Соглядатай. Или попытка апологии своих друзей

Виктор Гранин
 ...  Закончившаяся историей создания одного своего опуса.

     С юных лет излюбленным моим занятием было затаиться в весёлой компании, найдя себе укромный уголок, откуда бы я мог неприметно радоваться веселью своих друзей, всякий раз находя себе основания осознать как же они хороши. Но природа всё меньше давала мне шанса принять на себя это добровольное послушание, а, напротив, всё больше испытывала мою гордыню. Ты особенный, наш дружок, тебе много дано и тела и души , но так, что это не уязвляет нас в сравнении с тобой; и мы любим тебя таким какой ты есть – всё больше читал я в их отношениях ко мне пристрастный отклик моим причудливым наклонностям. И ничего с этим не могу поделать и по сей день.  Так ли уж, действительно, хорош я, или настолько великодушны мои друзья – этот вопрос так и остаётся неразрешимым.

     Но вот опус 37. Он был начат и почти закончен около  22:50 12.02.70  во время дежурства на КПП 1  военного городка Гудым. В то время, неожиданно для себя, я переменил своё до того презрительное отношение к поэзии. Чему решающим образом способствовали обстоятельства сообщённые нынешним читателям моим сочинением http://www.proza.ru/2015/12/10/593  С тех пор меня нет нет да и, что называется, торкнет.
       К упомянутому часу  того, далёкого уже  февральского дня, в природе обнаружили себя первые признаки надвигающийся пурги, а от информированных источников из штаба, дошла информация, о предполагаемом с часу на час объявлении гарнизонной тревоги; планы на проведение которой согласованы с  командованием, дислоцируемым в Подмосковье. А уж им-то не будешь объяснять, что в нашем районе Чукотки собирается пурга.  Короче, расклад получается такой, что личный состав нашего взвода втихаря уже сформировал основной и резервный состав караула на выезд ( так на нашем жаргоне именовалось выдвижение автомобильной группы для доставки боеприпаса  кому следует). А это означает что сменить нас некому, и мой караул переходит на вторые сутки несения дежурства. Таков, действительно, подарок судьбы, ибо уютно автономно обеспеченное  здание караула, отлажен быт, а тяготы действующей смены на постах привычны, да и всё же они лучше суматохи боевых действий на выезде.
        К 22:00 на один из моих служебных телефонов поступил вызов - так мои соратники,  сержанты взвода, поздравили двадцатиоднолетнего "дедушку" с днём рождения и наговорили разных глупостей. От которых у меня взыграло ретивое и я начал перегонять в мозгу мыслю за мыслей, надеясь по  привычке их замотать и таким изуверским способом освободить себя от наваждения. Но не тут-то было. Мысли и не думали покидать бедную мою головушку, тем более что реальность способствовала безумству. Пурга разбушевалась уже не на шутку, так что тревожный вой гарнизонной сирены мной был бы пропущен, если бы часовые с постов, не уведомили своего невнимательного командира, что пора сообщить дежурному по части, что караул приступил к несению службы по тревожному расписанию.
   После этого мне ничего другого не оставалось делать, как быстренько разобраться с поэтическими грёзами, якобы моими, а на самом-то деле иньецированными в меня некой надсущностной силой, с которой я, сколько бы ни бился, всё никак не мог совладать. Я взялся за перо (в данном случае это была затрапезная шариковая ручка) и на клочке бумаги стал  выкладывать письмена, наперёд зная только то, что это будут нечто похожее на стихи, только вот  пока не известно  ещё о чём.

 Что было мне подарком в этот день?
- Поющее безмолвие снежинок,
Узор на окнах из волшебных льдинок-
Как паутины эфемерной тень...

Писал я, глядя в завьюженное окно. В это время часовые, смененные с постов моим помощником, и облепленные снегом, сбивая с автоматов корку намёрзшего льда сообщили мне: - Ну и пурга, в трёх шагах ничего не видать!"

  -  Херовато должно быть гипотетическим диверсантам в такую пору - так стоило бы  подумать мне в связи с доложенными данными по обстановке на сотню вёрст вокруг, включая и акваторию Берингова моря.
 Но...

...Но падший рев пурги,
предательски взорвавший
Декор окрестных гор, уже поверивших в покой,
-Разрушил этот мир, словно друзья собравшись
Гуляньем отмечают праздник мой.
Их голоса звучат в порывах ветра,
Их танец сотрясает домик мой
И кажется, что сотни километров
Свернулись лентой прямо предо мной.-
-Клубком пространств, свободных от размеров
Где смысл разлук равно ничтожен и велик
Мы пребываем здесь надеждою и верой


    Во что следовало бы предаться верой и надеждой - тут вышла некая заковыка. И, возможно, на этом мой полёт в поэтическом мире и оборвался бы; да тут за окном взвыла по-журавлиному нынешняя пурга, как бывало в пору грусти подвывает моя душа. Ну да -

В родство души, пронзительной, как журавлиный крик.

   Но так как журавли, по своему обыкновению, зимой в нашей местности не обитают, то пришлось поискать выход  из ситуации с их обнаружением в прихотливом моём сознании. Да, конечно же:

Они - те птицы, -  помню, пролетели
Давненько уж над мокрою землей
Их нет уже. И белые метели
Сменили их своим подарком в праздник мой.

      И как раз вовремя, потому что в караул напросился переждать непогоду командир взвода роты усиления, чьи бойцы расположились в доте, как раз впереди нашего КПП. В присутствии хоть и ни чужих, но всё-таки посторонних глаз - поэтические мои импульсы, согласитесь, были бы неуместны.


      На гражданке мне было как-то не до стихов, но друзья каким-то образом обнаружили мою червоточину и стали всё более и более её ворошить для весьма утилитарных потребностей. Коллективные поздравления, праздничные концерты и капустники, сценарии новогодних представлений для ребятни всё более отвращали меня от погружения в тёмные омуты творчества. А тут пошла полоса служебного делопроизводства - и тут уж объяснительную записку, или акт служебного расследования, и прочий канцелярит  в стихах излагать не то что не принято - это вообще не допускают действующие нормы документооборота.
        Но не будем дальше о грустном.

        Многое минуло с той поры. И моя порочная привычка соглядатая, хоть и потеряла  свою актуальность, но я по прежнему не равнодушен к своим друзьям, хотя они всё больше и больше отдаляются от меня в туманность пространств жизни. Представляете, до чего же они хороши! Если даже пространство и время не в силах нейтрализовать это свойство до уровня исчезающей реальности.

;05.;05.;2017  06:58:34