Необходимо её ограничивать...

Анатолий Шуклецов
Когда свобода исчезла, остаётся ещё страна, но отечества уже нет. Франсуа Шатобриан. // Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне. Николай Гоголь. // Если кто-либо, не будучи интриганом, хочет посвятить свои книги истинному благу родины, тот не должен сочинять их в её пределах. Жан-Жак Руссо. // Писателю там лучше, где ему меньше всего мешают писать, то есть дышать. Марина Цветаева. // Пожалуй, на свете не существовало писателя, довольного веком, в котором ему привелось жить. Люк Вовенарг. // Как я вам завидую! Вам нужна свобода, а мне – несвобода. Борис Пастернак – Мандельштаму. // Вы хотели свободы, о волки? Так ешьте её! Редьярд Киплинг. // Как вообще может существовать искусство без нравственной цензуры? Такого нет ни в одной стране. Вот течёт река Искусство, а берега у реки – нравственная цензура. Если много крови, насилия, если это пробуждает животные инстинкты – это за берегами. Этого нельзя допускать. Что такое река без берегов? Болото. Станислав Говорухин. // Нужна собаке свобода, но всё-таки её нужно на цепи держать. Антон Чехов. // Спасительная цензура. Упразднение цензуры убило искусство, а заодно и литературу. Владимир Руссь. // Всё мне позволительно, но не всё полезно. Апостол Павел. // Хлестнула дерзко за предел нас отравившая свобода. Сергей Есенин. // Нет полной уверенности в том, что творчество в искусстве, литературе и науке наиболее полно расцветает в обстановке абсолютной свободы. Есть вероятность, что относительно мягкая тирания стимулирует творчество. Эрик Хоффер. // Свободе не противоречит то, что она стеснена и ограничена. Георг Гадамер. // Странное заблуждение считать безграничную свободу необходимым условием для развития умов. Взгляните на Восток! Разве это не классическая страна деспотизма? И что ж? Как раз оттуда пришёл миру всяческий свет. Пётр Чаадаев. // Чтобы свободой можно было обладать, её надо ограничивать. Эдмунд Бёрк. // Художник должен быть закрепощён, чтоб ощущать достойную свободу. Владимир Соколов. // Свобода сама по себе – это ещё не цель. Хадльдоур Лакснесс. // Я думаю, что поэту политическая свобода или её отсутствие не особенно важны в той мере, в какой отсутствие свободы не угрожает его физическому существованию. Иосиф Бродский. // Странная это штука со свободой, – её не трудно достигнуть тому, кто знает себя и умеет себя ограничивать. А на что, спрашивается, нам избыток свободы, которую мы не можем использовать? Окиньте взглядом эту комнату и соседнюю спаленку; обе комнаты невелики, а кажутся ещё меньше, потому что до отказа забиты книгами, рукописями, предметами искусства, но с меня этого довольно, я всю зиму в них прожил, почти не заходя в другие. Какой же мне был толк от моего обширного дома и свободы разгуливать из комнаты в комнату, ежели у меня не было в том потребности! Человеку хватает той свободы, которая позволяет ему вести нормальную жизнь и заниматься своим ремеслом, а это доступно каждому. Не надо ещё забывать, что все мы свободны лишь на известных условиях, нами соблюдаемых. Иоганн Гёте. // Единственное, что я ценю в свободе, – это борьбу за неё; обладание же ею меня не интересует. Генрик Ибсен.