Он первым снял улыбку Гагарина

Диана Свердловская
С легендарным кинооператором Махом (Махмудом Рафиковым) я познакомилась в Полномочном представительстве Башкирии в России. Его представили мне как человека, который первым снял улыбку Юрия Гагарина после приземления его с космоса 12 апреля 1961 года.

— А до этого исторического события довелось мне снимать и спуск первой атомной подводной лодки в качестве режиссера-оператора.  Съемка завершилась больницей, так как  я получил серьезную дозу радиации, — рассказывает он. — Лечился долго. Думал, не выживу. Но наши врачи поставили меня на ноги, порекомендовав оформить инвалидность. Но я, в силу своей молодости, отказался. Просто подумал: как это так, в моем возрасте, имея молодую жену - красавицу, стать инвалидом? Ни за что!

Лечащий Рафикова врач, профессор при выписке выдал предписание директору студии «Моснаучфильм» Михаилу Тихонову перевести Махмуда Мухаметзяновича на съемки таких тем, которые не были бы связаны с радиацией.

Но, как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает.  2 апреля 1961 года вызывает Рафикова к себе в кабинет Михаил Васильевич и сообщает о том, что, звонил Сергей Королев. Он просит кинооператора срочно прилететь к нему.

«Я понимаю, что снова необходима какая-то серьезная съемка, - продолжает мой собеседник. – Поэтому на всякий случай напоминаю Михвасу (так мы его называли за глаза), что у него есть предписание врачей по поводу меня, и что я уже получил определенную дозу радиации и не могу продолжать работать в условиях, опасных для моего здоровья. «Да, это так, - отвечает он, но Королев настаивает».

Позже выяснилось, что в телефонном разговоре Сергей Павлович спросил Тихонова о том, кто будет снимать в поисковой группе № 1 на месте приземления первого космонавта, и Михаил Васильевич ответил, что хронику лучше всех снимает Махмуд Рафиков. Тогда Королев говорит: «Нет, я знаю, что у вас был такой Мах. Вот его надо бы направить к нам». На что Тихонов рассмеялся и сказал, что Мах — это и есть Махмуд Рафиков.

Полную версию интервью можно почитать здесь http://www.proza.ru/2014/06/05/1043

Фото из интернета