Деревья зеленеют

Маро Сайрян
В нашей поликлинике, в кабинете офтальмолога, человека молодого и жизнерадостного, склонного к шуткам, одно время висел плакат: «Катаракта – ждёт лично вас, если вы до нее доживёте». Потом плакат убрали, потому что пациенты, у которых не было катаракты, читая его, расстраивались. Зато каждый, кто дожил до катаракты, чувствовал себя везунчиком. Что касается меня, то я не только дожил, но уже и благополучно от нее избавился. Год назад мне вставили в оба глаза мультифокальные линзы... Вот сижу теперь у окна, смотрю без очков на облака, бегущие по небу, деревья, растущие под окном, собачек, грызущих под деревьями кости...

Врач глазной клиники, куда меня направили, сказал, что мультифокальные линзы самые хорошие и поэтому самые дорогие, зато с ними я буду видеть одинаково четко на близком, дальнем и промежуточном расстояниях и навсегда забуду про очки. Правда, эти линзы не всем подходят, сказал он. Людям с отсталыми мозговыми способностями о них и мечтать нечего. Ба! Меня это, конечно, задело. Я сказал, что у меня отличные мозговые способности, я бухгалтер, месяц назад вышел на пенсию, так что можете не сомневаться, но какое это имеет отношение к зрению? Он объяснил. Первое время, сказал он, месяца два-три после операции пациент видит предметы как бы в размноженном виде (линза-то многофокусная!), но мозг (имеется в виду нормально действующий, не дебильный) постепенно приучается выбирать одно изображение и концентрироваться на нем, игнорируя все остальные. В результате человек начинает видеть предметы отчетливо на любом расстоянии в том количестве, в каком они реально представлены. В некоторых случаях адаптация мозга может занять до шести месяцев. Всё зависит от пациента. В его практике были пациенты с разной мозговой активностью, в том числе и бывший выпускник кулинарного техникума и один туповатый американец, и у всех были отличные результаты. Нет сомнений, что ваш «бухгалтерский» мозг приспособится очень быстро – добавил он, учтиво улыбаясь.

Я задумался. Начал прикидывать все «за» и «против». И пришел к выводу, что овчинка выделки стоит. Пускай я пару месяцев буду испытывать некоторые неудобства, скажем, вместо одного дерева буду видеть десять, ничего страшного (я почему-то в тот момент думал только о деревьях), зато навсегда избавлюсь от очков, которые носил всю жизнь, т.к. с детства страдал близорукостью. Разве мог я когда-либо мечтать об этом?

Ухлопал я на это кучу денег, больно вспомнить, но я решил, что правильно делаю, чего жалеть, ведь глаза лечу, как никак, зеркало души, не геморрой какой-нибудь (хотя он у меня тоже имеется).

Хирург был опытный, прооперировал быстро, сначала один глаз, через две недели второй. И после операции все шло гладко, без осложнений. В результате: очки больше не ношу, как и было обещано, на близком, дальнем и промежуточном расстояниях вижу абсолютно одинаково. Но с одной особенностью. Дело в том, что мой мозг... как бы это сказать... оказался пассивным до странности. Я, признаться, был о нем лучшего мнения, не ожидал от него такой... пассивности. Врачи тоже удивляются. Проходит три месяца – он не адаптируется. Проходит шесть месяцев – он ни бум-бум. Вместо одного дерева вижу десять. Два дерева – уже лес. Если б только деревья! Вместо одной Лизы (это моя жена) – десять Лиз маячило перед глазами и все в плохом настроении – страшное дело! Мозг, надо отдать ему должное, пытался их игнорировать. Они в ответ закатывали такие истерики! Кричали, что я сгубил их молодость и у них нет приличной шубы. Голова моя раскалывалась, тревога и грусть съедали мою душу, жизнь казалась однообразной и мрачной...

Прошло еще шесть месяцев... Налицо очевидные сдвиги. Мозг наконец приспособился. Я полностью успокоился. Исчезли тревога и грусть. Единственное число тоже исчезло из моей жизни как грамматическая, математическая и философская категория. И я о том не жалею. Жизнь хороша в своем многоликом многообразии. Скоро лето. Во дворе зеленеют деревья. Собачки грызут кости. Лизы планируют отдых. Завтра едем на дачу, к тёщам...