В. А. Соллогуб Листая Летопись

Галина Белякова
   Из серии"Листая Летопись"
   
   В.А.Соллогуб   (1813-1882)               

     Предисловие

     Какой смысл, когда берем в руки книгу, открываем и читаем первые строчки, страничку,что мы хотим узнать из этих строк? Ничего. Слова не затронули душу. А,что трогает?  Как на это посмотреть...
     О писателе В.А. Соллогубе когда-то мельком из школьной программы, что  был, жил он в пушкинское время. О произведениях, если это не литературный институт, не было и речи.  Может быть и зря! Потому как,каждый писатель пишет о своем времени, излагает мысли своих героев, разумеется, присущиеся тому времени, тем более пушкинское.
     Если  Вы, дорогой мой читатель, любознательны и найдете  час, и прочитаете         далее о В.А.Соллогубе, то  Вам не покажется время потраченным, т.к. Вы узнаете, что писатель был не простым, а своеобразным человеком, не такой, как все из       " высшего общества".
   "А почему?"- спросите Вы. Вопрос ваш уместен. Значит, продолжим разговор о том далеком  времени, когда начиналась зарождаться "натуральная школа" в литературе, основателем был Н.Гоголь, как отметил литературный критик В.Г.Белинский.
В.Соллогуб жил в Пушкинское время и этого достаточно, чтобы узнать о          людях еще больше, чем мы знаем!
   
    Жизнь Владимира Александровича Соллогуба (1813-1882) была долгой, а     литературная слава - громкой, но короткой. Было время, когда  имя его            В.Г.Белинский (литературный критик) ставил рядом с именами Лермонтова, Гоголя.      

-  " Простота и верное чувство действительности составляют неотъемлемую      принадлежность повестей графа Соллогуба. В  этом  отношении теперь после Гоголя он первый писатель в современной русской литературе.Проза В.Соллогуба человечески и художественно  значительна и непохожа на прозу его        великих предшественников и современников.Когда человек берется за перо, он хочет выговорить свое, то, чего другой не скажет.Соллогуб свое  выговорил."- так писал критик в 1842.
      А,чтобы "выговориться" надо прочувствовать жизнь такой какой она есть.
   
      1.
     Владимир Александрович Соллогуб принадлежал к титулованной аристократии. Он унаследовал светскую легкость, артистизм поведения, граничащий  подчас с легкомыслием. Эта житейская "легкость"   перешла от отца Александра Ивановича. Отец славился своими изысканными,  "версальскими"  манерами, был театралом и меценатом, почти "достопримичательностью"  светского Петербурга.
        Софья  Ивановна, мама писателя,была человеком другого склада. Современники отмечали ее глубокий ум и сильную волю. Ее интересовала российская словесность, и не случайно к графине С.И.Соллогуб направил свое "Письмо....о русских поэтах" 1825 году П.А. Плетнев.
Даже Александр l ценил ее ум, подолгу с ней беседовал.Эпизод, из одной такой беседы, относится к Володе Соллогубу. В своих " Воспоминаниях" он описывает это так: " В скромной  гостиной висела  на стене большая антогра  фия с изображением императора и надписью по-французски:"Alexandre l. Autocrate de toutes les Russias".  Когда в день, о котором я рассказываю, государь прибыл, матушка села на диванчик под портретом. Государь занял место подле нее и разговор начался. беседа продолжалась долго, и мне стало скучно. С одной стороны -мне вздумалось блеснуть своей любознательностью: и я вдруг, весьма некстати, вмешался в разговор и, указав на подпись портрета, спросил, что значит   "Autocrate". Государь, бывший несколько туг на ухо, не расслышал, но настоятельно требовал, чтобы матушка повторила ему мои слова. Пришлось повторить, Государь улыбнулся и промолвил: " Видно,  что он приехал из Парижа. Там этому слову его не научили".
   Соллогубы действительно недавно вернулись из Парижа, однако в шутке императора скрывался и более глубокий смысл. Аристократ по происхождению и воспитанию, Соллогуб так и не научился понимать смысл слова " самодержец".  Его " легкость" была  связана с внутренней раскрепощенностью и это была форма протеста против полицейско-чиновнического  порядка самодержавного государства, протеста не серьезного, поскольку Соллогуб недооценивал "серьезность" самодержавия, но все же существенного.  Детский вопрос, удививший,и Софью Ивановну и ее собеседника, оказался, как бы,предсказуемой программой будущей жизни Соллогуба.
      
     Богу угодно распоряжаться судьбой человека. Владимир Соллогуб получил первоначальное воспитание дома.Российской словесности его учил П.А.Плетнев - друг Жуковского, Пушкина, Баратынского, известного в 1820-е годы, как поэт-элегик, способный литературный критик. На формирование личности будущего писателя повлияли не только родители и учителя. Соллогубы были в родстве  с семейством Олениных. Так вспоминал Соллогуб: " В то  время нас возили по воскресеньям к Олениным. Президент Академии художеств и  директор императорской библиотеки. Оленин принадлежал к исчезнувшему типу начальников-хлебосолов: и в столичном его доме  и на даче художники и литераторы  принимались как члены его семьи". В этом гостеприимном доме В.Соллогуб видел Крылова, Гнедича, Пушкина, Брюллова, многих художников и музыкантов; здесь мальчик проникся благоговением перед искусством, сохранившимся у него на всю жизнь.
Если родители образовывали ум сына, то влияние бабушки сказывалось в "воспитании сердца". Лето семья проводила у бабушки Е.А.Архаровой в Павловске. В старой московской барыне здравый смысл сочетался с простодушными суевериями,патриархального хлебосольства с сословной спесью,  страсть к картишкам и обедам с широкой благотворительностью."     "Архаровское", " старомосковское" начало было для Соллогуба воплощением патриархальной дворянской культуры  XVlll века.
   Его первые стихи в пятнадцать лет, стихотворные опыты 1828 г. Ему удавалось легко и просто, как ему тогда казалось, и даже Я.П.Полонский, замечательный лирик, человек следующего поколения, выросший на стихах, подметил с возмущением: " Он читал мне несколько стихотворений, уверен, что лирическое стихотворение - вздор, потому что его легко писать!!!".

        2

       В литературу В.Соллогуб вошел не как поэт, а как прозаик. В 1830 году      Соллогуб студент Дерптского университета, где проучился четыре года, стал не      " кандидатом" (это  звание обеспечивало высокий чин, по тому времени), а  всего лишь" действительным студентом".
В университете бурная студенческая жизнь очень отвлекала студента от учебы.Он занимался множеством наук и готовясь к дипломатической карьере, то музицируя, сочиняя, участвуя в любительских спектаклях и, как подобает настоящему буршу, бражничал, фехтуя, волочась за бюргерскими дочками. Дерптские впечатления  Соллогуба отразились в раннем рассказе " "Два студента", а затем в "Аптекарше" и в " Неоконченных новостях". Здесь точно воспроизведен быт  университетского городка: студенческие корпоративное братство, вечная полушутливая-полусерьезная вражда  буршей с профессорами и филистерами.
Здесь можно вспомнить, как говорил молодой поэт Н. Языков, учась в Дерптском университете в 1823 г, увлеченный изучением литературы, он не посещал собрания, разные увеселительные мероприятия, танцы.Брату писал:" танцы вытряхивают ум из головы: этому примеров много...".
  Теперь то можно и поверить, на примере нашего героя и вспомнить басню И. Крылова " Стрекоза и муравей".
Но ,тем не менее, он службу начал  при Министерстве внутренних дел. Служба проходила по большей части в провинции.
   "Вот моя жизнь...большая дорога, по которой часто приходится ездить в тележке"- писал Соллогуб своему другу Андрею Карамзину, по учебе в Дерпте. В  Петербурге В.Соллогуб посещал карамзинский салон, танцевал на балах.
- " Он всегда делает вид, что презирает общество, в ничтожестве которого         никто  лучше  его не разбирается, но этим он только доказывает, что неравнодушен к  этому обществу" - писала о Соллогубе Софья  Николаевна Карамзина. (...Пушкин в письмах Карамзиных...)
Соллогуб хорошо видел эти особенности, и, главное, недостатки своего круга, но не был  способен из этого круга выйти. Поэтому молодой литератор  не спешил публиковать свои первые  повести и ограничивался чтением их в салонах в кругу друзей.
 
 Первые прозаические опыты Соллогуба заслужили одобрение не только      сверстников, как 7 августа 1836 года Александр Карамзин в письме к брату   восхищался рассказом " Два студента", но и писателей старшего поколения.  Вяземский собирался включить рассказ " Три жениха" в альманах"Старина и новизна"  наряду со  стихами Пушкина, Языкова и прозой В.Ф.Одоевского -  Как позднее вспоминал сам Соллогуб, одобрял рассказы начинающего писателя и Пушкин.

      3

      Интересными нам представляются взаимоотношения  Соллогуба с              поэтом Пушкиным.  А складывались они не гладко. В начале 1836 г. светская сплетня чуть было не поставила их к дуэльному барьеру: несколько слов, сказанных Соллогубом Наталье Николаевне, были превратно истолкованы, и Пушкин послал ему вызов. Служебные разъезды Соллогуба отсрочили дуэль, а 5 мая 1836 года противники  встретились в Москве и примирились. В конечном счете история эта сблизила молодого писателя  с Пушкиным и  одновременно открыла ему глаза на сложную закулисную механику " большого света"  где  основная опасность исходит не от конкретных людей, а от общей атмосферы, где ложные приличия заставляют жертвовать счастьем, честью, жизнью. " Пушкинский эпизод" стал  для Соллогуба серьезным уроком - чуть позже, в  дни, предшествовавшие дуэли Пушкина с Дантесом, он  вел себя в высшей     степени благородно. Получив, как и многие друзья поэта, экземпляр анонимного "диплома",  Соллогуб нераспечатанным доставил конверт Пушкину и предложил ему свои услуги в качестве секунданта. Эти слова сильно тронули  поэта , и Пушкин   - "сказал тут несколько таких слов, что я не смею их повторять".   (из "Воспоминаний "Соллогуба).
    (К слову,  здесь бы можно подметить, мой  читатель, о нашей действительности.    Молодой человек  не   мог, не имел права своей нравственностью  сказать  плохое о человеке, как воспитанный человек.  Сейчас,  при  нашей современности,  это не считается зазорным, повторить плохие слова, ругательские, высказанные  в сердцах, может быть, не для публики.Слова превращаются в крылатые  фразы и их  используют, не понимая, что создают человеку  плохую репутацию,да,это  и безнравственно,наконец.  Автор)

    Продолжим. Соллогуб должен был быть секундантом на ноябрьской дуэли и немало сделал для ее предотвращения. Пушкин был этим не слишком  доволен - он   хотел " расправы со всем светским обществом", как бы воплотившемся в Дантесе, задача же Соллогуба была другой: он стремился любой ценой отвести от Пушкина опасность. Мы знаем, что усилия Соллогуба оказались тщетными.   Пушкин был убит.
       По словам современного исследования, "проницательностью общего взгляда и точностью расставленных оценок", писатель смог разглядеть  внутреннюю логику печальных событий 1836 -1837 годах, В.Соллогуб не просто запомнил на всю жизнь этот эпизод, но и оставил для нас подробности последней драмы Пушкина.

     (Далее продолжение)   www.proza.ru/2017/05/13/313