих мелких и сразу обратно, чтоб до вечера вернуться. Ночью я не поеду, опасно. Всю дорогу размыло! Будто в небе дыра. Льет и льет. Ни зги не видно!

— Зга, — повторил Денис, — странное слово, Николай Федорович, что оно означает?

— Ты отца по имени-отчеству зовешь? — удивился Ванечка.

— Николай Федорович отец моего друга — Игоря.

— И в такую даль ради тебя? Ну и ну! Дня три и циклон уйдет. Разве нельзя подождать?

— Нельзя. Тетя Валя сказала, что Славка в больнице, только после того, как я объяснил ей, что мне Алешка позвонил и про Славку сказал. Вначале говорила, что он спит. А в Шахтах в больнице им даже не пахнет.

— И что она тогда сказала?

— Ничего. Отключила телефон.

— Че-то не то, — вздохнул Ванечка, — вот и Солнечный! Где ее дом?

— Самый первый отсюда. Кирпичный дом, большой. С крытым навесом над крыльцом.
Они подъехали к дому. Из дома выбежал Алеша, радостно бросился к брату. Зашли в дом. Дети выбежали к ним, оставив телевизор.

— Тетя Валя! — крикнул Денис.

— Она к соседям пошла, — сказал Алеша, — я за старшего. Проходите, пожалуйста.
Трубников не смог сдержать улыбку, столько важности было у мальчика.

— А Славка где? — спросил Денис.

— В больнице. Так мама Валя сказала.

— Давно она ушла? — спросил у мальчика детектив.

— С полчаса, пожалуй. Или меньше. Меня за старшего оставила. Я и есть старший.

— К каким соседям?

— Не знаю.

— Когда ты Славу в последний раз видел?

— Позавчера вечером я ему спокойной ночи сказал, жвачку дал со вкусом апельсина и сам спать ушел. Жвачку он у меня попросил со вкусом апельсина. Он любит. Утром я проснулся, его уже нет. Пустая кровать. Пойдемте, я покажу вам его кровать.
Он показал койку, на которой спал Слава, показал зал, где обычно играют все дети, когда идет дождь. А так всегда на улице.

Денис на правах хозяина растопил печь, поставил чайник. Дети почувствовали что-то неладное, молчали. Взрослые тоже молчали. Чайник шипел. Минуты превратились в часы. Ожидание становилось нестерпимым. Денис заварил чай, достал сахар. Пригласил всех за стол, а сам кинулся к двери. Крикнул на бегу:

— Я к соседям!

— Подойди ко мне, Алеша, — сказал Трубников мальчику. — Значит, ты видел позавчера вечером Славу? Он был здоров? У него ничего не болело?

— Он был здоров, весь день прошел нормально. Мы все вместе смотрели телевизор, играли во дворе.

— Разве не было дождя?

— Нет, дождь и ветер только сегодня и то совсем недавно, а то только тучи. Вчера я проснулся, Славки в кровати уже нет. Кровать убрана, только одеяла нет, которым он укрывался. МамаВаля сказала, что он с одеялом в больницу. Вчера его не было. Мы весь день его ждали, играли во дворе. Он не вернулся. А сегодня дома сидим из-за дождя. Мама Валя прямо перед вами ушла. Взяла с собой большую дорожную сумку, в ней что-то тяжелое. Дождевик надела и ушла, сказала, что скоро вернется. А вы сразу за ней приехали.


— Ты не видел, в какую сторону она ушла?

— Нет, я же со двора не выходил. Постоял под навесом, рукой ей помахал и вернулся в дом. Уже сильный дождь шел. Сказала, что к соседям, что скоро вернется.

— Она была чем-то встревожена? Огорчена?

— Нет, как всегда. Дядя полицейский, у меня голова сильно болит, дайте таблетку от головы. У вас есть?

— Есть. Сейчас дам. Почему ты решил, что я полицейский?

— Не знаю, мне так показалось. Мама Валя не была встревожена и огорчена, как всегда была. А мне тревожно, все время плакать хочется. Сам не знаю, почему? Вы не подумайте, я не плакса! Зачем вы обо всем расспрашиваете?

Трубников достал анальгин, разломил пополам и дал мальчику половинку таблетки, налил стакан воды.

— Ты, Алеша, пойди, посмотри телевизор, побудь там с девочками, мультики посмотри.

Алеша ушел. Трубников встал и направился к двери. Ванечка пошел за ним.
 
— Не надо, там сильный дождь, побудьте здесь, я скоро.

— Тоже к соседям?

— Нет ее у соседей. Я сейчас вернусь, не уезжайте без нас, пожалуйста.

— Да уж, здесь что-то не то. Все же я пойду с вами, куда вы?

— Не надо, останьтесь присмотреть за детьми, печь горит, чайник с кипятком. Останьтесь. Я скоро.

Трубников вышел под проливной дождь и осмотрелся.
 
— Наверное, ветер метров двадцать, если не больше.

Он быстро прошел на огород, прошел по огороду, увязая в грязи. Вернулся к калитке и пошел к дороге, по которой они только что приехали. Моментально промок насквозь и продрог. Дом крайний, сразу за ним дорога. Вдоль дороги невысокие деревца сгибались под ветром до самой земли. По дороге он пошел медленно, внимательно всматриваясь в правую и в левую лесополосы. В какой-то момент ему показалось, что кто-то смотрит ему в спину. Он резко обернулся. На дороге стояла полная женщина в дождевике с дорожной сумкой в руках. Он только что прошел по дороге, женщины не было. Она вышла из лесополосы. Быстро подошел к ней. В руках у нее была пустая дорожная сумка. Женщина стояла как вкопанная и молча смотрела на него.

— Где вы закопали ребенка? — спросил Трубников.

Женщина разразилась отборной бранью и замахнулась на него сумкой. Он взял ее за руку так, что она вскрикнула от боли, замолчала и послушно пошла за ним. Он быстро шел в лесополосу. Туда, откуда только что вышла женщина. Увидел на земле лопату. Рядом был кучей хворост. Трубников непроизвольно отшатнулся от этой кучи хвороста, словно увидел сквозь нее труп трехлетнего мальчика. Перевел взгляд на женщину. У нее началась истерика. Он ударил ее по лицу, она опешила и удивленно уставилась на него. Капюшон дождевика упал с головы, обнажив крашеные белые волосы.

— Ты кто такой? — прошептала Валентина.

— За что вы убили ребенка?

— Я не убивала его! Это не я! Он утром уже мертвый был! Он сам умер! Я не знаю, почему он умер!

— Поэтому вы его закопали здесь и забросали ветками.
 
Трубников с отвращением отпустил ее мокрую и холодную руку, передернул плечами. Достал телефон и набрал номер. Поговорил по телефону со следователем, объяснил, где это, сказал, что сам проведет их, покажет место, где закопала ребенка его опекунша.Потом взял ее за руку, преодолев отвращение, и потащил за собой.

— Куда? Я не пойду! — упиралась Валентина.

— Домой! — сказал Трубников тихо, но с металлом в голосе.

Она закусила нижнюю губу и пошла за ним, размахивая пустой дорожной сумкой.

— Что же вы хотели делать потом? — спросил Трубников, когда они уже подходили к дому, — что бы вы объяснили? Ведь вас спросили бы, где ребенок?

— Сказала бы, что пропал. Речка у нас маленькая есть, сказала бы, что утонул. Нашла бы что сказать, — уже спокойно ответила Валентина и со злобой добавила, — я же не виновата, что у нас на хуторе работы нет! Дети — единственный источник доходов!

Трубников вздрогнул от этих слов, будто его хлыстом по лицу ударили. Ничего не ответил.

***

Ванечка уехал один, не дождавшись следователя. Трубников и Денис дождались следователя. При них выкопали труп Славы. Уехали следователь и его группа, увезли Валентину. А Трубников и Денис снова остались дома с детьми. Ждали, когда приедут из районного отдела образования за детьми. Детей увезли в приют.

 Вместе с ними Трубников и Денис приехали в село, где Трубников оставил свою машину. Поблагодарили Ванечку. Трубников отвез Дениса в техникум, вернулся в Ростов.

Игорь уже был дома:

— Дядя Боря сказал, что это обычная простуда, госпитализация не требуется, — радостно сообщил Игорь. — Абатуровы приезжали,  мед и лимоны привезли.

Трубников принял душ, переоделся в сухое и сел в кресло.

— Вы устали? — спросил Игорь.

— Попал под дождь, промок, устал. Ничего, все пройдет.

— А что там у Дениса? Он за брата волновался, все нормально?

— Нормально, не волнуйся. Как твое горло?

— Уже все прошло!

— Как же! Обуйся! Босиком не ходи, а то все вернется.

Вы даже не ужинали. Я сейчас чай с лимоном и с медом приготовлю. Свежий заварю. Мед у Абатуровых на пасеке самый вкусный! Удачно Дима женился. Всегда с медом.

***

Следствие установило, что мальчик уснул со жвачкой во рту. Жвачка попала в дыхательное горло, когда он спал. Смерть наступила мгновенно. Детей определили в другую приемную семью. Против Валентины возбудили уголовное дело. Уволили сотрудницу органов опеки, которая на протяжении шести месяцев не проверяла условия пребывания детей в замещающей семье.