Палестинский вопрос

Леонид Рабин
Похоже, пришло время расставить точки над так называемым "палестинским вопросом". Тем более что я пообещал это сделать в ходе нескольких последних дискуссий в Фейсбуке. Я все, что будет сказано ниже, уже проговаривал, но в комментариях и в разных местах. Это нигде не было сведено воедино.

Итак, предполагаемое "палестинское государство". Оно самим палестинцам не нужно, за исключением тех из них, кто работает государственным служащим в системе Палестинской автономии. Палестинцы вообще не "государственный" народ, как большинство народов мусульманского Востока. Они прекрасно жили в составе различных империй, не высказывая большого желания иметь собственное независимое государство. Национальная самоидентификация палестинцев сложилась поздно и под прямым влиянием еврейского сионизма. Она в значительной степени является отражением сионизма.

Это не значит, что у палестинцев не было национально-освободительного движения. Было. Чтобы осознать этот факт, достаточно прослушать замечательный гимн "Маутыни", сейчас являющийся почему-то национальным гимном Ирака. Он был написан в 30-е годы палестинским поэтом Ибрагимом Туканом, родившимся и умершим в Палестине, и стал саундтреком Великого палестинского восстания 1936-1939 годов.

Однако не всякое национальное движение ставит целью создание национального государства. Палестинцы выступали за то, чтобы их землю перестали заселять чужаками. "Дайте нам возможность свободно жить и трудиться на нашей земле, как мы всегда делали".

Вплоть до Второй Мировой войны палестинское национальное движение руководствовалось лозунгами панарабизма, и лишь когда появились независимые Ливан и Сирия, палестинское руководство – то, которое осталось после репрессий Британского мандата, гораздо более брутальных, чем его же репрессии по отношению к милитантному крылу сионистского движения, - потребовало создания независимой арабской Палестины в границах мандата.

Палестинцы не приняли раздел страны в 1947 годах, и это понятно – больше половины страны, которую они считали своей, досталось пришельцам. Плюс к тому, границы были нарезаны так, что в стране, выделенной пришельцам, арабское население составляло 40 процентов.

В начале 90-х годов руководство организации "Фатх" наконец согласилось получить государство на всей территории к востоку от Зеленой черты плюс сектор Газы. Однако есть серьезные сомнения в том, что это согласие даже тогда, на пике "мирного процесса", опиралось на поддержку большинства палестинского населения.

Следует сказать и о том, что вИдение палестинского государства на израильской и палестинской улице очень сильно отличается. Израильский консенсус состоит в том, что палестинское государство будет демилитаризованным и полностью подконтрольным Израилю, а поселенческие блоки, составляющие до 10 процентов его территории, станут частью территории Израиля. Палестинцы не признают ограничений своего суверенитета и, кроме того, настаивают на том, чтобы граница Палестины и Израиля была открытой, а экономическое пространство единым. То есть, чтобы каждый палестинец имел возможность свободно жить и работать в Израиле.

И я еще ничего не сказал о проблеме беженцев, возвращение которых туда, куда они сами решат, палестинцы считают своим естественным и неотчуждаемым правом, в то время как израильтяне категорически не согласны с тем, чтобы у нас в стране появилось сколько-нибудь заметное число палестинских беженцев.

С середины 90-х годов и до настоящего дня поддержка идеи палестинского государства в границах, проведенных на основе Зеленой черты, на палестинской улице постоянно и неуклонно снижается. Однако разговоры об этом государстве на международной арене продолжают вестись. Почему так?

Палестинское государство нужно не палестинцам, а израильской элите и значительной части израильтян. Нужно оно им с единственной целью – чтобы несколько миллионов палестинцев не стали в исторической перспективе полноправными гражданами Израиля. То есть, речь идет о римейке плана бантустанизации, реализованого в ЮАР в середине 1980-х годов. Тогда чернокожее население страны получило несколько "своих" этнических государств, став иностранцами в своей собственной стране, потому что основным источником дохода для жителей бантустанов оставалась работа в "белой" ЮАР и на ее хозяев.

Как минимум один из бантустанов – Транскей – был гораздо более состоятельным и перспективным в территориальном и экономическом плане, чем предполагаемое палестинское государство. Он имел связную, не рассеченную анклавами национальную территорию и выход к морю на значительном участке побережья. Однако вот парадокс – если международное сообщество единогласно осудило и не приняло проект бантустанизации в ЮАР, то в Израиле аналогичный проект выделения палестинского государства это сообщество столь же единогласно и единодушно одобряет и считает безальтернативным.

В принципе палестинское государство в границах Зеленой черты может существовать в качестве независимой экономической и политической сущности, однако добиться этого сложно. В любом случае для этого необходимо было бы реализовать очень масштабный "проект Палестина", включающий альтернативную транспортную сеть, выход к морю не только в Газе, но и, к примеру, в точке, относительно близкой к Самарии (например, на месте бывшей деревни Тантура). Выделение мест под аэропорты в Секторе Газы и Иорданской долине. Экстерриториальный транспортный коридор, связывающий Газу с Иудеей и Самарией, и такой же коридор, связывающий Иудею с Самарией в обход Маале-Адумим. Свободные промышленные зоны, имеющие свободный выход к предполагаемым портам.

Все это требует огромных инвестиций и, прежде всего, создания генплана Палестины, при разработке которого решающую роль будут играть не офицеры служб безопасности Израиля, а специалисты по городскому и территориальному планированию.

Израильское руководство и израильское общество не готово к разговору в этих терминах. Израильтяне вообще не согласны в своем большинстве поступаться ради создания независимой Палестины чем-либо. Они хотят, чтобы палестинцев "отделили" от них самих, но не имеют ничего против того, чтобы палестинцы продолжали работать на Израиль и израильтян.

В таком виде палестинский проект является проектом гетто-бантустана. В то же время идеологи "левой улицы" в Израиле продолжают заниматься морализаторством, обвиняя всех, кто не поддерживает этот проект и даже задает вопросы по существу типа тех, которые задаю тут я, в том, что эти люди "против мира". Как можно быть против мира, ведь мир – это же так хорошо?

Однако мир может быть построен на разных принципах, и двугосударственное решение не является единственным и безальтернативным. Возможно единое государство, состоящее из этнических кантонов, как Босния и Герцеговина, где каждый из кантонов обладает очень большой самостоятельностью, а экономическое пространство едино. Там тоже был установлен мир. Возможна Швейцарская конфедерация, в которой мирно уживаются три национальные общины, каждая из которых имеет собственные независимые государства за пределами Швейцарии, причем все эти государства долго и многократно воевали друг с другом.

Идея гетто-бантустана для чужаков, которых титульное население не желает видеть внутри себя и рядом с собой, не может быть морально оправданной. Я приведу только два похожих исторических примера, помимо ЮАР.

1. СССР, начало 60-х годов. В стране разворачивается массовое жилищное строительство. В Москве тоже. В городе создаются три домостроительных комбината. Для работников двух из них, а также других подразделений строительного комплекса, за пределами столицы строится отдельный город – Солнцево.

Длинные ряды унылых пятиэтажек. Одна школа, один магазин, пара детских садов. Нет даже тротуаров возле дорог. Гетто для рабочих-строителей и членов их семей. Денег на развитие города нет, потому что его жители работают на Москву, и зарабатываемые домостроительными комбинатами деньги уходят в московский бюджет.

Однако кое-кому в высшем руководстве СССР не понравилось такое хитрое решение московских властей. В 1984 году на заседании ЦК КПСС был рассмотрен вопрос о Солнцево. Решено: поскольку город работает исключительно на Москву, и собственных градообразующих предприятий не имеет, он должен быть включен в состав Москвы, и московские власти должны взять на себя развитие города Солнцево. Так город Солнцево превратился в район Москвы – первый за пределами Московской кольцевой автодороги.

2. Палестина, еще Британский мандат. Еврейский ишув. Его главный проект – новый "белый город" Тель-Авив. Жители города, даже беженцы из нацифицируемой Европы, в полной степени заражены характерными для той эпохи расистскими идеями и комплексами. Ничего удивительного – "третья алия" в основном мелкобуржуазная.

Город кто-то должен обслуживать. Ему нужны уборщики, строители, водопроводчики. Они, не считая арабов, в основном являются представителями тех общин, которых белые буржуа Тель-Авива не хотят видеть рядом с собой и внутри себя. Поэтому рядом с Тель-Авивом строится отдельный поселок – Атиква, где поселяют "муниципальных работников Тель-Авива" – так это тогда называлось.

Узкие немощеные улицы, теснота, бедность. Зато жители Шхунат-Атиквы не мозолят глаза уважаемым людям, а только приезжают к ним днем, чтобы их обслуживать.

Прошла мировая война, нацизм потерпел поражение, расистские идеи и комплексы вышли из моды. Было создано и защищено в боях Государство Израиль. Бойцам Хаганы пришлось защищать и поселок Атиква от жителей близлежащих арабских деревень. Израиль начал принимать массовую алию из стран Востока. В 1948 году поселок Атиква был включен в муниципальные границы Тель-Авива, и его жители стали тель-авивцами.

Как справедливо писал Михаэль Дорфман, еврейско-арабский конфликт в Палестине является классовым не в меньшей степени, чем межнациональным. Палестинцы являются нижним классом единого экономического пространства, простирающегося от моря до Иордана. В этом смысле как нынешние палестинские территории с неопределенным статусом, так и гипотетическое Палестинское государство можно считать полными аналогами города Солнцево и квартала Атиква.

Было время, когда сионистское движение было неразрывно связано с движением за еврейский труд. Но даже к тогдашнему движению за еврейский труд следует относиться с изрядной долей скептицизма. В нем был элемент показухи. Так, знаменитый проект осушения болот Хадеры на самом деле осуществляли арабские рабочие, привезенные из дельты Нила. Для них построили отдельную деревню Джиср аз-Зарка. А жители находящейся рядом деревни Фурейдис работали на полях фермеров соседнего Зихрон-Яакова. Именно поэтому Фурейдис пережил Накбу – жители Зихрон-Яакова упросили командование бригады "Александрони" не сносить Фурейдис и не изгонять его жителей до окончания уборочных работ. Командование пошло им навстречу, а осенью 1948 года этнические чистки в Палестине остановила ООН.

Война за независимость Израиля, она же Первая арабо-израильская война, по очень многим параметрам напоминает Карабахскую войну 1991-1994 годах. Бои между соседними деревнями, массовые депортации населения по национальному признаку – все это имело место и там, и тут. Однако по итогам Карабахской войны в Армении не осталось азербайджанского населения, а в Азербайджане армянского. А вот в Израиле все время с 1948 года по настоящее время проживают "свои" арабы, составляющие примерно 20 процентов населения. Есть основания думать, что именно эта планка в 20 процентов изначально была установлена национальным руководством в качестве "безопасного максимума", позволяющего Израилю оставаться национальным государством, но в то же время решающего проблему труда на "низших уровнях" экономической пирамиды. А вот армянам азербайджанский труд в процессе создания своего национального государства почему-то был не нужен – они строят свое государство сами.

Доказательством тому, что я написал, может служить судьба Арабского треугольника (Тира, Тайбе, Калансуа) и региона Вади-Ара (Умм эль-Фахм с прилегающими районами) во время Войны за независимость Израиля. Тира отбила две атаки Хаганы и бригады Александрони в мае-июне 1948 года. Вади-Ара тоже контролировалась арабами до самого конца войны. Тем не менее по Родосским соглашениям о перемирии оба этих региона были включены в состав Израиля, причем руководство Израиля пообещало не депортировать их арабское население. Сейчас именно эти два региона включены Либерманом в его план "обмена территориями и населением". Авигдор Либерман предлагает включить их в будущее палестинское государство в обмен на еврейские поселения Иудеи и Самарии.

Если включение Вади-Ары в состав Израиля можно объяснить тем, что через этот регион проходит стратегически важная 65-я дорога, то включение Треугольника невозможно объяснить ничем, кроме желания сохранить арабское население внутри Израиля в достаточной близости от крупнейших городских центров страны. На самом деле и казус Умм эль-Фахма объясним именно этим. К концу войны в границах Израиля оставалось "слишком мало" арабов, и некому было бы заниматься в условиях мира "арабским трудом".

Представьте себе, что в ходе Карабахской войны азербайджанцам удалось удержать Агдам, но в рамках мирных переговоров армяне потребовали включения его в состав Нагорно-Карабахской республики, пообещав гарантам выполнения соглашений, что азербайджанское население Агдама не будет депортировано. Это неправдоподобно, но в Палестине произошло именно так.

Кстати, жители Тиры, героически оборонявшие свой город, не возражали против его включения в состав Израиля. Что подтверждает тот факт, что им был важен не суверенитет и не арабские национальные сантименты, а возможность продолжать жить и трудиться на своей земле.

Со временем, после Шестидневной войны, в придачу к своему арабскому сектору появился и был встроен в экономику Израиля "бантустан Палестина". Концепция еврейского труда, последний раз подергав ножками в начале 90-х годов при Ицхаке Рабине, сдохла окончательно. В стране появились сотни тысяч иностранных рабочих, однако они так и не заменили труд палестинцев. Сейчас число работающих в Израиле палестинцев снова приближается к тому, каким оно было в конце 80-х годов прошлого века, до всех интифад и до начала массового завоза гастарбайтеров - 150 тысячам человек.

Фермеры и местное руководство полосы Эшколь, прилегающей с востока к Сектору Газы, уже несколько лет требуют снова пустить газовцев работать на их полях вместо таиландцев. "Хозяевам земли" надоели таиландцы, потому что во многих поселках они реально составляют большинство населения, вполне освоились и "обнаглели". "Преимущество" газовцев в том, что они будут утром приезжать на работу, а вечером уезжать к себе домой, и не будут шляться по поселкам. Скорее всего, эта просьба жителей полосы Эшколь уже в ближайшее время будет удовлетворена.

Строить экономику Израиля "только для евреев" уже поздно, и это никому не нужно. Реализовывать проект гетто-бантустана в Палестине аморально и глупо. Его жители, поняв, что евреи их очередной раз обдурили, снова неизбежно начнут заниматься тем, что мы называем террором. Абу-Мазен не имеет ни минимальной легитимности, потому что уже девять лет занимает свое кресло без всяких выборов, ни минимального авторитета среди своих подданных. Большинство палестинцев ненавидят и презирают этого человека, и его власть держится исключительно на израильских штыках. Подписывать с ним любые документы бессмысленно.

Чего хочет большинство палестинцев? Возможности свободно работать в Израиле, и чтобы их не унижали на блокпостах. А не своего независимого государства.

Чего я хотел бы от израильских левых? Чтобы они перестали сетовать на аморальность израильских правых и израильского народа в целом, а вступили в прямой диалог с палестинским гражданским обществом. И поняли, что все варианты урегулирования отношений израильских евреев и палестинцев, основанные на взаимном уважении и равных правах обеих сторон, в равной степени возможны и легитимны.

Чего я хотел бы от израильских правых? Чтобы они, если они не на словах, а на деле выступают за единый Израиль и против территориальных уступок, отказались от давно неактуальной ретросионисткой риторики: "Никакого палестинского народа нет", "Палестинцы - это понаехавшие гастарбайтеры", "Иудеи не могут быть оккупантами в Иудее" и так далее. Чтобы они исходили из того, что в Палестине живут два народа, что другой народ надо уважать, и надо искать решения, подходящие для представителей обоих народов, в равной степени имеющих право на свои исторические нарративы.

И еще я хочу, чтобы и левые, и правые не доверяли ни израильским элитам, ни израильской интеллигенции. Развал СССР учит нас тому, что правящая партия легко и весело предала и продала всё, что она отстаивала и пропагандировала на протяжении десятков лет, а творческая интеллигенция радостно приветствовала этот процесс и призывала смело идти вперед и дальше, не задумываясь о последствиях.