Враг народа

Владимир Юденко
   Смотрю с интересом фильм "По законам военного времени". Как враг (под маской своего) был изощрён и коварен!
   Нам, послевоенным тоже приходилось сталкиваться с таким явлением, но мы относились ко всему более снисходительно. Однажды я рассказал один реальный эпизод из своей срочной службы в Советской Армии. Человек с интересом выслушал и сказал: "Так рядом с тобой был настоящий враг народа! Почему ты не заявил о нём куда следует?" Итак, вкратце сама история.


ДЕДОВЩИНА

   После окончания ШМАС (Школа младших авиа-специалистов) троих отличников отправили в Ахтубинск, где полёты из дневных превратились вскоре в круглосуточные.
Через пятьдесят лет несколько приоткрываю события того времени, которые давно перестали быть военной тайной. Встретили нас дружелюбно, щедро накормили. Я попал непосредственно радио-механиком на РСБН (систему ближней навигации). Без нас лётчики-испытатели (и космонавты в том числе) были, как слепые: мы им - дальность и азимут автоматически, и даже кодовые посылки "свой-чужой". То есть служба крайне ответственная.

   Но взаимоотношения в нашем коллективе простыми не назовёшь. Через несколько дней, когда я заступил на очередное дежурство, начальник радиомаяка (сержант) примерил мой новенький бушлат перед зеркалом и спросил: "Ну как?" "Отлично" - ответил я, - "Но вернёшься из казармы - повесь на мой гвоздь". "Тогда и вообще не надо!" - раздражённо ответил мой начальник. На этом вся "дедовщина" в мой адрес и закончилась. По себе знаю, что это явление в большинстве случаев происходит только там, где жертва чувствует себя таковой изначально.
   Но месть начальства была тайной и жестокой, подразумевавшей даже невинные жертвы, в качестве которых были выбраны лётчики, которым такое не могло присниться и в самом страшном сне.


СВОЙ-ЧУЖОЙ НА ЗЕМЛЕ

   Прошло всего пару дней, и сержант (якобы под предлогом проверки моего ночного дежурства) зашёл в аппаратную РЛС и стал внимательно присматриваться к показаниям приборов оборудования. На экране высвечивалось несколько целей: два ТУ-22 и один МИГ-25. В звёздном небе у них вся надежда только на нас: без знания дальности и азимута до аэродрома даже днём можно заблудиться над бескрайними степями полигона.
   Я сделал вид, что мне безразлично присутствие начальника, и даже повернулся к нему спиной. Но интуиция и рыбацкая наблюдательность не подвели и на этот раз. Как только он спустился по лестнице и ушёл в землянку, расположенную всего в двадцати шагах от вращающейся антенны станции, я тотчас включил осциллограф. Импульсов на выходе не было!
   Чем мне нравились лётчики-испытатели: несколько секунд абсолютно слепого полёта и никакой жалобы руководителю полётов. А при этом ещё и боевую задачу надо выполнить с отличным результатом. Быстро устраняю неисправность, умышленно внесённую мстительным человеком. По радиостанции слышу одобрительное покашливание одного из членов экипажа: мол, понимаем всякие отказы бывают, главное - их не проспать...
   Заскакиваю на пару секунд в землянку. Сержант Каноненко (не уверен, что фамилию вспомнил точно) сидел напротив прямого чёрного телефона руководителя полётов и напряжённо ждал реакцию на содеянное. "Шли бы вы спать, товарищ сержант, я уж как-нибудь управлюсь" - проявил я заботу о начальстве.


ОТ НЕНАВИСТИ ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ - ОДИН ШАГ

   Совершив ещё парочку аналогичных диверсий (и это из-за какой-то куртки!), сержант взял тайм-аут, чтобы более детально и продуманно подставить своего подчинённого.
   На этот раз я демонстративно отслеживал все его передвижения внутри радиомаяка. Как только он покинул станцию, я тотчас начал проверку. Но - абсолютно все приборы на всех блоках показывали значения в пределах нормы. Уже хотел расслабиться, но всё же решил проверить сигналы на выходе (на входе в антенны). А их то и не было! Как такое могло быть?!
   Через несколько секунд мне удалось восстановить работоспособность РСБН. Оказалось, что самый выходной блок был выдвинут, а затем вставлен таким образом, чтобы только часть продолговатого электрического разъёма обеспечивала надёжную стыковку. Моё промедление (из-за успокоенности) могло мне дорого обойтись. А в случае гибели хотя бы одного лётного экипажа - автоматически врагом становился я.

   Мой доклад о "проделках" сержанта показался бы адекватным людям фантастической выдумкой. Во-первых, нет никаких доказательств. Во-вторых, степень доверия новичку в такой ситуации соответствующая.


ЭПИЛОГ.

   Вскоре сержант демобилизовался, а капитан, который раз в неделю наведывался к своим подопечным, приказал мне принять хозяйство, состоящее из двух РСБН (одна резервная). Я был выбран из трёх претендентов на инженерную должность начальника радиомаяка. Тому было две причины: у капитана была достоверная информация, что именно в мои дежурства обеспечивалось наилучшее качество работы станции, не сбрасывалась со счетов и благодарность, объявленная мне генерал-лейтенантом Феногеновым (если память не подвела) за отличное обеспечение полётов. Кроме того погоны рядового мне пришлось срочно заменить на погоны младшего сержанта (минуя звание ефрейтора).
 
   Удалось мне несколько повысить и безопасность полётов:
- как начальник я мог не ходить на дежурства, но я добровольно включал себя в график, что снижало нагрузку с моих пяти подчинённых;
- выяснив ошибки радио-механиков при настройке оборудования, поделился своими навыками;
- впервые (в то время я не знал, что это чистой воды изобретение) я исключил нежелательное влияние человека, представляющего собой колебательный контур (ёмкость и индуктивность) на качественные характеристики системы "свой-чужой".
   Разработчики до сего дня предусматривают во всех видах аналогичного оборудования защиту человека от излучения оборудования (мелкие сетки, отсекающие щели, учитывающие длину волны и т.п.), но не защищают оборудование от человека в упомянутом выше смысле. Сколько я наслушался жалоб от людей работающих с чувствительной техникой. Обращайтесь за консультацией.
   
   Но наиболее ценная вещь от тех времён - автограф космонавта Германа Титова на обложке маленького философского словарика. Мне повезло поговорить с ним наедине. Воспоминание об этом было позже опубликовано в праздничном номере газеты "Красная Звезда" - в честь 50-летия полёта в Космос Юрия Алексеевича Гагарина.

   Вот такая немного поучительная история.