Мамины корни

Машкевич Эдуард
                Поздним осенним вечером, перебирая альбомы с семейными фотографиями, увлёкся воспоминаниями.  Перечитал написанную мной ранее Историю моей семьи и вдруг увидел, как же мало я написал о маме и её корнях.  В Стихи Ру у меня много стихотворений о мамочке, здесь же в прозе, всего несколько слов.  Отчасти это понятно, ведь они с отцом были как одно целое, неделимое.  Мама,  до последнего дня смотрела на отца влюблёнными глазами.  Они пронесли любовь через всю свою долгую жизнь и скончались, мама в восемьдесят два года, а папа в восемьдесят три года.

                Теперь о маме и её корнях.  У мамы было три брата и две сестры, одна родная и одна сводная.  Говоря о корнях, я должен сделать маленькое отступление.  Мамина девичья фамилия Бельская, а один из опричников Ивана Грозного тоже носил эту фамилию.  В одном из спектаклей того времени, Иван Грозный на совете возмущённо произносит- “ Боярин Бельский выйди вон”.  Мы эту связь фамилии воспринимаем как шутка.  Мой дедушка, мамин папа был известный в Тбилиси часовой мастер и над его мастерской висела вывеска- “ Ремонт часов. Яков Бельский”.  Нам это непривычно, ведь это было ещё в девятнадцатом веке.  Но дедушка имел хобби, он был известный в Тбилиси театрал любитель и для него в Тбилисском оперном театре было выделено постоянное место.

                Теперь немного поговорим о маминых братьях. Их у мамочки было три Давид, Моисей и Владимир.  Младший мамин брат Давид был драматическим артистом. Они с женой уехали из дома, из Тбилиси.  Я знаю, что он был хорошим артистом, но биография его артистической деятельности теряется пока что, среди Российских и зарубежных театральных стен.  Это моя вина и недоработка. Я помню его редкие приезды, его артистическую внешность и мне всё  время казалось, что он  разговаривал, как будто стоит на сцене.

                Старший мамин брат Владимир. Он был партийным работником, он работал в центральном республиканском партийном аппарате( я об этом знаю со слов родителей). В 37 году его арестовали, как врага народа и сослали куда-то, без права переписки. Когда наступила Хрущёвская оттепель, Володю реабилитировали и мы узнали что дядя Володя жив. Место ссылки его оказывается несколько раз менялось и найти его по стране было не просто.  Всё-таки нашли его в городе Пенза.за ним съездили и привезли домой. Сорокапятилетний мужчина превратился в дряхлого больного старика.  Тепло близких людей немного продлило его жизнь.

                Средний  мамин брат Мойсей. Когда я пишу его имя теплеет на душе. Дядя Мойсей с семьёй жили близко от нас.  Наши семьи очень плотно общались и очень много лет так практически почти рядом жили. Была замечательная традиция ходить семьями друг к другу в гости Для меня ребёнка это были праздники.  У дяди Мойсея была дочка Аллочка, моя ровесница и эти гостевания кончались тем что мы с Аллочкой, моей двоюродной сестрой оставались с ночёвкой и даже с двумя в гостях. Дядя Мойсей заведовал картонажным цехом. Теперь можно сказать,что у него была артель или частное предприятие,  изготавливавшее картонные коробки различного назначения.В то время подобные предприятия закрывались, имущество и оборудование конфисковывалось а владелец  арестовывался. C дядей Мойсеем совсем другая ситуация.  Его предприятие обеспечивало много людей работой, изготавливало высококачественную продукцию имевшую большой спрос не только в Тбилиси, но и во всей республике.  Предприятие Мойсее оказалось целесообразным сохранить, а Мойсея оставить его руководителем.

                Мне осталось несколько добрых слов рассказать о маминой сестричке тёте Анничке. Анна сколько я помню работала бухгалтером.  Сколько я помню, это была женщина, мне казалось не очень приветливая в общении,может с высоты моего детского видения.  При этом тётя Аня всё время кому-то помогала, кого-то выручала.  Никогда не забуду, как она готовила обед. Она готовила столько еды, чтобы кроме своей семьи всегда оставалось чтобы накормить несколько старушек.  При том Аня сама носила еду каким=то старым одиноким женщинам. Я добросовестно расскзал о маме и её корнях.  Думаю что если бы она это читала, онп бы мной была довольна. В заключение,  одно из стихотворений посвящённых мамочке.

Ммочке.

Нет рядом маминой могилы.
Пришёл бы к ней чтоб душу отвести,
Мы все живые так ранимы,
Ярмо забот по жизни пронести.

Так далеко, мне сутки или двое
До маминой могилы добираться,
Я доберусь и перед камнем стоя,
Что б о заботах мамочке признаться.

Помою мамочкин надгробный камень,
Цветочки рядом в клумбе обновлю,
В моей душе горит-“ Такая пламень”,
Я как живую мамочку люблю.

10.05. 2017.