Память. размышления

Юрий Юровский
       Память у всех разная. Одно из самых страшных несчастий, которые могут постичь человека – потеря памяти. В медицине это явление называют амнезией. Она может быть полной или частичной. Человек либо полностью теряет свое «Я», либо частично. Не менее ужасна потеря коллективной памяти, когда какой-то этнос, народ и, наконец, все человечество забывают свое прошлое. Разрушение памяти в обществе происходит постепенно и избирательно. Этот процесс можно сравнить с тем, что геологи называют выветриванием.

       Выветривание (механическое, биологическое, смешанное) разрушает самые прочные породы. Например, одна их самых прочных магматических пород гранит, вначале растрескивается при нагревании солнцем, так как минералы его слагающие обладают разными коэффициентами температурного расширения. Затем в трещины проникает вода и при замерзании раздвигает стенки трещин. В разрушение включаются и другие процессы: растворение органическими кислотами, расклинивание корнями деревьев и т. д. Затем, продукты разрушения переносятся водными потоками и накапливаются в низменных местах (процесс денудации или смыва). Так разрушаются отдельные утесы, горы, хребты и целые горные страны. Если бы не существовало тектонических движений, вздымающих отдельные участки земной коры, поверхность земли постепенно превратилась бы в плоскую равнину, так называемый пенеплен.

        Подобный процесс происходит и в памяти людей. Вначале образуются мелкие провалы, трещины, потом они расширятся, заслоняются другими современными событиями (смываются). Великие события постепенно уменьшаются, отдаляются, исчезают, образуя пенеплен памяти. Древнегреческие боги, если хотели наказать человека, лишали его разума. Многие современные правители, чтобы иметь возможность манипулировать людьми, лишают их не разума, а исторической памяти.

          Все начинается с малого. Уже в школьных учебниках исторические факты искажаются или замалчиваются. Даются заведомо ложные характеристики крупным общественным деятелям, вождям, полководцам ученым. И далее человек, не интересующийся историей, продолжает верить в эти надуманные стереотипы, превращаясь в послушный винтик той или иной государственной машины.

        Можно взглянуть на эту проблему иначе. Зачем нам это знать? Может лучше следовать совету древнего китайского мудреца: «Многие знания умножают печали». Но это чисто философская формула. Все живое и неживое в той или иной степени обладает памятью. В годовых кольцах дерева зафиксированы изменения климата, благоприятные или не благоприятные для его развития. Точно также кристалл навечно «запоминает» условия своего роста. Живые организмы приобретают условные рефлексы, зачастую спасающие им жизнь. Лабораторные мыши и крысы быстро запоминают порой сложные задачи, от решения которых зависит кормежка. Домашние животные узнают своих хозяев спустя многие годы. Они также хорошо помнят причиненное им зло - побои, издевательства, обман. В горных породах магнитные минералы ориентированы на положение того северного полюса, который, который существовал при образовании этой породы. Эта своеобразная палеомагнитная «память» позволила разработать метод магнитостратиграфии.

        Как ни странно, менее всего совершенна человеческая память. Зарождение и крушение многих великих цивилизаций окутано тайной. А уж имена и точно канули в лету. Например, кто изобрел колесо? – история об этом умалчивает. Кто первый смешал медь и олово и получил новый сплав – бронзу? Кому пришло в голову выплавлять железо, сталь? Кто создал первый календарь? И так далее, и так далее. Однако это не мешает человеку пользоваться всем этим. Может все дело не в приоритетах? Они (приоритеты) всегда связаны с некоторой долей гордыни: Это я первый сказал «А».

        По поводу приоритетов существует даже весьма остроумный, но очень неприличный анекдот (Еще Иван Грозный писал Курбскому….). С появлением письменности приоритеты устанавливаются автоматически. Кто первый опубликовал, тому и принадлежит приоритет. Мало заорать «эврика», надо еще сформулировать и написать.

          Встречаются и попытки более серьезно охарактеризовать память. Например у В. Волкова // Платон в Диалогах сравнил сравнил память с отпечатком перстня И далее... Ещё Аристотель полагал, что человеческая память — не след, а временное усилие души, то есть, интерпретация следа. Иммануил Кант через много веков высказался категоричнее: 'Нельзя приписывать пространственного отношения тому, что определено только во времени'. Это он о памяти. А он был велиикий умница. Учёный исследователь разума Грей Уолтер, говоря о памяти, поэтично сформулировал: 'не вещь, а процесс, не монета, лежащая на столе, а свеча, горящая на алтаре'.//
[Закон Талиона].

        А теперь вновь вернемся к приоритетам. Большинство ученых относятся к приоритетам спокойно. В спорных случаях авторство закона имеет двойную и тройную версию: закон Бойля–Мариотта, закон Головкинского–Иноземцева–Вальтера и др. Вновь открытый закон, как правило, просто увеличивает возможности дальнейших исследований. Хотя ссылка на автора является обязательной. Это не только дань вежливости, но и подтверждение своего реноме. Ибо кража и присвоение научных идей, является тяжким грехом. Уличенный в плагиате подвергается всеобщему презрению. Конечно, первооткрыватели остаются в истории науки, вернее оставляют свои имена. Как правило, никаких материальных дивидендов они за это не получали (во всяком случае до изобретения патента).

        Братья А. и Б. Стругацкие (АБС), пытаясь представить себе людей идеального (коммунистического) будущего, тоже не обошли вниманием этот вопрос. В форме диалога он выглядит так:
- То есть как это? – сказал Юрковский. – А приоритет?
- Какой еще приоритет? – сказал Быков.
- Мой приоритет.
- Зачем тебе понадобился приоритет?
- По-моему, очень приятно быть… э –э… первым.
- Да на что тебе быть первым? – удивился Быков.
Юрковский подумал.
- Честно говоря, не знаю, - сказал он. – Мне просто приятно.
- Лично мне это совершенно безразлично – сказал Быков.
- Так ли, Алексей?
- Может быть и неплохо оказаться первым, - сказал Быков, - Только лезть из кожи вон, чтобы быть первым – занятие нескромное. По крайней мере, для ученого». (АБС «Стажеры» М. 1985, стр. 150.).

        Иное дело в изобретательстве. Как только появился первый патент и определена его коммерческая стоимость, патентовать стали буквально всё. Оформить патент не просто. Этим занимаются профессионалы патентоведы. Как вы думаете был оформлен патент на первую швейную машинку? Весьма остроумно: изобретатель запатентовал швейную иглу с ушком расположенным у острия. Без такой иголки любая швейная машина работать не будет.

        Наиболее откровенно и цинично жажда прославиться проявляется в шоу бизнесе. Само слово шоу – зрелище отнюдь не современное изобретение. Еще в Древнем Риме плебс кричал, требовал только две вещи: хлеба и зрелищ! Однако заметьте, именно плебс. Современный плебс жаждет того же. За две тысячи лет практически ничего не изменилось. Чем ниже интеллект, тем сильнее тяга к зрелищам.

        Организация зрелищ прочно поставлена на коммерческие рельсы. Нынешний плебс еще и неплохо платит за эти представления. Есть спрос, будут и предложения. Что это может означать? Если в развитие общества нет прогресса, наступает стагнация, застой. А застой неизбежный спутник деградации. Зрелище не побуждает человека мыслить. Оно рассчитано на сиюминутные эмоции. Зеваки помнят только красочный бессмысленный калейдоскоп. А он быстро забывается, ибо в нем нет ни смысла, ни логики. Частое повторение надоедает, ибо зрелище сразу теряет остроту впечатлений. Требуются новые развлечения. Вот вам и своеобразный наркотик. Так плебс и живет от шоу до шоу. Приученный к шоу, он уже не в состоянии воспринимать ничего другого - ни науку, ни литературу, ни театр. Там же надо думать, в том числе и в театре. Зачем ему историческая память? Какая разница, кто изобрел лазер? Главное это лазерное шоу.

       В заключение хочу сказать следующее. Существует две категории людей – антиподов. Одни хотят прославиться и оставить о себе память любой ценой. Начиная с Герострата (совершенно хрестоматийный пример), хоть путем преступления, подлости, обмана, даже ценой собственной жизни. И кончая современными бездарными и безголосыми певичками, имена которых «раскручивают» за известную мзду. И таких представителей человеческого рода, увы, большинство.
 
        Но есть и другие. Например, разведчики, погибающие в застенках, но так и не назвавшие своего имени. Они знали, на что идут и погибали безымянными. Подобному образу (человеку) Валентин Пикуль посветил целый роман «Честь имею». Девиз был простой: «Да возвеличится Россия, да сгинут наши имена».

        Может быть самым выразительным памятником им является могила неизвестного солдата с другим красноречивым девизом: «Имя твое неизвестно, но подвиг твой бессмертен!». В мирной жизни были и есть крупные меценаты, не желающие афишировать свое имя, творя добро инкогнито. Были и безымянные спасатели утопающих, выносящих людей из огня. Все это люди с другой жизненной философией, с другим внутренним стержнем, с совершенно особым душевным складом. Они оставляют в памяти людей не имена, а только деяния, поступки. Именно о таких надо писать: Люди с большой буквы.