8. Кадеты- искатели приключений

Александр Жданов 2
                Мы сундук найти мечтали,
                Или глиняный горшок,
                А нашли лишь болт из стали,
                Червяка и корешок!

                Татьяна Прокушева "Клад"
                Стихи.ру – российский
                литературный портал   

      В середине 60-х в младших классах Киевского суворовского военного училища мы в своем 3 взводе  стали интересоваться зданием в котором учились и жили. Построено, судя по дате на фронтоне, оно было в 1915 году.  К сожалению, в те годы узнать что-то о нем было невозможно.  Было неизвестно даже для чего его строили.  Кадетский корпус  до революции располагался в здании, где с начала 50-х годов был штаб Киевского военного округа. Там даже прилегающая местность носила название Кадетская роща (по-украински  - гай).  Неизвестно было и что размещалось в нашем училище после Революции и во время Великой  Отечественной войны. Говорили какие-то воинские части или учреждения.  В классах на сохранившемся с момента постройки паркете у окон можно было видеть большие круглые прожженные черно-коричневые пятна. По словам старожилов, якобы следы от печек- буржуек, стоявших в этих местах то ли в Гражданскую, то ли в Отечественную. Уже много лет спустя, в архиве нашего одноклассника Николая Акулиничева, я увидел интересную фотографию. Перед входом в училище там, где сейчас стоит памятник Суворову, выстроились в шеренгу красный кавалеристы в буденовках на конях. Возможно, после гражданской войны в здании располагалось какое-то кавалерийское училище.   
           В пятом классе мы прочли рекомендованную для внеклассного чтения повесть о  Киевском СВУ   «Счастливый день суворовца Криничного» Ивана Бахмута,  издания 1953.   Из нее можно было понять, что жизнь первых суворовцев начала пятидесятых, видимо благодаря тому, что создавая книгу, автор безусловно успешно использовал метод  социалистического реализма,  сильно отличалась от нашей жизни.
              В ней упоминалось и об училищном подвале, в котором  во время войны,  располагалось гестапо. Насколько это соответствовало действительности, тоже нам  было неизвестно.  Но и этот факт  способствовал тому, что где-то в шестом или седьмом классах у нас появилось новое увлечение. Мы занялись исследованием училищных подвалов. И для этого старались в свободное время попасть туда  любыми доступными путями.  Удавалось подобрать ключи к навесным замкам на которые закрывались обычно входные  двери.  Где-то внутрь можно было залезть через окна,   если в них не было решеток, или они уже основательно прогнили.   В группу энтузиастов,  проводивших систематические исследования,  входило несколько человек.  В  огромных , скрытых от глаз посторонних  подвалах училища в  то время  располагались склады  вещевого имущества, тир, была мастерская, где мы на уроках труда, осваивали слесарное и токарное дело. Многие помещения пустовали. В них валялась всякая рухлядь, старые фотографии, снятые видимо когда-то со стендов, поломанная мебель. В углу одного из них валялся разбитый, деревянный ящик с алюминиевыми личными знаками, на которых были выбиты номера  и надпись  «суворовское офицерское училище».  Один из старшин, ветеран училища, рассказал, что  с 55 по 58 годы наше суворовское училище было даже офицерским. И после его окончания выпускники сразу получали офицерские звания. 
   
  Говорили, что существовал подземный ход из  СВУ в сторону склонов Днепра и даже дальше, на другой берег реки.  Что якобы существовал ход, соединяющий кадетку со зданием бывшего Константиновского юнкерского училища, в котором располагалось в середине 60-х высшее военное  училище связи. Расстояние между ними составляло метров 800 по прямой и стояли они по обе стороны улицы Старонаводницкой.  Последнее предположение мне казалось вполне правдоподобным, так как на самом деле склоны Днепра были изрыты всевозможными подземными ходами.  Они до революции соединяли между собой все здания, относившиеся к военному ведомству на Печерске, в том числе и военный завод «Арсенал».   
      
  В  январе 1918 году  на нем началось красногвардейское восстание. Петлюровцы стянули в Киев с фронта свои лучшие части и завод был отрезан от города, а после непрерывных боев у осажденных иссякли запасы патронов и продовольствия. По решению Ревкома арсенальцы вынуждены были прекратить борьбу. Часть их подземными ходами ушла с территории завода на соединение с советскими войсками.       
    
   Здание «Арсенала»  со следами пуль и осколков на нем сохранилось при советской власти, как свидетельство мужественной борьбы большевиков,  до сих пор. Напротив него, у входа в метро «Арсенальная» стоит и сейчас памятник восставшим рабочим:  76 мм горная пушка образца 1909 г., «Дпнглиз-Шнейдер», из которой они вели огонь по петлюровцам*. 
   
        Напротив монумента, через дорогу располагается и в наши дни старинный дом,  постройки конца 18, или начала  19 века, в котором я жил до 1962 года, до переезда в Дарницу, на новую квартиру. Вполне естественно, в раннем детстве  все свое время я проводил на склонах, спускаясь вниз за зданием метро Арсенальная.  С друзьями, мальчишками из соседнего двора, мы облазили все окрестности до самого Днепра.  На склонах тогда еще хорошо сохранились остатки старинных крепостных  сооружений 17- 18 веков. В самом низу, почти у набережной располагалась скрытое деревьями  крепостное сооружение с  окнами-бойницами.  Между склонами и набережной тогда проходили трамвайные пути и из окон трамвая можно было мельком увидеть эту крепость. Позже с середины 90-х разросшиеся деревья и кустарник полностью ее скрыли.
    В 60-х в помещениях этой крепости, в которые мы не раз лазили,  было много входов в уходящие вглубь подземелья.  Судя по всему, именно сюда спустились по подземному ходу из «Арсенала» восставшие рабочие в 1918 году.  В начале 60-х по телевизору показывали даже художественный фильм в котором красногвардейцев выдал предатель и на выходе их ждали петлюровцы. 
   Выше этого крепостного сооружения располагались и крепостные стены из старинного кирпича, в них размещался тогда кинотеатр «Зеленый»,  где киевляне летом смотрели  кино на открытом воздухе.  А вся местность на склонах была изрыта подземными ходами, выходы которых попадались на каждом шагу. Они очень сильно отличались внешним видом. Самыми старыми, очевидно, были деревянные, стены и потолок у которых был сделаны из бревен. По ним сочились ручейки- видимо их в наше время приспособили для ливневой канализации. Входить в них нам казалось особенно опасным.  Деревянные крепления, наверное, могли обрушиться в любой момент, так как в глубине были видны обвалившиеся уже кое-где бревна. Хорошо сохранились тогда ходы, выложенные из старинного кирпича,  из которого были построены все крепостные оборонительные сооружения 17-18 веков на Печерске, когда в Киеве еще в Петровскую эпоху создавалась их огромная сеть. И, наконец, ходы третьей группы были сделаны из бетона, возможно уже в 20 веке, нашими до,  или немцами во время Отечественной войны.   
   
    Именно в одном из таких ходов мы с моим приятелем как-то нашли ручной немецкий сильно заржавевший пулемет с изогнутым стволом. Почти возле самого моего дома располагался тогда дом культуры завода Арсенал, в котором был и небольшой музей,  рассказывающий об участии арсенальцев в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Туда и понесли мы его по улице,  желая внести свой вклад в пополнение музейного фонда новым экспонатом. 
   Нам было лет по 10, только что принятые в пионеры, мы и мысли не могли допустить, чтобы где-то припрятать находку, оставив ее для себя.  Но по пути ею заинтересовался какой-то прохожий и, несмотря на наши протесты, отобрал и унес пулемет с собой.   
      Так что для меня  предположение о наличии подземного хода в училище казалось вполне правдоподобным.

     Его поисками мы и занимались, потратив уйму времени на обследование всех доступных подвальных помещений.  И, действительно, как-то в одной из вылазок в подвале  под учебным отделом  и санчастью  обнаружилось  несколько ходов шириной метра полтора  и  высотой сантиметров 70,  на  расстоянии метра полтора от  пола,  в которые в принципе легко можно было влезть стройному подростку.  Выложенные они были кирпичом, причем кладка была старая, времен постройки училища и уходили далеко куда-то в глубину.  По направлению как раз в сторону Старонаводницкой улицы  и Константиновского юнкерского училища . Мы пару раз залазили в него,  но так как оснащения, необходимого в таких случаях у нас не было, все наши попытки заканчивались неудачей. Пролезть удавалось до первого разветвления метров на 10-15.  Кто-то, правда, говорил, что ему удалось якобы проникнуть и дальше,  за санчасть, но, скорее всего,  это было обычным хвастовством. Возможно, что в свое время построены эти ходы были с целью соединения воздуховодов, имевшихся во всех помещениях училища.  Их выходы там были закрыты декоративными металлическими решетками и находились под самым потолком.  И тогда по идее по этим ходам небольшому подростку можно было даже проникнуть в любое помещение училища.

   От дальнейших исследований нас останавливало только отсутствие вспомогательных средств: фонарей  и веревок, а также крайняя запыленность этих ходов. К нашим черным шерстяным брюкам  и гимнастеркам пыль так и липла.  Без сменной одежды заниматься такими исследованиями было невозможно. Так что тайна подземелий училища так и осталась нераскрытой. 
    
   Одновременно с подвалами, мы, естественно, перешли к исследованию чердака. Получилось это чисто случайно.  В подвале под актовым залом мы обнаружили «потайную», но довольно широкую лестницу, почему-то без перил (на ней их, судя по всему,  вообще никогда не было). Поэтому подниматься нужно было держась подальше от края.  Баловство, или неосторожность в данном случае могли бы привести к падению с большой высоты да самого подвала.  На лестнице была только одна дверь из актового зала, которая была когда-то давно заколочена. С внешней стороны она видимо воспринималась как декоративное украшение стены. Для какой цели была построена в свое время эта лестница от подвала до чердака? Почему она была только с одной дверью, выход на первом этаже отсутствовал, и почему без перил? К сожалению ответа на эти вопросы найти было негде.               
   
    Обнаружив ее, мы сначала  было ощутили триумф  первооткрывателей, когда с разочарованием увидели на стенах росписи, оставленные  кадетами   еще  в 50-х годах. Видимо лет 10 назад наши предшественники тоже были , как и мы, охвачены страстью к приключениям.
 
    Наверху она выходила на чердак над актовым залом.  Медленно мы двигались по полутемному запыленному чердаку, перебираясь через массивные, толстые деревянные балки перекрытий.  Первое время, разговаривая только шепотом, боясь случайно на кого-нибудь наткнуться.    Где-то в центре, как раз над зрительным залом находились забранные мелкой металлической сеткой круглые отверстия около метра в диаметре. Сквозь них весь зрительный зал просматривался как на ладони.  Хорошо было видно и слышно,  как внизу учительница музыки Муза Павловна дает суворовцу урок игры на фортепьяно.
 
    Позже, подобрав  ключ к навесному замку на двери чердака в крыле,  где располагалась рота, мы получили возможность  пробираться сначала на чердак, спускаясь потом уже по «потайной» лестнице  в подвал.
    Все эти походы  привлекали нас своей  неизвестностью и подсказанными буйным детским воображением опасностями.   

    О нашем увлечении офицеры-воспитатели очевидно даже  не догадывались, так как никто из них в своих требованиях и запретах о чердаках и подвалах ни разу не упоминал, в то же время постоянно предостерегая от посещения сада.

    Но детство постепенно уходило, на место детским играм и забавам  приходили  юношеские интересы.  И случай  ускорил  завершение  нашего  увлечения.   Витя,  Сергей   и  я**,  как-то после уроков оказались у одного из лазов в подвал:  не закрытого решеткой  подвального окна.  Мы  им часто пользовались, чтобы попасть сразу в подвал под учебной частью, но в тот раз  по какой-то  причине  совершенно упустили из виду, что как раз над ним находятся окна  кабинета начальника учебной части полковника С.И.Денисова, который к несчастью в тот момент оказался на своем рабочем месте. Видимо привлеченный   нашим бурным обсуждением предстоящей прогулки, он, высунувшись в окно,  тут же прервал наш спор. Потребовал доложить кто мы такие и делаем  у него под окнами.  Узнав, что мы из роты подполковника В.П. Салаты и,  не получив вразумительного ответа на второй вопрос, видимо понял, что от последних  семилетников*** ждать чего-то хорошего не приходится. Хотя, собственно, время по распорядку дня было свободное и ничего предосудительного  мы вроде бы не сделали.   Но, тем не менее, на всякий случай приказал нам доложить об инциденте  командиру роты.   
   После этого, естественно, продолжать задуманное не имело смысла. Нам пришлось оправдываться перед Владимиром Павловичем,  пытаясь  доказать ему, что мы не затевали  и уж точно не успели сделать ничего плохого.  А он, хорошо зная нашу известную троицу, нутром чувствовал, что-то тут не так,  хотя ничего понять так и не смог.   Эта попытка  и стала последней в наших путешествиях по училищным подвалам  и чердакам.  Детство закончилось.

Примечания:
*   - памятник стоял ещё в 2016 г. , вполне возможно, что теперь его снесли, или снесут в ближайшее время,  как символ советского прошлого, запрещённого сегодня на Украине.
** "Виктор, Сергей и я"   - мы с Сережей закончили свою военную службу  полковниками, я - Вооруженных Сил России, а Сережа -Украины,  Витя к сожалению умер в 85 г.  майором еще в СССР.
*** - "Семилетники" - после 63 года училище перешло с семилетнего на 3-х летнее обучение, так что мы были "последними из могикан", а наша рота считалась в  училище совершенно недисциплинированной и неуправляемой.