Мамочка, прощай! часть седьмая

Светлана Красавцева
                КРАСНЫЙ ХОЛМ

   Тяжело деревенскому парню, привыкшему к свежему воздуху, работать в мартеновском цеху. Жарко, нечем дышать... Толя шёл на работу, как на каторгу... Уставал сильно. А главное, что денег не хватало! У них с Лидой была мечта: купить себе небольшой домик. Пусть маленький, но СВОЙ! Но разве так заработаешь на него?!! Мечта всё отодвигается и отодвигается... Но вот пришло письмо от брата из Красного Холма, что недалеко от родительского дома. Брат писал, что у них набирают бригаду лесорубов. Зарплата хорошая. И молодая семья решается на переезд.

   Пока обустраивались на новом месте, дочку Светочку отвезли в деревню к Лидиной матери и сестре. Ей было уже два годика. Девочка росла слабенькая, часто болела ангиной - видимо, сказалось, что Лида перед самыми родами перенесла это заболевание. Да ещё и искусственницей была - у молодой мамочки из-за плохого питания молока почти не было. Приходилось покупать коровье молоко, разбавлять его водой и кормить малышку.

   В Красном Холму сняли комнату у горбатенькой хозяйки Любы. Золотой души оказалась женщина! Толя уехал  рубить лес. А Лида устроилась работать продавцом в небольшой магазинчик. Она и за продавца, она и за заведующую. Хоть и не было у неё опыта, а всё у неё получалось, и покупатели её полюбили. А начальство оказало честь: в конце рабочего  дня собирать выручку в трёх магазинчиках и относить её в банк. Положит Лида деньги в радикюльчик, возьмёт его под мышку и идёт спокойненько по улице. Ещё и по дороге может с кем-то поговорить. Не боялась почему-то. Зато Толя перед отъездом на работу всё её наставлял, чтобы ничего не брала в своём магазине без денег. Не дай Бог недостача! Ещё посадят! Был тогда в городе нашумевший случай, когда молодая девушка взяла из кассы деньги на лотерейные билеты. Решила выиграть наверняка, и купила целую пачку. Думала, что завтра зарплата, и она деньги вернёт. А тут вечером ревизия... И посадили девчонку на шесть лет за растрату!

   А ещё в магазине у Лиды отоваривалось начальство из Горисполкома всякими деликатесами: крабами в баночках, икрой красной. Икра весом была чётко по количеству прикреплённых к магазину. И вот однажды у Лиды осталось целых двести граммов! Кто-то не захотел выкупить. Пошла девушка к своей начальнице. Та как начала хохотать!

   - Ну уморила! - смеялась она. - Да купила бы икру себе! Сами бы с мужем съели! Она же полезная какая!

   - Да что вы, это же дорого как! - не согласилась Лида.

   - Да не так уж и дорого! Ну, не хочешь, я её себе возьму!

   А Лида с Толей решили экономить каждую копейку, чтобы собрать денег на свою мечту.

 

 Тётя Люба, как велела себя называть хозяйка квартиры, как-то сказала Лиде:

   - Привозите свою девочку сюда. Плохо ребёнку без матери!

   - А куда же её? Я ведь работаю. А в садик отдать, болеть будет. Никому не понравится, если я на больничном сидеть буду.

   - Да я буду с ней нянчиться. Мне скучно одной, сын-то в плавании подолгу. А так всё при деле буду.

   Лида обрадовалась такому предложению. Она очень соскучилась по дочурке! И при первом же случае, когда Толя вернулся домой (он работал вахтовым методом), они поехали в деревню к матери и сестре забрать малышку.

   Заходят в избу и видят картину: сидит их девочка на стуле, болтает ножками в валеночках, на голове платочек завязан, и есть с блюдечка... древесный уголь! Мордаха и ручки все чёрные!  Ни дать - ни взять негритёнок! Увидела вошедших, глазёнки расширились от удивления, который вдруг перешёл в страх. Губки скривились, она потянулась у бабушке.

   - Света! Светочка! - закричала Лида, это же я, твоя мама!

   Но девчушка уже безутешно плакала, обняв бабушку за шею.

   - Не узнала... - сказала та. - Да и немудрено! Полгода не видела!

   - А что это она уголь-то ест? - поинтересовался Анатолий. - Не вредно это?

   - Да она сама просит. Как-то раз даже дверцу у печки открыла, за углём полезла. Хорошо, что печка уже остыла! Вот и стали ей давать, чтобы не дай Бог не обожглась. Да мы у медсестры нашей спрашивали. Она сказала, что древесный уголь не вреден для ребёнка. Значит, чего-то в организме не хватает. Она вот и побелку всю расковыряла у печки! Тоже ест!

 

   Тётя Люба оказалась отличной нянькой! Света к ней быстро привыкла и привязалась. Женщина хоть и горбатенькой была, и спина у неё часто болела, но и к речке гулять свою подопечную водила, и на самодельной качельке качала, и к Лиде на работу приходили. Куклу самодельную ей сшила. Теперь девочка с этой куклой не расставалась.

   Дома кушала малышка плохо, зато часто говорила:

   - А у тёти Любы печенье вкуснее!

   - А у тёти Любы супик без лука!

   Лиду это даже обижало, и ревновала она порой свою дочечку к чужой тётке! Но что поделаешь, работать было надо. Вот и покупала она для хозяйки печенье, которое потом оказывалось "вкуснее", и продукты для супа оставляла...

   Приехал на побывку Любин сын Юрий. Ко всеобщему удивлению он сразу привязался к чужой девочке. И стал всюду брать её с собой. Она тоже с удовольствием с ним играла и бегала хвостиком. А он не стеснялся, идя по городу, посадить малышку к себе на шею, а на вопросы знакомых отвечал шутя:

   - Это моя дочечка!

   Однажды  жена председателя Горисполкома пришла к Лиде за деликатесами:

   - А ваша девочка спала вчера у нас!

   Лида прямо изменилась в лице:

   - Как это спала у вас?!!

   - Да Юра, сын вашей хозяйки, дружит с моим сыном. Пришёл к нам в гости вместе со Светочкой. Такая хорошая девочка! Тихая, воспитанная, некапризная! Я их накормила. Смотрю, у ребёнка глазки закрываются. А Юра с Мишей как раз в шахматы играли. Ну я и уложила девочку спать. Ничего страшного! Выспалась, и они пошли.

   Лида очень переживала, что когда приедет муж, он может приревновать её к Юрию. Ведь дочку так часто видят с сыном хозяйки, что уже несколько человек ей говорили:

   - А мы видели вашего мужа с дочкой! Красивый, высокий!

   Но к её удивлению Толя, приехав с лесоразработки, с Юрой подружился. Ведь внимание-то тот уделял не жене, а дочке! А к дочке он не ревновал.

---------------------------

 

   Когда дочке было три годика, врачи стали настаивать на удалении гланд - девочка не успевала выздороветь, как снова заболевала. Лида не решилась оперировать ребенка у себя в маленьком городке. Списались с Толиной сестрой из Ленинграда. У неё оказалась знакомая медсестра в детской больнице. И вот правдами и неправдами оформили Свету туда на операцию. Молодая мамочка очень переживала, как там её малышка одна. Не будет ли плакать, как перенесёт операцию. Детишек-то клали в больницу без родителей. И даже видеться с ними почему-то не разрешали.

   Но Света быстро приспособилась к новым реалиям. В палате, куда её положили, лежали две девочки лет семи. У одной из них была большая красивая кукла. И новенькой обещали давать эту куклу подержать на ручках (!!!), если Света не будет плакать. Она и не плакала. И операцию перенесла легко, ведь после неё обещали дать запретное для часто болеющего ребёнка лакомство - мороженое! И не обманули! Это мороженое запомнилось девочке, как самое вкусное в мире!

    Как-то девочки позвали её к окну:

   - Посмотри, кто там во дворе?

   По двору шла санитарка с ведром. Света говорит:

   - Тётя.

  Девочки как начали смеяться! И только тут малышка увидела, что ближе к корпусу стоит её мама! И тут ей так захотелось домой, и по маме она сильно соскучилась, и девчонки противные так обидно смеялись, что она впервые разрыдалась и долго не могла успокоиться. А на следующий день её выписали из больницы.

--------------------------------

 

   Свете было пять лет, когда тётя Люба сильно заболела. её положили в больницу. Пришлось Лиде пригласить к себе мать. Та не очень охотно оставила в деревне старшую дочь. Но приехала помочь. В это время Лида с Толей сняли небольшой домик возле речки. А чтобы побыстрее заработать денег на свой собственный дом, купили двух поросят.

 

   С бабушкой внучка спала на одной кровати в небольшой проходной комнатке. Кровать стояла за ситцевой занавеской в меленький цветочек. В изголовье висело радио. Оно никогда не выключалось. В шесть часов утра Света просыпалась под гимн Советского Союза: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь!" Бабушка, поворочавшись, снова задрёмывала - утренний сон самый сладкий! А девочка разглядывала цветочки на занавеске и слушала, как диктор проводит утреннюю гимнастику:

   - И-и раз! И-и два!

   Потом мама вставала и собиралась на работу. А бабушка, ворча, шла кормить поросят.

   Вскоре бабушка стала настаивать, чтобы Свету оформили в детский сад:

   - Девка уже большая, путь привыкает к детям! Что ей одной дома скучать!

   Девочку отдали в садик, который был совсем рядом, за забором их дома. И Лида, когда была выходная, всё бегала к забору и смотрела, как там детки гуляют, не обижает ли кто её сокровище. Но Свете в садике понравилось. Она приходила домой и рассказывала, что они учили стишки, пели песенки - готовились к утреннику, что в группе много игрушек, а противная Люська забрала куклу, которая Свете понравилась. Зато Вася угостил её сосательной конфеткой и сказал, что когда они вырастут, он поженится на ней.

   Как-то с получки Лида купила дочечке диапроектор и набор диафильмов. Теперь перед сном было время чудесных сказок!  Тут был и "Горшочек каши", и "Красная шапочка", и много других историй. В одной из сказок мужик вытащил из колодца ужасное чудовище! И в эту ночь Свете приснился страшный сон, как будто она идет в туалет, а оттуда, прямо из дырки лезет это чудище с огромными светящимися глазами! Девочка закричала и проснулась. Бабушка стала её успокаивать, зажгла керосиновую лампу (свет на ночь в городе отключали). Потом слегка похлопывала внучку по спинке, чтобы та быстрее заснула. А Свете каждую ночь стало являться это чудовище до самого их отъезда из Красного Холма! Лида очень переживала за дочку, даже водила её к невропатологу. Но помог только переезд на другое место.

   Толя наконец-то заработал нужную сумму денег, чтобы можно было купить небольшой домик. Они решили переехать в Лысьву. К тому времени туда приехала и Лидина сестра Валя.