Рождение поэта

Валерий Мухин Псков
(Вступительная статья к сборнику стихов Ростислава Микрюкова «Макушка лета»)

       Ещё каких-нибудь двадцать - двадцать пять лет назад, чтобы поэту  стать членом Союза писателей, надо было издать две -три книжки стихов. А чтобы издать книжку, надо было быть членом Союза писателей.
Замкнутый круг. Легче было совершить кругосветное путешествие, чем напечатать авторский сборник не члену СП.
       Другое дело если ты член СП. Тогда ты печатался согласно плана писательской организации. Сидел и ждал, когда подойдёт твоя очередь и готовил очередной сборник стихов. Причём материально автору это издание ничего не стоило. А после выхода тиража в свет, автор получал гонорар, не беспокоясь о реализации. Этим занималось издательство.
Надо сказать, что положительным фактором тогдашних изданий было непременное высокое качество. Я имею ввиду не оформление, оформление было, как раз простоватое, а высокое качество содержания поэтических сборников. И не удивительно, так как редактировали сборники поэты-профессионалы, работавшие в издательствах.
       Теперешнее «рыночное время» круто изменило всю издательскую политику. Теперь можно напечататься где угодно за деньги и без редактора т. е. в авторском исполнении. Что мы видим в результате на прилавках: горы, подчас хорошо оформленной, серой литературы,
посредственной поэзии. В выигрыше - толстосумы. Талантливый, но бедный автор опять в пролёте. В итоге страдает читатель, язык, снижается общий уровень культуры.
       Меня всегда удивляло одно обстоятельство. Инженера-конструктора, специалиста, окончившего институт, участвующего в разработке какой-то машины или узла, проверяет десяток, а то и больше таких же специалистов-инженеров. На чертеже даже простой детали стоят подписи: разработчика (автора), проверщика, заведующего сектором, технолога, нормоконтролера, заведующего отделом, главного коструктора. Потому что даже одна маленькая ошибка может сказаться на работоспособности всей машины.
       Но ведь то же самое и в поэзии: нарушение элементарных законов стихосложения, какая-нибудь мелочь, мусорное слово, неправильный знак - могут испортить всё...  А сколько людей, только в одном Пскове, не имеющих специального литературного образования издаются на свои или на спонсорские деньги - в авторском исполнении - порой не дав прочитать даже коллегам, видимо боясь, что исковеркают их «гениальность». В результате сами же и страдают, находясь много лет на низком уровне, не имея роста и развития.
       Все это я говорю для того, чтобы отметить одно очень хорошее качество поэта из Бежаниц - Ростислава Микрюкова т. е. его стремление к совершенствованию своего поэтического слова. Он не боится выставлять себя на суд, а значит находится в постоянном поиске себя, своего голоса. Остаётся только пожелать Ростиславу не утратить со временем это ценное качество - этот ключик к познанию мастерства.
       Лет пять назад мне, с группой псковских поэтов, довелось выступать со стихами в библиотеке Бежаниц. Мне запомнился один высокий, статный мужчина, внимательно слушавший наши стихи и задавший потом много вопросов. Наше знакомство состоялось и с тех пор Ростислав, то небольшими, то солидными пачками, присылал мне свои новые стихи. Каждый раз с волнением я открывал новую рукопись, отмечая несомненный рост автора. Стихи стали публиковаться в коллективных сборниках Объединения псковских писателей: “Березы, не покидайте “Россию”, “По дороге из детства в юность”, “Дыхание родной земли”, “Пскова негасимый свет”, “Весенние ростки”, “Опаленные войной” и др. Это была попытка сделать книжку. Были в ней и неплохие стихи, но очень мало. Рукопись не тянула на книжку. Просмотрев ее, я посоветовал автору не торопиться с изданием, а ещё немного поработать над ней. Надо сказать, что Ростислав умеет «работать над ошибками» и вот в начале июня 2006 года он привозит проработанную рукопись. Это была рукопись его первой книжки стихов «Макушка лета». Прочитав её, я понял, что родился поэт.

Ожерелье Пскова

Волнуюсь, в этом городе бывая…
Люблю спуститься к берегу Псковы
И, отраженье башен наблюдая,
Слегка коснуться пальцами воды.

Седая крепость – ожерелье Пскова,
А прясла древних стен – то бусин ряд.
И башни пробы камня векового
В том дивном ожерелии горят.

Ах, славный Псков, история России!
Твоей ли не гордиться стариной?!
Пусть в ожерелье камушки простые,
Зато могучи башни толщиной!

Их много раз на прочность проверяли –
От ядер пушек вмятины видны…
Стоят в дозоре вечно под ветрами
Жемчужины, которым нет цены.


       Ростислав Микрюков окончил Псковское музыкальное училище и Ленинградский институт культуры. Он преподаёт в школе искусств в Бежаницах, рисует и пишет музыку к песням, которые исполняются на клубной сцене. Все это - этот широкий круг интересов Микрюкова - говорит о безусловном таланте творческого человека, человека трудолюбивого, пытливого, пытающегося ответить на массу жизненных вопросов. Интересно, что герой стихов Микрюкова порой художник, порой музыкант, порой простой крестьянин или человек изучающий историю родного края - это сам автор с его богатой палитрой чувств и переживаний. Отсюда искренность и глубина повествования, суровая правдивость пережитого и вера, твёрдая вера в лучшее, достойнейшее житьё.

Мелодия поля

Каждому в жизни свобода дана, -
Выбор, свободная воля.
Может, мелодия жизни одна, -
Это мелодия поля?

И от неё не спеши убежать,
Спрятаться в шумных кварталах.
Некому стало ни сеять, ни жать,
Пахаря поля не стало.

От деревень, многолюдных вчера,
Ныне остались погосты.
Там беспечально гуляют ветра,
Пустошь на многие вёрсты.

И зарастает лозою земля,
Нет ни покосов, ни пашен.
Встанет ли в рубку страны-корабля
Тот, кто умён и бесстрашен!


Голос поэта, пока не очень громкий, но в нём чувствуешь глубинные движения человеческой души. Вечное и временное, совесть и долг задевают душу поэта. Стихи о любви освещены тихим светом. Стихи о
ратном подвиге предков перекликаются со стихами о мирном труде.
       Одним словом родился поэт с русскими корнями, в самой глубинке  русской земли, на Псковщине, поэт с широкой и чистой душой, поэт- патриот, |для которого боли и слезы России - это его боли и слезы, радости и победы России - это его радости и Победы.
       Остаётся пожелать ему удачи и успешного творческого роста.

Новгородская София

Сияет Новгородская София
Очами золочёных куполов.
И видит эти очи вся Россия –
От Крымских гор до Баренцевых льдов.

Да разве взгляд собор такой объемлет?
Он - древний старец – в белый холст одет.
От тяжести веков врастает в землю,
От мудрости своей главою сед.

История живёт в его сединах…
Победно не ступали здесь враги.
Он помнит Новгородские дружины
И Александра Невского шаги!

Он видел небо в грозных тучах рваных
И вольницы боярской времена,
И гнев царя Московского Ивана,
И то, как пали вече, старина…

Веками жил он в колокольных звонах.
Теперь перед Россией долг его –
Хранить в божественных святых иконах
Венец духовный, жизни торжество!


                Член Союза писателей России, поэт Валерий Мухин.
                Псков-Бежаницы, 2006 г.

На фото автора поэт Ростислав Микрюков.