Жомарт значит щедрый

Алма Джуманбаева
У «Плохой долины» жила золотая
По стратегической программе ТОО «Корпорация Казахмыс» срок службы только первой очереди рудника Жомарт до 2022-2025 года. Ежегодно промышленный объект выдаёт на-гора около 4 млн тонн руды, это более 40 тысяч тонн меди. Между тем на месторождении продолжается доразведка скважин, что гарантирует прирост запасов, расширяет горизонты месторождения.
Несмотря на свои 11 лет рудник имеет богатую историю. Вначале горнорудное предприятие именовалось по своему местоположению – Жаман Айбат, что в вольном переводе с казахского языка означает «Плохая долина», так как находится в северной части легендарной пустыни Бетпак дала. Ещё в начале прошлого века были робкие предположения, что в данной местности возможны залежи медной руды, но всё это бесперспективно, слишком далеко от цивилизации, нет воды, нет дорог. Только академик Каныш Сатпаев со свойственным ему энтузиазмом и упорством исследовал вдоль и поперёк бескрайние просторы Сарыарки. Изнурительная и кропотливая работа дала свои результаты –  в 1932 году им была опубликована обзорная карта полезных ископаемых региона, в том числе месторождения Жаман Айбат. Только через 68 лет разработки легендарного учёного воплотились в жизнь.
Как отмечают ветераны-первостроители рудника Жомарт Амирбек Шегирбаев и Ерболат Джабагенов, воздвигнуть в рекордные 6 лет промышленное предприятие с административно-бытовым комплексом, двумя общежитиями, подстанцией было сродни подвигу.

270 этажей вглубь
В отличие от других горнорудных предприятий Жезказганской площадки на руднике Жомарт всего один горизонт, и чтобы добраться до этого одноуровневого «города» с бесконечно длинными дорогами, площадками, отсеками, необходимо спуститься вглубь на 700 метров, это как проехать на лифте небоскрёба в 270 этажей.
Шахта встретила сыростью и вечными сумерками, только на потолке главного штрека тускло светили фонари. На этот раз нас, журналистов, сопровождал начальник службы персонала рудника Жомарт Мурат Шегирбаев, он хорошо знает каждого на родном предприятии.
– А вот наша активистка Екатерина Джураева, – знакомит он нас с оператором пульта, с лёгкой руки которой горняки и спускаются в шахту. – В прошлом году на руднике 77 человек прошли курсы парамедика, в том числе и Екатерина. Полученные медицинские навыки они будут совмещать со своей основной профессией.
Техника безопасности на шахте всегда на первом месте, поэтому на всякий случай круглосуточно дежурят две машины скорой помощи, одна на поверхности, вторая – на горизонте.
Как признаются шахтёры, вахтовый график на руднике Жомарт им даже на руку, в течение 15 дней полностью погружаешься в работу, и бытовые заботы не отвлекают.
– Во время строительства рудника здесь ещё стояли вагончики, – рассказывает Мурат Амирбекович. – Это со временем построили четыре общежития, благоустроенный административно-бытовой комплекс. Когда из других рудников направляли в командировку необходимых специалистов и рабочих, никто не хотел сюда ехать – пугал необустроенный быт. Поэтому обычно из рабочего персонала отправляли тех, кто проштрафился. Сейчас, когда для работников созданы все условия, когда в нашем маленьком вахтовом городке люди живут очень дружно, отбоя нет от желающих работать на руднике.
Наконец-то, после изрядной тряски подземный автобус, ласково именуемый горняками минкой, привозит нас на небольшую площадку, где находится электросборка. Здесь ремонтируют технику, обедают, для чего предварительно шахтёрам выдают в столовой тормозки.
На руднике четыре добычных участка, возглавляют которые Асхат Турманов, Ербол Буркитбаев, Кайеркен Шамкенов и Марат Тулегенов. На проходке работают бригады Жаика Жаксылыкова и Саята Турлыбекова. Дизельным участком руководит Дуйсен Сулейменов, бригадир взрывного участка Санбулат Тлешев.
В эту смену в шахте работал коллектив Асхата Турманова. На участке всего 18 человек, это на вахту – по 9 горняков, на смену – по 4-5. Участок у него передовой, план ежемесячно выдают досрочно.
Встречают нас исполняющий обязанности заместителя начальника участка №1 Сунгат Ажибеков и горный мастер проходческого участка Аскар Койбеков. 
– Сейчас нас пятеро, это опытный бурильщик Азамат Атабаев с 11-летним стажем, его помощники Болат Калиев и Жумабек Дюйсеков, крепильщик Амирали Бердалин, – говорит Сунгат.
Когда Азамат Атабаев сел за пульт управления буровой установки, и эта огромных размеров машина протянула две свои металлические «руки» к стене забоя, было ощущение, что перед тобой разворачиваются кадры из кинофильма про трансформеров. В процессе бурения участвуют два человека. Один находится за пультом управления бурильной машины, второй помогает забуриться и ведёт наблюдение за штангой и шлангами. Шахтёры прошлых лет позавидовали бы такой технологии.
В течение 9-10 часов бригада должна обурить 150-200 шпуров – это цилиндрические углубления в горной породе диаметром до 75 мм и глубиной до 5 метров для размещения туда взрывчатых зарядов.
– У моего отца Жумабека Атабаева 12 братьев, из них шестеро, в том числе и он, шахтёры, – говорит Азамат. – Мои братья также работают в системе «Казахмыса». Болат Жанжигитов – водитель на Северо-Жезказганском руднике, Алмат Атабаев – в филиале ТОО «Маkеr» – «Жезказган», сестра Айнур Атабаева – в ЦОНе, мама Умиткуль Жанжигитова – врач.
Водитель самосвала Медеу Жолдасбаев на Жомарте 9 лет. За смену он делает 18 рейсов, это 2,5 км в один конец. За 10 часов в шахте наматывает 90 км.
Самосвал в шахте развивает скорость до 15 км в час. Видеть, как эта железная махина с рёвом проносится мимо по узкому тёмному коридору в замкнутом пространстве, зрелище не для слабонервных.   
На Жомарте при отработке месторождения применяется новая подземная транспортная система – магистральные конвейеры общей протяжённостью 4500 метров и четыре дробильные установки производительностью 400 тонн руды в час, что позволяет значительно уменьшить загазованность в горных выработках. На загрузке руды четыре погрузочные машины ёмкостью 5,6 куб.м.
Через три часа нашего пребывания в шахте снова садимся в минку. Ехать назад, замечу, всегда радостнее.
Водитель подземного автобуса Койшыбай Жанисбаев на Жомарте семь лет.
– За смену перевожу по 3-4 бригады до электросборок, всего их на шахте четыре, – говорит Койшыбай, – стаж водителя у меня 30 лет. В подземных условиях ездить намного сложнее и опаснее, ответственность вырастает в разы.
Внизу у клети всегда настроение радостное, сказывается и чувство выполненного долга.
Благодарю Мурата Амирбековича за плодотворную экскурсию по шахтному лабиринту. Сразу видно, что он не только хорошо знает каждого на предприятии, но и искусный дипломат в общении с людьми, доброжелательный, энергичный.
– Наверняка сказывается большой опыт работы в разных коллективах? – обращаюсь к нему.
Так и есть, ещё студентом ЖезУ он был назначен председателем союза молодёжи Западно-Жезказганского рудника. Как говорит, только женился, надо было кормить молодую семью. Впоследствии работал в плановом отделе Анненского рудника, поднялся от нормировщика до начальника отдела труда на Восточно-Жезказганском руднике, был начальником отдела труда с 2007 по 2010 годы на руднике Жомарт, директором по персоналу в ПО «Карагандацветмет», «Балхашцветмет». В 2012 году был назначен начальником отдела аудита службы персонала ТОО «Корпорация Казахмыс» и переехал с семьёй в Астану. В 2016 году вернулся на родной рудник, который когда-то строил его отец Амирбек Шегирбаев. Вместе с супругой Эльмирой воспитывает четверых детей. Старший сын Батыр успешно окончил институт, он энергетик. Диас после юридического колледжа собирается продолжить образование в университете. Жангир учится в 1 классе, отличник, увлекается шахматами. Айша ходит в детский садик. 
Клеть останавливается, двери открываются. Выходишь наружу, жадно вдыхаешь свежий воздух, глаза щурятся на солнце. Как хорошо-то!



Жёсткий, но справедливый
За 11 лет существования у рудника Жомарт сменилось 11 руководителей, некоторые из них возглавляли коллектив по два, а то и по три раза. В декабре прошлого года директором предприятия был назначен Айдар Нигматулин. Как отмечают в коллективе, человек он волевой, грамотный, со здоровыми амбициями, с его приходом на рудник сразу же стали заметны разительные перемены в лучшую сторону.
– Айдар Муратович, месторождение Жаман Айбат – это решение стратегической программы развития корпорации «Казахмыс» на перспективу. Каковы у рудника планы на будущее?
– Рудник Жомарт от других горнопромышленных предприятий Жезказганского региона отличается удалённостью от Жезказгана, вахтовым методом работы, более сложной горно-геологической обстановкой, что в совокупности вносит определённую лепту в жизнедеятельность рудника и делает его по-своему уникальным. Коллектив рудника представлен людьми из разных регионов, городов Жезказган, Сатпаев, Караганда, Кызылорда, Туркестан, Кентау и столицы нашей родины Астаны. На данный момент на руднике отрабатываются запасы I очереди залежи 4-1. Идёт реализация в рамках проектной группы «Программа по строительству комплекса объектов для вскрытия и отработки запасов II очереди месторождения Жаман-Айбат», что позволит руднику Жомарт вовлечь в добычу запасы II очереди. Параллельно идёт доразведка нижних пачек залежи 3-6, 3-5.
Что касается стратегической программы развития корпорации «Казахмыс» на перспективу, отмечу: мы являемся частью общей стратегии компании. Да, безусловно, рудник Жомарт вносит огромную лепту в работу ПО «Жезказганцветмет» ГПК ТОО «Корпорация Казахмыс», особенно благодаря более высокому содержанию металла в руде. Но это не ответ на все вызовы в развитии региона и Компании.
В краткосрочной перспективе перед рудником Жомарт стоят следующие задачи и вызовы: вовлечение в добычу запасов блока 19 С-2, строительство конвейера 9-1, 9-2, реализация пилотного проекта «ТОиР», который является частью общей системы управления производством. Его внедрение создаст общую информационную среду, что позволит более эффективно управлять производством, планировать, организовывать и управлять основными производственными процессами и активами с соблюдением требований ПБиОТ. 
– Какие социальные проекты предусмотрены на руднике в будущем?
– Планируется расширение административно-бытового комплекса на 250 мест, что позволит создать комфортные, современные условия труда для наших специалистов. Особенно радует, что мы обеспечим наших рабочих новыми удобными душевыми и раздевалками, которые сейчас – наша постоянная головная боль. Также рассматривается вопрос по ремонту участка дороги от перекрёстка трассы Жезказган-Кызылорда до населённого пункта Мибулак, это около 40 км. Данный проект улучшит инфраструктуру жителей посёлка Мибулак. Этот участок дороги является нашим постоянным фактором риска, особенно в зимний период и весенне-осеннюю распутицу.
– В «Казахмысе» реализуется стратегический курс на поэтапное снижение общего травматизма и исключение травм со смертельным исходом. Какие шаги предпринимаются в этом направлении на предприятии?
– Первое, что было сделано – это ротация кадров отдела промышленной безопасности и охраны труда для усиления внутреннего контроля. Для повышения ответственности были откорректированы должностные инструкции: внесены пункты по ответственности работника в вопросах промышленной безопасности, проведена большая работа по ревизии стандартов в области промышленной безопасности. В общем, есть перемены в лучшую сторону. Но для того, чтобы поднять культуру безопасного труда, нужно много времени.
– Что значит быть директором рудника Жомарт, где по разным обстоятельствам так часто менялись первые руководители?
– Достаточно сложно. Вроде бы находишься на Жезказганской площадке, в то же время семью видишь один-два раза в неделю. В этом году план производства по содержанию металла в руде рекордный за всю историю существования рудника, поэтому выполнение его требует огромных усилий коллектива и руководства рудника. Руководитель должен быть не только хорошим инженером-производственником, но и администратором, владеть основами менеджмента, разбираться в экономике, планировании, одним словом, быть достаточно разносторонним.
– Три плюса в Вашем характере?
– Как руководитель я жёсткий, но справедливый. Справедливость рассматриваю как качество. Любой производственный цикл требует глубокого анализа, умения работать с большим объёмом статистических данных, которые позволяют корректировать несоответствия в работе. Умение анализировать также является одним из моих качеств. И третье: несмотря на жёсткие требования к руководителям, в душе я достаточно добрый человек. Надеюсь, коллектив рудника Жомарт это оценит.
– Какой Вы вне работы? Чем любите заниматься в свободное время? Кто Ваши родители? Расскажите о семье.
– Я старомоден, люблю читать, хотя времени почти нет. У меня семья, четверо детей. Отец Марат Хайрулович Нигматулин – хирург, многие в Жезказгане его знают и помнят, к сожалению, ушёл из жизни в 2012 году. Мама Оралгайша Рахметовна – врач-педиатр. Много лет проработала в роддоме Жезказгана, сейчас возглавляет неонатальный центр «Малютка». Я родился в Жезказгане, это моя Родина, за которую болею всей душой.


Диспетчер-психолог
Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, даже сразу не определишь, в чём секрет, то ли улыбка искренняя, то ли взгляд добрый. Вот так и произошло моё знакомство в административно-бытовом комплексе рудника с Ольгой Ахмадовой. Достаточно было несколько минут общения, чтобы определить что: перед тобой неординарная личность с ранимой, чуткой душой. А когда она призналась, что унаследовала от бабушки-цыганки сильно развитую интуицию, благодаря чему в свободное время помогает людям психологическими советами, я не удержалась, попросила протестировать меня. Даже не прибегнув  к предварительным вопросам, она моментально обозначила плюсы и минусы в моём характере.
Будучи с малолетства ответственной и дисциплинированной, Ольга училась легко, с увлечением, на пятёрки. После окончания 11 класса пришлось поступить в училище на тракториста. Это был закономерный шаг для девочки из многодетной семьи, никогда не выезжавшей из родного совхоза Успенский Агадырского района. Но сесть за рычаги трактора Ольге не пришлось.
Судьба сделала очередной виток, и всё как-то быстро закрутилось, завертелось удачно: поступила в педучилище, вышла замуж, родила дочь Анастасию, начала преподавать в школе и заниматься репетиторством на дому. Счастливое время было, даже грянувшая перестройка была нипочём. Тем более муж Ахмед Ахмадов в то время работал заведующим столовой. Как признаётся супруга, готовит он – пальчики оближешь. После декретного отпуска в школу не вернулась. Была у неё со школьных лет тяга работать в горнопромышленной индустрии, на шахте, по примеру деда Михаила Расторгуева. Устроилась на литейно-механический завод слесарем и сразу же поступила в ЖезУ на факультет  «Разработка месторождений полезных ископаемых». Через пять лет перевелась на Жезказганскую обогатительную фабрику-1,2 машинистом конвейера.
– Смотрю, вы не боитесь тяжёлой физической работы, – констатирую я.
– У меня неплохо получалось, даже время от времени командировали на шахту № 67 и рудник Жомарт обучать молодых машинистов конвейеров, – говорит Ольга. – Благодаря чему при удобном случае попросилась на рудник подземным машинистом конвейера. В 2008 году назначили ведущим инженером производственного отдела, с 2010 года работаю старшим инженером-диспетчером ПО. В моей команде диспетчеры Евгений Минаев, Юлия Сафина, Лилия Николаева, Бахашар Ахметов. В наши обязанности входит ведение учёта простоев техники и оборудования, анализ подъёма, отгрузки, транспортировки руды на обогатительную фабрику и прочее. Веду текущую документацию диспетчерской службы.
В свои сорок с небольшим Ольга выглядит моложаво, словно не на производстве трудится, а в салоне красоты. С удивлением узнаю, что она ещё и счастливая бабушка. От старшей дочери у неё двое внуков – Эльвира и Ильдар. Младшая дочь Диана учится в 10 классе. Её фотография висит на доске почёта СОШ № 3.
– Диана у меня спортсменка, участвует в различных конкурсах, в том числе и красоты, углублённо изучает английский язык. Активная очень. Мы с мужем поддерживаем её увлечения. Купили профессиональный фотоаппарат, чтобы снимки и видеосъёмки были хорошего уровня.
Себя Ольга считает счастливым человеком. На работе – дружелюбная атмосфера, сплочённый коллектив, дома – любимая семья, обилие комнатных цветов и традиционные чаепития с друзьями или людьми, которые пришли за психологической помощью, советом. Так что душой Ольга ещё и волонтёр.

Ещё одна ночь, и дембель!
31 год на шахтах наложил отпечаток на характер Татьяны Коротких. Волевая, решительная, она непривычна к поблажкам жизни, не избалована судьбой, зато знает цену истинному счастью – это семья, подруги, ставший родным коллектив. Шахтёрская закалка у неё от мамы Владиславы Эдуардовны, которая работала машинистом электровоза на угольной шахте Сахалина. Вот уже 31 год Татьяна шагает по её следам. Хотя после десятилетки планировала стать строителем, училась в техникуме, потом год проработала на заводе железобетонных изделий в городе Гурьеве, ныне Атырау.
– Климат мне там не понравился, практически не было снега зимой, поэтому и вернулась в родной Сатпаев, – рассказывает Татьяна. – Устроилась в Жезказганский шахтопроходческий трест рукоятчицей. Моими обязанностями были спуск и подъём людей, грузов, выдача породы. Работа очень ответственная, ошибка могла стоить кому-нибудь жизни. В 1991 году прошла курсы и устроилась машинистом подъёмной машины. Спроса и ответственности сразу прибавилось, зато стало интересней работать и в зарплате выиграла. На подъёме четыре оператора – Ольга Юрша, Валентина Михайленко, Татьяна Иванова и я. по двое в каждой смене. Рукоятчицы Наталья Бакунина и Екатерина Джураева находятся по одной на нулевой площадке.
– Вы трудились на многих шахтах Жезказганской площадки, есть какое-либо отличие? – интересуюсь я.
– Нет, место меняется, а специфика работы у машиниста подъёмной машины одна и та же, – отвечает Наталья. – Разве что на руднике Жомарт можно наблюдать предвахтовый синдром. Нервозность перед поездкой появляется, боишься опоздать, вставать приходится в пять утра, чтобы в 7 часов успеть на служебный автобус. Переживаешь, не забыла ли всё необходимое сложить в сумку. А тут сын Михаил, ему 12 лет, просит, чтобы не уезжала, не оставляла его надолго. Зато радость переполняет, когда собираемся домой с вахты, так и говорим – последняя ночь, и дембель! Приезжаю на целых две недели к сыну и маме. Дома люблю почитать, уроки учим с сыном, гуляем по городу, в отпуск ездим все вместе.





Коллектив крупным планом:
численность – 1021 человек;
женщин – 147;
мужчин – 874;
работают в подземных условиях – 746;
на поверхности – 275;
ИТР – 240;
из них: аппарат управления – 97;
линейный персонал – 143;
средний возраст – 30-39 лет;
национальностей – 14;
казахов – 89%;
видов профессий – 50 (бурильщики шпуров, крепильщики, машинисты ПДМ и ПСМ, взрывники, проходчики, машинисты конвейера и т.д.);
семейные династии – Жаксылыковы, Бектасовы, Агибаевы, Акботины, Кошановы.