Солнца тысяча имён

Алексей Большаковъ
     В просторном зале, спроектированном таким образом, что можно спокойно разговаривать на полутонах даже на большом расстоянии друг от друга, находились пятеро очень разных, но объединённых одной целью, человек. Они жаждали знаний и возможностей делиться ими с другими. Четверо из них стали плотным полукругом возле своей одногруппницы – молодой двадцатипятилетней девушки по имени Йирама Типпи, державшей в руках небольшую светящуюся книгу, и уже успели забыть о восхищении, вызванном потрясающим видом – через прозрачный потолок зала – на их родную планету.
     - Ну же, открывай скорее, - подгонял златовласую девушку её нетерпеливый ровесник, Скелай Ветро. – Через час нам нужно будет уйти отсюда.
     - Да, придёт первая группа, - согласился с ним Горис Андрен; его слова прозвучали более размеренно, ведь он был старше всех едва ли не на десять лет.
     - Нет, нельзя, - запротестовала Йирама, поправляя головной обруч, по которому сразу же пробежала белая змея яркого света. Взгляд её светло-синих глаз был столь решительным, что показался даже неуместным в данных обстоятельствах.
     Тонкие книги, подобные той, что была у неё в руках, читались спокойно и медленно, как в старину, и девушка не хотела нарушать это негласное правило. Данное действие она воспринимала как сакральное. Подняв руку вверх, указав ею ввысь, она продолжила:
     - Пока мы не на Земле, а в Академии, я бы хотела, чтобы мы хотя бы старались…
     - Согласен, Йирама, - кивая головой, сказал Кудро Ерхов. Он прежде других уловил смысл сказанного, но быстро спохватился. – Прости, что перебил. Продолжай.
     Но Йирама ничего не ответила, как будто потерявшись в лабиринте собственных мыслей.
     - Вообще, - решила поделиться своими размышлениями Фила Родна, до этого всё время скромно молчавшая, - очень странно, что нам не дали современную версию книги – каждый смог бы прочесть её самостоятельно. Или, как это делается в особых случаях, на который этот очень похож, нас просто не собрали вместе… Вместо этого разделили по пятёркам, и дали возможность самим выбрать время и место для совместного прочтения по старому образцу.
     Слегка светящаяся книга на полупрозрачном материале приковывала к себе внимание ребят, как магнит притягивает к себе мелкие детали.
     - Видимо, это сделано ради должного эффекта. Ради чего ещё! – воскликнул Скелай.
     Наверху что-то щёлкнуло. Прозрачный купол начал становиться темнее; этот процесс несколько секунд сопровождался мерным, подобным кошачьему урчанию, потрескиванием. Всё сработало так точно и вовремя, что ребята не успели ничего сказать, как зал уже был освещён мягкими и безопасными лучами.
     - Вот и Солнце, - словно радуясь, ни к кому не обращаясь, сказал Горис.
     - Про старое Солнце мы и будем читать, - напоминала Йирама о цели их собрания. – Начинаем?
     Она прикоснулась своими тонкими пальцами к книге, и по ней, словно волны на поверхности озера, побежали буквы, слова, предложения. Йирама вдохнула полной грудью воздух, и полился по залу её соловьиный девичий голос.

                «Две традиции»

          Из вступительного доклада на IV Конференции Синей Группы Галактик.
          Подготовили ученики Красной Академии I рукава Млечного Пути.

     Жизнь нашей любимой звезды подходит к концу. Когда-то мысли об этом событии внушали страх нашим предкам. С тех пор утекло много воды – в прямом и переносном смысле: наша цивилизация давно переселилась в другую звёздную систему, освоила новые планеты. После того, как нам протянули руки братья по творению, а спустя какое-то время и мы сами помогали развивающимся мирам, многое изменилось. Поэтому сегодня мы смотрим на это событие с гордо поднятой головой, без страха и сожаления.
     Великая Миссия Разума, тяжесть которой мы взвалили себе на плечи, чтобы разделить её с другими цивилизациями, вдохновляет нас на движение вперёд. Мы познали, что такое пространство, время, энергия, жизнь и смерть. Поэтому постепенное разрушение нашего первого дома не кажется нам чем-то фатальным. Жива память, живы мы, жива сама жизнь.
     И всё же, каждый человек, представитель нашей цивилизации, имеет счастье видеть Солнце в виде слабой мерцающей точки на ночном небе нескольких наших планет. Но только единицы из нас допускаются к работам в нашей старой солнечной системе, единицы могут увидеть Солнце с расстояния, на котором его некогда видел каждый житель Земли.
     Но больше не будем о грустном. Мы расскажем вам о том, как Солнце называли за всю памятную историю цивилизаций Синей Группы Галактик. К сожалению, сведения из других групп пока слишком новы и отрывисты, чтобы хоть как-то обработать их и синхронизировать с нашей общей системой знаний, поэтому пришлось обойтись без них.
     Только наша цивилизация породила столько различных названий нашей звезды, сколько в своё время существовало языков. К слову, другим звёздам повезло намного меньше – большинство из них так никогда и не были названы. А когда мы вошли в Великое Содружество Миров, мы узнали о том, что большинство звёзд – даже самых маленьких и едва заметных – имеют свои, всеми принятое название. Вы знаете, что согласно правилам Содружества, все цивилизации вносят поправки в свои карты, когда узнают о так называемом самоназвании той или иной планеты или звезды. Красивая традиция.
     Но и нам пришлось многое пересмотреть, в том числе знания о месторасположении звёзд, галактик, принять новую систему координат с её новым центром. Грандиозность этих событий, которые рано или поздно переживает каждая цивилизация, скрыла от нас осознание того факта, что Солнце называлось по-разному не только нами, но и многими другими цивилизациями.
     А ведь подобное случалось не только с нашим светилом. Поэтому нам кажется, что наша работа положит начало новой традиции миров Великого Содружества. Быть может, даже двум новым традициям – но об этом ниже.
     Совсем недавно наши учёные составили список более чем из трёхсот пятидесяти наименований Солнца. Их исследование вызвало такой резонанс в нашем обществе, что к новой работе присоединились сотни светлых юных и старых умов нашей цивилизации.
     Рамки доклада заставили нас выбрать десять, пожалуй, самых интересных своей историей и оригинальностью имён Солнца. Их мы и рассмотрим. А в приложении к докладу каждый желающий сможет ознакомиться с – на данный момент – полным списком наименований Солнца и их подробной характеристикой.
     Но прежде чем перейти к рассмотрению десяти наименований Солнца, мы расскажем о небольшом затруднении, в котором внезапно оказались наши учёные. Дело в том, что в данном вопросе есть множество точек отсчёта. Если их обобщить, то нам пришлось выбирать один из следующих вариантов:
     1. Общая хронологическая последовательность присвоения наименований нашей звезде.
     2. Хронологическая последовательность относительно самого Солнца.
     3. Последовательность удалённости цивилизаций от Солнца.
     Как вы понимаете, каждый вариант имеет свои положительные и отрицательные особенности. Например, общая хронологическая последовательность позволяет посмотреть на историческую линейность жизни самих цивилизаций, которые обратили внимание на нашу звезду. Но при этом такая последовательность упускает состояние самой звезды, ведь для одной цивилизации звезда только появилась на небе, а для другой – существовала до появления оной.
     Последовательность относительно Солнца позволяет проследить динамику развития самого светила, но полностью упускает из виду исторический аспект. Ведь некоторые цивилизации раньше дали имя старой звезде, чем некоторые дали его новой, поскольку свет дошёл до их мира намного позже, чем к другим.
     Ну и, наконец, третий вариант предлагает откинуть в сторону время, но при этом за основу взять пространственную характеристику – расстояние.  Таким образом, составленный список наименований будет подразумевать удаление цивилизаций от Солнца, ведь первыми в нём будут наши бывшие соседи. Такая последовательность очень удобна тем, что её не придётся подвергать частому редактированию, ведь большинство ближайших к Солнцу цивилизаций чётко определены в своём расстоянии к нему. Информация из новых миров будет просто прибавляться к списку, всё будет решать только расстояние – не придётся разбираться с тем, когда было дано наименование звезде или сколько ей было лет в тот момент.
     Нашими исследователями был выбран третий вариант, как основной. Хотя, конечно, каждый желающий может работать со списком так, как ему будет наиболее удобно или интересно. Повторимся, что речь идёт об основном исследовании, которое находится в Приложении к докладу. Сейчас же вы узнаете о десяти, на наш взгляд, самых интересных наименований Солнца.
     1. «Живая звезда». Цивилизация Чеерсати долгое время не обращала внимания на безымянную тусклую звезду, находящуюся рядом с несколькими важными для навигации звёздами. Но когда они зафиксировали радиосигнал, идущий от планеты в окрестностях Солнца, жизнь на их планете стремительно изменилась. Благодаря человечеству Чеерсати вошли в Великое Содружество Миров. Невероятное по значимости влияние Солнца на жизнь целой цивилизации.
     2. «Мать народа». В древние для цивилизации Хидианау времена, когда её народы начали формировать общины, когда начали зарождаться первые мифы, на небе вспыхнула новая звезда. Народ планеты долгое время почитал звезду как богиню-мать, которая возникла одновременно с самим народом.
     3. «Вершина треугольника». Созвездие, в котором находилось наше Солнце, играло важную навигационную роль в истории развития мореплавания на планете Такандор. Позже данное созвездие было помещено на первый герб планетарного правительства.
     4. «Счастливая дочь». Житель Эпимо, открывший новую звезду, назвал её в честь своей единственной и любимой дочери. Спустя несколько веков один из потомков данного рода был в составе группы, которая принимала делегацию Великого Содружества на своей планете, в её удивительных водных глубинах.
     5. «Корзина». Такое название нашей звезде дали на планете Бозынорйо. Самое интересное в том, что у нашей звезды не было названия, кроме цифробуквенного значения. Имя звезда получила благодаря визуальному сходству значения со словом «корзина». Так оно и прижилось.
     6. «Слепой путешественник». Для планеты Ютунака наша звезда находилась в невидимой зоне. О её существовании стало известно благодаря косвенным гравитационным признакам. Несмотря на то, что это астрономы Ютунака не могли увидеть Солнце, а не наоборот, они дали звезде такое название. Вероятно, сказалось характерное для жителей планеты чувство юмора.
     7. «[Бедное] стадо кихров». Так называлась большая группа тусклых звёзд. Само Солнце получило номер 14, и не играло абсолютно никакой роли в жизни планеты До. Кихр – некогда наиболее значимое в рационе животное на планете. Сейчас оберегается законом.
     8. «Левое полотенце». Планета Вэхысага, как известно, одна из немногочисленных невращающихся планет. По этой причине изучение звёзд для жителей планеты долгое время было недоступным. Об их существовании долгое время не было ничего известно. Лишь в технологически развитую эпоху появилась возможность путешествовать на тёмную сторону планеты. Учёным пришлось быстро придумывать названия для колоссального количества звёзд.
     9. «Голубой цветок». Цивилизация Капокапо отличается от многих своим ночным образом жизни. Предки жителей Капокапо в древние времена «присвоили» себе все небесные светила. Потом сформировалась традиция передачи звёзд в наследство или в подарок. У самых богатых родов насчитывались сотни и тысячи звёзд. Самыми красивыми считались большие и цветные звёзды. Солнце имело красивый голубой оттенок, и ценилось особенно дорого.
     10. «Узел мира». На небе планеты Иолайиом долгое время шло противостояние между двумя наиболее почитаемыми богами-звёздами – отражение сложных социальных процессов, множества кровопролитных войн. Но когда пришло время мира и стабильности, пришлось мириться между собой и богам. Ровно посередине между двумя яркими звёздами, олицетворяющими собой богов, оказалось наше Солнце. Именно в точке неба, где оно располагалось, боги пожали друг другу руки.
     Как видите, у звёзд бывают очень разные судьбы, если смотреть на них с разного расстояния и в разное время. Мы уверены, данный доклад послужит толчком к серии подобных исследований в отношении многих других звёзд, благодаря которым и возле которых зародилась жизнь – такая разная, но способная к разумному сосуществованию.
     С первой традицией мы закончили. Теперь перейдём ко второй традиции. Совсем недавно представители человечества попросили разрешение на то, чтобы нашу новую звезду было принято называть Солнцем, а нашу главную планету – Землёй. Заявление об этом было отправлено на рассмотрение полцикла назад, и ответ Высшего Совета должен прийти как раз после окончания официальной части нашей Конференции.

                ***

     Лица всех присутствовавших при прочтении, да и самой Йирамы, отражали смесь таких чувств, как удивление, любопытство и замешательство. Они знали в общих чертах о прочитанном, но когда соприкоснулись с историей вплотную, у всех появилось ощущение того, что они были свидетелями тех событий.
     - А ведь это было совсем недавно, - поджимая тонкие губы, первой заговорила Фила. – Двенадцать циклов назад!
     - Я был ещё ребёнком. Все мы были детьми. - сказал Кудро, и ради шутки добавил. - Ну, кроме Гориса. Он уже проходил первую обязательную программу образования.
     - А что такое война? – внезапно спросил Скелай.
     - Ну… - протянул Горис. – Я сначала тоже не понял, но потом вспомнил. Это, так сказать, немир – когда люди противостоят друг другу. Под управлением отдельных лиц очень многие раньше убивали друг друга. На Старой Земле были войны, очень много войн…
     - Интересно, сколько же у Солнца имён на данный момент? – спохватилась Йирама. Скелай быстро перебрал по экрану на левой руке пальцами, и ответил ей.
     - Ровно тысячу! Ни одним меньше, ни одним больше!
     - Это хороший знак, - с блеском в глазах сказал Кудро. - Значит, все мы сдадим оранжевый экзамен на «отлично».
     - И попадём в Красную Академию, - продолжила мысль Йирама.
     Рассмеялись. На душе стало легко и весело. Предстоящие трудности не пугали, наоборот – подстёгивали, подогревали желание учиться и трудиться на благо человечества и Великого Содружества Миров.
     На какое-то мгновение все, точно сговорившись, одновременно повернули головы в сторону маленького фонтана, располагавшегося посередине зала, и журчавшего практически бесшумно. Стройные ряды капель, уподобляясь древним танцовщицам, выпрыгивали в разные стороны из шести близко лежащих друг к другу отверстий в полу, и, описывая в воздухе небольшую дугу, бесследно исчезали.
     Йирама отложила книгу в сторону, привстала и потянулась, устремившись взглядом на Землю. За этот непродолжительный полёт она успела заскучать за привычным пением птиц, журчанием ручьёв, привычным голубо-розовым небом. В архитектуре учебных залов корабля присутствует слишком много строгости, думала она.
     - Ещё немного, и вернёмся домой, - словно прочитав мысли одногруппницы, сказал Скелай. Взгляды их синих и зелёных глаз встретились, как встречаются иногда планеты, но в этой встрече не было разрушения, а было зарождение нового, неведомого им доселе чувства.
     Йирама почувствовала себя неловко, как в древности неловко себя чувствовали внезапно обнажённые люди. Но никто не обратил внимания на этот эпизод – только Скелай, быстро отвернувшись, словно его что-то заинтересовало между информационных рядов, всё же успел заметить, как на её лице вихрем пронеслась красная краска.
     - Думаю, нам пора собираться, - сказала Фила.
     - Да-да, сюда уже идут, наверное, - поддержал её Горис.
     Через минуту ребята вышли из зала знаний, все они копались в своей памяти, заново перечитывая услышанный только что текст. В сердцах каждого эхом звучали слова, выбитые над входом в экзаменационный космический корабль: «Не ищите смысл – творите его сами». Это были первые слова от человеческой цивилизации, вошедшие в кодекс Миссии Разума.