Некруглый Колобок

Дина Норбут
В нашей стране  проживает множество различных народов. Сказки соседствующих народов часто строятся на схожих сюжетах.
Одна из таких сказок обнаружена в сборнике марийского фольклора и представляет собой свободный пересказ на современный русский язык, как мне показалось, немного суховатый. В ней присутствует явное переплетение с мотивами сказок тюркских народов. В татарском фольклоре есть сказка с аналогичным названием “Камыр батыр”. А сюжет о человеческом мясе, скармливаемом огромной птице, а по содержанию нашей сказки, оно из теста, идет из древней восточной легенды. Там разыгрывается аналогичное событие, когда герой вынужден воспользоваться помощью хищной птицы для достижения цели. Он обещает себе ни при каких обстоятельствах не отдавать сердце. В нашем случае дело до сердца не доходит, Богатырь из Теста отрывает кусок своего тела (тесто) при самом критическом моменте: у него заканчивается мясо, специально приготовленное для кормления птицы во время полета.
Предлагаемая сказка преобразована для русскоязычного читателя с учетом моих собственных представлений о мире. Думается, что образ богатыря из теста в сказках народов России – есть версия или продолжение сказки о колобке, только со счастливым концом. Поэтому решила создать нечто похожее на “Некруглый колобок”. Колобок в русской сказке, все помним, испечен для трапезы, тоже бездетными, и можно подумать, очень бедными супругами. Но ее (сказку о Колобке) можно понять и так: пожилые супруги вырастили детей и отпустили их в самостоятельную жизнь. Скучно им стало, снова захотелось слышать детский голос в своем доме. Вот и просит старик свою старуху испечь колобок. Так просто он не получается, “муки” уже нет. Ведь в народе последний ребенок, рожденный в преклонном возрасте, называется “поскребыш”, вот и получается, что Колобок-деточка и есть поскребыш, ведь муки на него по сусеку наскребли, по амбару намели и едва набрали.
 Камыр батыр в тюркских вариантах этого сюжета возник не из бедности. Он слеплен желанием иметь потомство, любить, лелеять дитя родное. Такая версия есть в сказках и о девочках из снега – Снегурочках.
Но дети, полученные необычным путем – из снега или из теста ведут себя подобно Колобку, демонстрируют непослушание и погибают. Марийский Камырпатыр вначале тоже ведет себя асоциально и наносит вред соседским детям. За это от него отказываются его родители, те, что слепили его из теста. Но, в дальнейшем, он проявляет себя как истинный патыр (герой). Благодаря ему, друзья освобождаются от эксплуатации маленького человечка, который в русских народных сказках обозначается эпитетом “Голова с горшок, сам с вершок”- злой колдун; освобождается из плена этого маленького монстра царская дочь; освобождаются от гнета Дракона три старушки, высохшие без воды; птенцы Большой Белой птицы спасаются от гремучей змеи (в татарском варианте она черная, ближе к традиционным образам татар). В конечном итоге, Камыр завоевывает сердце спасенной им же царской дочери и строит личное счастье. Все логично. В жизни так часто бывает. Хулиганистый ребенок, в отличие от законопослушных, добивается в жизни больших успехов. Видимо, у мальчика из теста была неуемная энергия, которую он затем потратил с большой пользой для окружающих. Выполнил свою программу и обрел счастье.
Сейчас известна и другая версия Колобка. Она трактуется в космологическом ракурсе. Колобок, по этой версии, поедается не сразу и не одной лишь Лисой. До Лисы он доходит уже ополовиненный после встречи с Вепрем и другими экзотичными для нашей местности животными. И в этом случае он – символ Месяца, т.е. от полнолуния, когда Колобок еще круглый, идет постепенное убывание, а Лиса поедает остатки.
Наш же Колобок унаследовал лишь имя и способ рождения традиционного, всем нам известного, любимого детьми Колобка. 

ЕЩЕ ОДИН КОЛОБОК
 по мотивам сказок народов Поволжья и Урала

Жили-были, не тужили, счастье поровну делили бравый муж с женой своей. Долго жили, мирно жили, миру лад они дарили. Но была у них кручина: незадача – в чем причина? Не было детей. Жизнь прожили без потомства: нет ни дочери, ни сына...
Вот однажды на рассвете встала бабушка чуть свет, тесто замесила. Тесто мяла и катала, и при этом дума тлела, вся в желании горела... Незаметно неприметно, глядь, из теста мальчика бабушка слепила.  Завернула в тряпицу и в горшочек положила, а кувшин с такой заботой на печи устроила.
Вышла бабушка за дверь, обратила к небу взор и воскликнула в сердцах: “Бог, ты милостив, всесилен, одари нас с мужем сыном!”
Пожалел Всевышний эту мирно жившую семью и в три дня прислал в кувшин Душу Он. Мальчик ожил, встрепенулся и с печи такой призывный звук услышали супруги. Удивились, изумились, радостно воскликнули: “Эй вы, люди! Сын у нас! Мы теперь родители!”
Поразмыслив над ребенком, нарекают Колобком. Колобок так быстро рос, очень шустрый, смелый мальчик, не обижен ни смекалкой, ни умом. Ножками затопал, вышел и на улицу. Силы много у него, руки часто чешутся, в драку часто просятся. Как ни выйдет он во двор, все родителям позор! То ровесника побьет, то и ухо оторвет. Возмущается село, жалобам нет края: “Мальчик с телом теста, нет тебе здесь места! Обижаешь детвору каждый день ты поутру”.
Стыдно матери-отцу, неудачный у них сын. Так, не выдержав, супруги неуемного ребенка, раз взмолились: “Колобок ты наш прекрасный! Были рады мы тебе. Мы от счастья одурели, словно мы с луны слетели, когда ты издал свой крик. Но не долгим было счастье, вслед за ним пришло несчастье. Нет покоя от соседей, и от жалоб нет отбоя. Уходи, сынок, из дома и живи по-своему. Видно, век нам одиноко и бездетно куковать”.
Мальчик юноша уже, силы он немереной. Хоть из дома и прогнали, в сердце нет уныния. Вот идет он по дороге, а навстречу молодец.
- Кто ты, кто ты, и куда ты держишь путь?
- Я Дубовый богатырь, прозываюсь Дубовок.
- Я из теста удалец, прозываюсь Колобок. И пошли они вдвоем веселей, бодрее.
Вот идут они, идут по дороге столбовой, пыль волнуя за собой. А навстречу им опять попадает молодец. И спросил их молодец:
- Кто вы и куда идете? Отвечают:
- Мы богатыри. Вот один из нас из теста, по прозванью Колобок, а другой из дуба, по прозванью Дубовок.
- Я – сосоновый богатырь, по прозванью Сосновок. Не возьмете ли и меня вы с собою?
Вот такая получилась славненькая троица. Вот идут они, идут, вышли на поляночку. На полянке дом стоит и никто в нем не живет. Вот зашли они туда и зажили, хоть куда! Жили дружно и пригоже, слово грубое негоже было среди них.
Вот однажды поутру поохотиться решили. Колобок и Дубовок снарядились и ушли,  а остался   Сосновок, домик мирный сторожить, пищу молодцам варить. Сосновок супец готовит и вдруг чудище приходит. Голова с горшок, сам с вершок, кровожадные глаза яростно сверкают. Говорит он, не таясь:
- Очень я голодный, ты же быстро, молодец, отдавай мне свой супец, или я тебя самого проглочу!
Испугался Сосновок и отдал ему весь суп без остатка. Сам же вновь он приступил к приготовлению ужина.   Возвращаются Колобок с Дубовком, а ужин не готов. Повозмущались они, но что поделаешь, пришлось подождать.
На следующий день на охоту ушли Колобок с Сосновком, а Дубовок остался дом сторожить, да суп варить, друзей поджидать. Вновь пришел тот самый Голова с горшок, сам с вершок, борода с тысячу миль, сверкая кровжадными глазами, навел страх на Дубовка:
- Или отдашь мне всю еду из котла, или я тебя проглочу. Выбирай! Испугался  Дубовок и скормил страшилищу всю трапезу. Возвращаются удальцы, а ужин не готов. Поругались, поругались, да делать нечего, пришлось подождать.
Вновь солнышко просыпается, заря занимается. Вновь наши удальцы на охоту снаряжаются. На сей раз Колобок дома остается, Сосновок с Дубовком в лес уходят. Солнце к зениту поднимается, Колобок в доме управляется, вкусный суп мясной в котле варится. Вдруг откуда ни возьмись вновь страшилище является. Голова с горшок, сам с вершок.
- Или суп мне свой отдай, или я тебя самого проглочу!
Возмутился Колобок, - Не проглотишь ты меня, и супа не получишь!
- Не волнуйся, удалец, будет все по-моему, не отдашь по доброй воле, все возьму я силою!
И ввязались они в бой, кто кого согнет, постой! Колобок отчаянный, принципам он верный. Он в бараний рог скрутил голову с горшок и за бороду с тысячу миль его тело с вершок на дерево повесил.
Возвращаются с охоты, заморившись молодцы. Колобок и сам здоров и ужин у него готов. Он ругал друзей и честил, говорил им:
- Вы трусливые лгуны. Дескать, ужин не готов, сами все скормили вы кому? И показал он на березу, на сучке которой лишь борода осталась, куда ушло чудище?!
Ушло Чудище, а след кровавый их привел к пещере. Видно, там оно живет. Надо же его достать, обезвредить, чтобы впредь не пришел к ним воровать, у них пищу отбирать. Поняли они, что это злой колдун.
- Ну, давай же, Сосновок, опускайся в погребок, доставай обидчика, у него голова с горшок, сам с вершок, борода оторвана.
Отвечает Сосновок:
 - Нет, туда я не ходок. Слишком вырос я большой, не совладаю я с дырой.
- Что ж, тогда ты, Дубовок, полезай в дыру и обидчика найди, по заслугам одари. Чтобы впредь не повадно было ему к нам ходить.
Отвечает Дубовок:
- Нет, туда я не ходок. Видишь, я ведь великан, в дырке этой я застряну, чудище так не достану.
Что же делать, Колобок к подвигу готовится. Обвязал себя веревкой, чтоб его достали удальцы тогда, когда дело сделает, чудище разделает. А тем временем, ужасный Голова с горшок, а сам с вершок выкрал красну девицу и над ней куражится. А девица не проста, дочка царская она. Колобок не тратит время зря, вмиг находит под землею злого колдуна и из лап его кровавых забирает девицу. Красна девица с приданым, много злата-серебра, да и всякого добра. Он собрал ее добро и отправил удальцам, ждущим Колобка у дыры. Затем девицу обвязал и туда же отпустил. Обвязал потом себя, но друзья коварные решили Колобка под землей оставить, добро царской дочери поделить и за ее руку и сердце побороться. Конкуренции испугались. Вот уже близка земля и веревка обрывается, Колобок наш удалой снова вниз срывается и оказывается в глубоком подземелье.
Вот идет он, вот идет по подземной улице. Видит дом один стоит, прямо за околицей. Колобок заходит в дом, - Здравствуйте, люди добрые! Видит в доме три старухи, лепят, бедные, галушки, а воды ни капли. Удивлен наш Колобок, чем вы заняты, бабульки, как вы лепите галушки без воды? Видно, курочкам корм готовите?
А старушки отвечают, - Нет, добрый молодец! Галушки мы Дракону отдаем, его кормим, а он нам воду не дает, охраняет.
- Дайте мне ведро скорей, принесу воды я вам. Вот подходит он к колодцу, слышит рык Дракона, видит пламя из его пасти, отвечает,
- Гость я твой, и пришел я за водой.
- Ладно, коли гость, бери.
Колобок принес воды бабушкам на радость. Но усохли так они, в тот же миг до капли выпили всю воду.
Вновь пошел он за водой, вновь Дракон его ярким пламенем обдал, гневный свой вопрос задал. Отвечает Колобок, - Гость я твой, дружок Дракон!
- Коли гость, то ладно, пользуйся водицей, помни мою милость.
Трижды был он у колодца, трижды воду приносил. Жаждой мучимы старухи и никак им не напиться. Пошел Колобок за водой в четвертый раз, не выдержал Дракон, возмутился и в драку с Колобком пустился. Но силен же богатырь из теста, он Дракона одолел и от радости запел.
Я Колобок, Колобок, я слеплен из теста,
Мать родимая Земля –сила мощная, зерна.
В доме отчем мало жил, и ушел из дома.
Я соседей победил, и злодея победил,
И дракона победил, милые бабульки!
И взмолился Колобок, с телом теста молоток, - Помогите, бабушки, укажите путь! Как мне, молодцу теперь до земли добраться, не хочу я под землей с вами оставаться!
А бабульки рады так, Колобку помочь хотят, вывести на землю.
– Видишь яма вдалеке, рядом с нею старый дуб, на вершине дуба Птица хищная живет. Только эта птица вынесет тебя на волю, только будь ты осторожней, не теряй ты бдительность. Ты, конечно, удалец, богатырь отменный! Птица Белая сильней, берегись ее когтей!
И пошел наш Колобок прямо к тому дубу, на вершине дуба увидал гнездо. А в гнеде птенцы сидят, очень жалобно пищат. А птенцов одиннадцать. Колобок понаблюдал и змеюку увидал. Змей-то вовсе не простой, он трехглавый! Подбирается к птенцам, поживиться хочет. Колобок, стремительно к змею подбежал и три его головы без жалости оторвал.
В тот же миг влетела Птица Белая с огромными крылами и воскликнула:
- Я летаю вдалеке, пищу добываю. Пища же сама в гнезде, вот я растерзаю...
Благодарные птенцы мамочку смягчили:
- Мама, мамочка, взгляни, змей лежит под дубом. Мама, нас от змея уберег этот молодец!
- Ладно, детки, пусть живет! Птица отвечает.
Колобок не тратит время. Вот он внутренне собрался, к Птице грозной подобрался:
 - Ты могучая царица, ты хозяйка подземелья! Я – заблудший землянин. Помоги же, матушка, до земли добраться с солнцем повидаться!
- Хорошо! сказала Птица. Только путь ведь так далек! Не смогу не пить, не есть и тебя на землю снесть. Приготовь мешок еды и большой кувшин воды.
Побежал наш Колобок на охоту в лес, мясом подземных зверей полон уж его мешок. Прибежал к своим старушкам, низко поклонился, а кувшин большой заполнил изумрудно чистой колодезной водой.
- Все исполнил, госпожа! говорит он Птице, - Можно и в дорогу нам сей же час пуститься.
- Ну, садись, Патыр, садись, очень крепко ты держись! Если вправо повернусь, сунешь кусок мяса в клюв, если влево повернусь, ковш воды вольешь  мне в клюв.
Сел на спину Птице он, полетели с богом. Кусок мяса, ковш воды всякий раз готовы.
Белый свет уж не далек, край уже им виден. Что поделать? Вот беда, в мешке кончилась еда. Колобок не расстерялся и с мечтою не расстался, поднимает руку он, отрезает тесто он, и дает огромной Птице от себя кусочек теста.
Долетели до земли, солнце светит ярко, благодарен Колобок Птице кровожадной. На земле стоит он крепко на своих ногах. Птица тоже благодарна, угощенью рада. Говорит она ему:
- Ты кормил меня, спасибо, ты поил меня, спасибо! Но кусок последний самый вкусом отличался от других, слаще и вкуснее прежних был он почему-то?
Колобок правдив и честен, как и все богатыри, не лукавит он, не врет, - Тот последний твой кусок – оторвал я от себя. Я из теста молодец, мое мясо из муки, видно с доброго зерна была смелена мука.
Вот покаялась тогда Птица кровожадная.
- Если б только знала я, съела б я тогда тебя. Вот какое упущенье! Да уж, ладно, век живи!
Колобок так рад, так рад, на свободе он опять, солнце видит, и леса, и широкие поля. На таких-то вот полях и взошло зерно, из которого мука смелена была. Из муки старушка-мать, вылепив его, подарила белый свет, одарила радостью земной. Радуется Колобок, никак не нарадуется.
Вот дошел до дома он. Видит там же Сосновок, рядом с ним и Дубовок, а меж ними видит он дочка царская сидит. Миленькая Неженка. Вмиг увидела его, спасителя своего, тут же кинулась на шею:
- Здравствуй, милый мой спаситель, мой могучий избавитель! Век тебя я не забуду и женой твоею буду!
Колобок и Неженка крепко обнялись, на обидчиков своих даже не взглянули, далеко от них ушли, ближе к родине пришли и зажили ладно. Долго-долго они жили, добра разного нажили, много деток наплодили.
И сейчас живут они, честный хлеб жуют они, деток добрых и пригожих, на самих себя похожих свету белому дарят, Землю-матушку и Солнце каждый день благодарят...