Жемчужные крылья

Наши Друзья
Елена Филимонова
 

Здравствуй, юный друг! 
Я расскажу тебе одну удивительную историю, которая  произошла на далёком-далёком острове, что образовался миллионы лет назад в тёплых водах Тихого океана среди тысячи других, похожих и непохожих на него островов. Там круглый год - очень тепло, температура даже зимой не опускается ниже плюс двадцати пяти градусов по Цельсию. В густых тропических лесах этого чудесного острова обитают диковинные животные, многих из которых  не встретишь больше ни в одной точке нашей большой планеты. Я думаю, что тебе поскорее хочется узнать, кто же станет  героями этой истории. Тогда усаживайся удобнее, и добро пожаловать на остров!
 В глубине влажных тропических джунглей жила одна маленькая гусеничка. Её бархатное чёрно-жёлтое платье украшали яркие красные кружочки. Никто среди муравьев, тарантулов, скорпионов или богомолов не мог похвастаться таким богатым  нарядом.
- Какая она красивая, - вздыхал  застенчивый  богомол. Он каждый день прилетал к гусеничке в надежде, что она, наконец, улыбнётся и заговорит с ним. Но молчаливая красавица не обращала никакого внимания на скромного, немного неказистого,  богомола. Бросив на него лишь короткий рассеянный взгляд, она отворачивалась и устремляла свой взор в высокое голубое небо, что просвечивало сквозь густые переплетения веток и лиан.
- И что они все в ней нашли? - злилась своенравная сколопендра, укрывшись от жаркого солнца в тени большого камня. Её простое коричневое платье было совершенно лишено каких-либо  украшений: ни ярких полос, ни  пятнышек.   Сколопендру очень это огорчало, но виду она не показывала, потому что была очень гордая.
- Здравствуй, гусеничка! - приветствовал каждое утро мечтательницу-соседку муравьишка.  Он отличался добрым и весёлым нравом и был отзывчивым, готовым прийти на помощь любому, кто в ней нуждался. - Тебе  что-нибудь нужно?
- Нет, мне ничего не нужно, - вздыхала гусеничка и продолжала глядеть в небесную синеву.
Муравьишка отправлялся по делам, которых у него было всегда много, а богомол ещё долго сидел неподалеку, сложив свои зелёные крылышки и о чём-то тихо мечтая.
И только скорпион никогда никому не завидовал и  не предлагал помощи. Он очень гордился своим чёрным прочным костюмом, похожим на рыцарские доспехи. В нем он чувствовал себя самым сильным  жителем острова. Вооружённый крепкими клешнями и острым ядовитым жалом, он внушал жуткий страх всем, кто приближался к нему.
- Какие глупости, - удивлялся скорпион. -  Разве счастье в красоте? Подумаешь, красивое платье! Какая от него польза? Главное, быть храбрым и уметь давать отпор врагу.
Ты, конечно же, спросишь, мой юный друг: «Почему  гусеничка была такой грустной, и её совсем не радовало собственное красивое платье?»
Дело в том, что однажды она увидела  бабочку. Её белые с жемчужным отливом крылышки украшал узор черного тонкого кружева. Бабочка опустилась на соседний стебелёк и принялась чистить свои тонкие лапки, совершенно не замечая соседки, которая, не отрываясь, смотрела на незваную гостью широко раскрытыми от удивления глазами.
Закончив моцион,  бабочка  взмахнула великолепными  крыльями и полетела навстречу солнцу!
Гусеничка так  разволновалась, что и не заметила, как стебель листа, который она начала перегрызать до появления белокрылой незнакомки, надломился, и гусеничка упала на землю.   С того дня она стала грустной и молчаливой. Ни песни цикад, ни ночные танцы светлячков, ни очаровательные орхидеи больше не радовали её. 
- Как бы я хотела иметь такие прекрасные крылья, - печально вздыхала гусеничка. Я бы стала самой счастливой гусеничкой на острове.
И теперь каждый раз, встречая своих знакомых, она спрашивала, знают ли они, где ей найти жемчужные крылья?  Но ни муравей, ни скорпион, ни сколопендра не знали, где можно их отыскать.
- Для чего тебе крылья?- удивлялся добрый муравей. - Ведь и здесь, на земле,  забот хватает.  Хочешь, я научу тебя строить муравейник?
- Нет, не хочу, - отвечала гусеничка, вновь предаваясь своему любимому занятию - смотреть на небо.
- Подумаешь, крылья! Они ведь такие хрупкие, - говорил храбрый скорпион. - Гораздо важнее иметь крепкий панцирь, зоркие глаза и ядовитое жало.
- Главное - иметь быстрые ноги, чтобы успеть спрятаться от врагов и от лучей палящего солнца, - в свою очередь отвечала своенравная сколопендра. - А крылья? Что в них хорошего?
На самом же деле, сколопендра была и сама не прочь обрести жемчужные крылья, но признаться кому-нибудь в этом своём тайном желании она никак не могла. Потому, что была очень гордая.
- Если бы я был таким же сильным и бесстрашным, как скорпион,  я посадил бы тебя на спину и облетел вместе  с тобой  весь остров, - вслух мечтал заботливый  богомол, размахивая своими длинными передними лапками. - Я бы показал тебе, как плещутся о скалы волны морского прибоя, как встает солнце, как прячутся в таинственных пещерах воды подземной реки.
«Какой ты смешной и неказистый, - думала  гусеничка, глядя на богомола. - С такими нелепо большими передними лапками и длинным  зелёным туловищем». 
- Но я не могу этого сделать, - с грустью продолжал богомол. Не замечая  рассеянного, чуть снисходительного взгляда гусенички, он присаживался на соседнюю веточку и начинал рассказ о том, что ему довелось увидеть.
- Сегодня я побывал  в удивительных лесах. Представляешь,  деревья там растут прямо в воде, а их острые,   как наконечники стрел,  корни торчат из воды, помогая деревьям наполнять  целебным воздухом свои стволы и  ветви. Люди называют те леса мангровыми.
- Я такая несчастная, - упрямо  твердила гусеничка. -  Мне никогда не найти жемчужные крылья.
- Ах, - тяжело вздыхал несчастный богомол.  Он так надеялся, что гусеничка улыбнётся, услышав об удивительных лесах. Но его старания снова оказались  напрасными.
- Я облечу весь остров и найду  для тебя жемчужные крылья,  -  с готовностью произнёс богомол. Он  вдруг вытянулся как солдатик, голос его стал твёрдым, а взгляд полон решимости.
Целых три дня богомол летал по острову в поисках жемчужных крыльев. Он спрашивал у полосатых варанов, у лесного кошачьего медведя бинтуронга, у сверчков и кузнечиков, где найти жемчужные крылья бабочки. Но никто из жителей острова не знал ответа.
И вот, когда солнце в третий раз опустилось в океан и в небе рассыпались яркие звезды, он прилетел в таинственные пещеры подземной реки. Самые мрачные и самые загадочные места на всём острове. Там было очень холодно и сыро. Причудливые сталагмиты поднимались к сводам пещеры навстречу своим собратьям - сталактитам, преграждая путь незваным гостям. Внизу, не спеша, текли мутные воды подземной реки, скрываясь в глубине пещер, чтобы, потом, вырвавшись из их холодного каменного плена, слиться с теплыми водами тропического моря. Это было царство летучих мышей. Богомола охватил жуткий страх, он уже собрался покинуть это унылое место, как услышал тихое:
- Здравствуй, богомол! Что привело тебя в наши края? - голос принадлежал летучей мыши, самой старой и самой мудрой из всех жителей острова.
- Я ищу жемчужные крылья самой красивой бабочки, - ответил богомол, стараясь скрыть свой страх, но голос его предательски дрожал.
- Я помогу тебе. Ты должен отыскать  одно растение, что растёт  у подножия самого большого холма. Называется оно апоцинум. Тот, кто будет питаться его сочными листьями, приобретёт волшебную силу, а потом заснет глубоким сном.  Но помни, когда он проснется, то уже никогда не станет прежним.
- Спасибо тебе, мудрая летучая мышь, -  богомол поклонился в знак благодарности.
- Есть еще одна тайна, - серьёзно продолжала хозяйка пещеры,- листья этого растения очень ядовиты. Чтобы яд не принёс вреда, прежде, чем начать есть его чудодейственные листья, нужно надкусить их стебель.  А теперь прощай,- летучая мышь взмахнула сильными крыльями и, вылетев из пещеры, скрылась в темноте леса.
- Я знаю, как тебе помочь, - радостно воскликнул богомол на следующее утро.  И рассказал гусеничке  всё, что услышал от старой летучей мыши.
- Спасибо тебе, мой добрый друг, - гусеничка в первый раз улыбнулась. - Совсем скоро я стану самой счастливой!
- И тогда мы с тобой сможем облететь весь остров, - воскликнул богомол.
- Но как мне добраться до подножия самого высокого холма?
- Мы с муравьишкой поможем тебе.
Два дня и две ночи наши маленькие друзья  были в пути. И вот, на третий день они добрались до подножия самого высокого холма. Там повсюду среди густой травы  росли высокие крепкие  стебли растения с сочными листьями. Это и был апоцинум. Муравьишка вернулся домой, а верный богомол остался ждать обещанного чудесного перевоплощения. 
Две недели  гусеничка питалась листьями апоцинума, осторожно перегрызая их стебель, как научила мудрая летучая мышь. И вот, однажды, она почувствовала, как ее стала одолевать небывалая усталость, есть  больше совсем не хотелось. Гусеничка закрыла глаза и провалилась в глубокий сон. 
- До встречи, - только и успел сказать преданный богомол, как маленькая гусеничка превратилась в куколку и замерла. Только легкий ветерок  изредка покачивал её, словно, убаюкивая.
  Прошли еще две недели. Куколка вдруг зашевелилась, затрепетала, её тонкая, но крепкая оболочка затрещала, и из нее показалась существо с большими тёмными глазами и длинными тонкими усиками. Существо освободилось из плена... и тут богомол увидел, что на спине существа сложены большие жемчужно-белые с чёрным кружевным рисунком крылья.
- Здравствуй, бабочка! Ты узнаёшь меня? Я богомол - твой друг, - он очень боялся, что бабочка не узнает его и не захочет с ним отправиться в путешествие. Но все страхи оказались напрасны.  Она узнала его.
- Здравствуй, мой добрый друг! Посмотри, какие у меня чудесные крылья! Я стала такой же красивой, как та бабочка.
- Ты теперь  и есть самая настоящая бабочка. И теперь мы сможем  облететь с тобой весь мир!
И  они полетели сквозь густые заросли и свисающие лианы. И вскоре оказались на берегу моря. Синие волны прибоя вспенивались добела у скалистых берегов и нехотя отступали. По песчаной полосе важно и неторопливо прогуливалась  огромная ящерица, широко расставляя  крепкие пятипалые конечности. Её длинный-предлинный хвост метался из стороны в сторону, помогая сохранять  равновесие. Ящерица что-то выискивала в песке.
- Кто это? - спросила бабочка.
- Это варан.
- Здравствуй, варан! Что ты ищешь на этом пляже?
- Не мешай мне, - разговаривать ему совсем не хотелось. - Это мой пляж и я ищу здесь своих вкусных крабов.
- Посмотри, какие у меня красивые крылья, - легкомысленно произнесла бабочка, не обращая внимания на сердитый вид ящерицы.
- Какое мне дело до твоих крыльев, - сердито бросил варан. Разве они могут принести счастье? Счастье - это когда море каждый день выбрасывает на песок много-много сочных крабов. Сказав это, варан ударил о землю своим мощным хвостом и резко бросился  вперёд. Это новая волна выбросила на берег долгожданное лакомство.
А наши маленькие друзья отправились дальше. Покинув пляж с его недружелюбным хозяином, они вскоре оказались в зарослях густого леса. Какое-то странное большое существо с густой тёмной шерстью и длинным хвостом сидело на дереве и что-то искало в его коре.
- Это бинтуронг, - тихо произнёс богомол. 
- Здравствуй, бинтуронг! - поздоровалась с незнакомцем приветливая бабочка. Посмотри, какие у меня красивые крылья. Я теперь самая счастливая!
- Мне нет никакого дела до твоих крыльев, - сказало существо, продолжая тыкать в кору своим влажным чёрным носом. - Разве счастье в крыльях? Настоящее счастье, это когда много сладких фруктов, жирных личинок и вкусных яиц.
Не желая больше разговаривать, бинтуронг снова принялся тыкать носом в кору,  а богомол и бабочка отправились дальше. В расщелине отвесной скалы  они увидели небольшую птицу. Она строила гнездо из собственной слюны. Слюна быстро твердела на воздухе, превращаясь в прозрачное, словно выдолбленное из горного хрусталя, гнездо.
- Здравствуй, саланган! - поприветствовал крылатую знакомую  богомол. Познакомься, это – бабочка, самая красивая бабочка нашего острова.
- Посмотри, какие у меня чудесные жемчужные крылья! Я теперь самая счастливая. Может быть, ты хочешь иметь такие же? - участливо спросила бабочка.
- Нет, мне не нужны жемчужные крылья. Я спешу построить уютное гнездо. И когда в нём появятся сильные птенцы, я буду счастлива.
Оставив салангана, наши друзья полетели дальше.
- Я чувствую какой-то сладкий аромат, - заметила бабочка.
- Это кувшиночник. Будь осторожна,- предупредил богомол, - это растение привлекает насекомых своим приятным запахом. Я не раз видел, как они заманивали своих жертв, а потом хладнокровно захлопывали крышечки. Давай лучше улетим отсюда.
Наши маленькие друзья в тот день ещё долго летали по острову. Бабочка всем рассказывала о своем счастье, готовая поделиться его секретом. Но никому из жителей острова не нужен был  секрет её счастья. Незаметно наступили сумерки. Ночная прохлада опустилась над джунглями, и воздух наполнился новыми звуками.
- Что это за два огонька сверкают в темноте? - спросила бабочка.
- Это – долгопят, -  ответил богомол.
- Какой он смешной! У него такие добрые глаза! - восхищённо воскликнула бабочка, когда два огонька превратились в маленькое, очень забавного вида, животное.  Оно сидело на дереве, обхватив стебель длинными цепкими пальцами, и неподвижными круглыми глазами смотрело куда-то вдаль.
- Здравствуй, долгопят! - поприветствовала бабочка смешного малыша. Мне мудрая старая летучая мышь подарила жемчужные крылья. Я теперь самая счастливая на этом острове.
- Не понимаю, - сказал долгопят, - как крылья могут принести счастье? Счастье - это когда много спелых фруктов и вкусных хрустящих сверчков, - произнесло  безобидное  с виду существо и в тот же миг схватило сверчка, который, зазевавшись, не заметил приближения хищника,  и вонзило в его хрупкое тело  острые зубки.
- Будь  осторожна, бабочка, - серьёзно произнёс богомол. Этот мир полон опасностей.  Нам нужно найти укромное местечко и отдохнуть, а утром мы вновь отправимся в путь.
Но бабочке спать совсем не хотелось. Она сидела и смотрела, как танцуют светлячки, как сверкают на небе звёзды, как летят на ночную охоту высоко в небе летучие мыши. Вдруг неподалёку среди густых ветвей она заметила паука. «Может быть паук тоже мечтает о жемчужных крыльях? - подумала бабочка. - Пойду расскажу ему о своей тайне»,- и вспорхнула со стебелька.
- Бабочка, куда ты? - закричал ей вслед богомол.
- Я хочу рассказать пауку о своём счастье, - смеясь, прокричала бабочка, быстро удаляясь.
- Подожди, тебе нельзя туда, - только и успел прокричать, что есть сил богомол, как в ту же минуту смех оборвался и жечужные крылья неподвижно повисли в воздухе. Бабочка угодила в сети паука-крестовика.
- Богомол, помоги мне! -  в отчаянии закричала несчастная, запутываясь всё сильнее в липких сетях паутины.
Богомол схватил прутик и принялся, что было сил рвать паутину, но было уже слишком поздно. Хозяин заметил попавшуюся жертву. - Вот он подполз к бабочке и вонзил  острые клыки в её хрупкое тельце.
- Прощай, мой добрый богомол! Прости, что я не послушалась тебя, - от страха голосок бабочки был еле слышен.
Но тут случилось что-то странное. Паук вдруг отпрянул, словно его ужалили, и принялся аккуратно разрывать паутину, освобождая пленницу.
- Улетай, - хрипло произнёс паук,- ты мне не нужна. А напрасные жертвы мне ни к чему.
Богомол подлетел в чуть живой от пережитого ужаса бабочке и горячо обнял её.
- Здравствуйте,  мои маленькие друзья! - вдруг услышали они в темноте тихий голос. Богомол узнал его. Это был голос мудрой летучей мыши.
- Волшебные листья сделали свое дело. Их ядовитый сок отогнал паука и спас тебе жизнь, маленькая бабочка. Теперь ты понимаешь, в чём настоящее счастье? В крыльях ли оно? 
Сказав это, мудрая летучая мышь исчезла в темноте, так же внезапно, как появилась.
В воздухе беззаботно кружились в ночном вальсе светлячки, цикады пели полуночные серенады,  а бабочка и богомол сидели рядом и молча глядели в высокое тёмное небо, усыпанное яркими огоньками звезд.