О нужниках древнего Эфеса и не только

Анна Кочнева
Открыть для себя достоверную прелесть древнего города так же непросто, как прочесть старинную книгу на непонятном для вас языке. Скажете: «Ерунда! С какой стороны не зайди, если место интересное, то оно таким туристу и покажется!» А вот и неправда! Исследовать древний город лучше всего с его начала, по краней мере с той точки, куда вас ориентируют работники музея и путеводители.  Они долгие десятилетия выстраивали эту логику осмотра для нас-туристов, дабы мы почувствовали самое главное: сохранившуюся в веках живую душу античного города.
Я сразу решила не нарушать порядок осмотра, отправляясь из портового турецкого города Кушадасы на поиски древнего греко-римского Эфеса. Приглашаю и вас совершить эту увлекательно-познавательную прогулку вместе со мной, особенно, если вам интересна логика независимого путешественника. Я уже устремляюсь к центру города, по пути заглядывая в лавочки и магазинчики и распрашивая местных, на каком автобусе можно добраться до Эфеса.
Сначала меня пытаются убедить, что кроме такси никакой транспорт туда не идёт, но, зная подобные уловки, я следую по указателям к центру города, благополучно сажусь в экспресс, плачу свои пять долларов и без проблем менее чем за полчаса доезжаю до Сельчука. Отсюда до Эфеса рукой подать, хотя назойливые таксисты снова пытаются меня дезинформировать, наперебой предлагая услуги по ценам, совершенно неадекватным для крохотного расстояния. Я спокойно иду по дороге-аллее, благо июльская жара ещё не в зените. Наслаждаясь утренней прохладой, на обочинах дорог пасутся козочки и лошади. Жеребёнок нежно прижимается к своей лошадиной маме, и я, не удержавшись, делаю снимок на память. Уже прокручивая фрагменты истории, думаю: «А может, эта нежная парочка – потомки тех, римских лошадок, на которых и пришли сюда воинственные племена, став наследниками греческой культуры».
В размышлениях время пролетает незаметно, и я подхожу к центральному входу в Эфесский город-музей. Уже несколько туристических автобусов ожидают открытия музея, шумные экскурсоводы делают наставления группам, а я спокойно встаю в очередь для независимых туристов. Их пока немного. Это через час-другой площадка перед кассами наполнится шумной толпой, и многочисленным роем они устремятся вдоль улиц, площадей, форумов, театров древнего города. Но давайте не будем опережать события, ведь самое интересное ещё впереди. Помните! Приближение к чуду не менее интересно, чем само чудо. Зачастую можно нарушить эту магию открытия излишней суетой, спешкой и торопливостью.
Я переступаю границу и сразу... о везение! Звучат фанфары, и на импровизированную театральную площадку прибывают Юлий Цезарь и Клеопатра. Они окружены плотной свитой римской знати, танцовщиц и рабов. Два больших кресла-трона возвышаются на подиуме. Цезарь и Клеопатра водружаются на них. Толпа «простых римлян» и туристов окружает площадь. Клеопатра царственно взмахивает веером, и действие начинается. Танцовщицы-рабыни искусно двигают бедрами, обводят толпу томными глазами, вьют невообразимые узоры танца в разогревающемся воздухе. Зрители апплодирует, римляне одобрительно подбадривают, но все ожидают главного представления – боя гладиаторов. И когда они, мускулистые, рослые, полные силы и гнева, вырываются на площадку... тут уж все взрываются, и бой начинается. Гладиаторы бьются за жизнь, а толпа ревёт и воет в предвкушении кровавого удовольствия. Побеждает сильнейший, но мы, туристы, милуем проигравшего.
- Ну как, понравилось?
 Чувствую, и у вас кровь запульсировала в висках. Под гортанные звуки фанфар процессия удаляется, а я, с уже изрядным количеством народа, углубляюсь в древний город. Прохожу мимо небольшого форума, где в лавочках продаются глинянные горшки, вино, оливковое масло, тут же работают ремесленники, к услугам которых тоже можно обратиться, а в стороне от всех разместился престарелый ваятель статуй. Очевидно, решив осмотреть творение, он выпрямляется и любуется своей работой. А я, доставая камеру, любуюсь им: подтянутым, поджарым, стройным, не смотря на возраст, мужчиной. Так хочется задержаться на этом рынке среди торговцев и ремесленников, но на горизонте замечаю большое сооружение, похожее на театр, и устремляюсь туда.
Да, это он и есть – знаменитый Эфесский театр. Он и сейчас способен впечатлить своими размерами (вместимость 24000-25000 мест), пропорциями и акустикой, в бесподобной чистоте которой я убедилась, слушая стройное пение псалмов довольно большой молодёжной христианской группы из Америки. Присядьте и вы на прохладные сиденья этого уникального театра.
- Правда, хорошо поют?
 Под это пение вооброжение рисует сцены жизни первых христиан древнего Эфеса. Сначала их было не очень много, и как везде на территории Римской империи в первые годы христианства они подвергались гонениям, но уже с 50 годов н.э. Эфес становится важным центром христианства, а в 52-54 годах здесь живёт и проповедует апостол Павел. Говорят, апостол Иоанн именно здесь написал своё Евангелие. Также на протяжении пяти веков здесь проходило несколько вселенских соборов. Провела здесь последние годы своей жизни и Богоматерь. Именно здесь, в Эфесе, была построена одна из первых посвящённых ей церквей. Вот почему сюда стремятся не только любители истории, но и верующие паломники. Эфес – святое место, как для православных, так и для католиков. Пока молодые американцы поют гармонично псалмы, я испытываю качество акустики, перемещаясь с одной части театра в другую. Она везде одинаково хороша, и это при полуразрушенном портике, который многократно улучшал акустические возможности всего ансамбля. В разное время суток здесь проходили и спортивные игры, и театральные действа, и состязания колесниц. Эфесцы любили развлечения, поэтому театр никогда не пустовал.
Надо заметить, что в дневное время в театре обычно звучала не музыка, а вой и крики экзальтированной толпы, собравшейся поглазеть на бои гладиаторов между собой и с животными. Когда же я представила эту сцену, то не трепет от чудного духовного песнопения пробежал по телу, а холодок ужаса при мысли о реках крови, пролитых на этой сцене под одобряющие возгласы жителей Эфеса.
С такими мыслями я покидаю театр, стремясь найти хоть какое-то оправдание этому жуткому убийственному развлечению. Но не найдя, устремилась к  более цивилизованному  местопровождению.
Им оказалась библиотека Цельсия. Эта библиотека была второй по величине после Александрийской, и в ней хранилось около 12000 свитков. Оказывается, народ в Эфесе был крайне начитанный. Чтением увлекались не только в библиотеке, построенной во времена Империи 114-135 гг. н.э. по проекту архитекора Тиберия Юлия Аквила, но и в банях, и в публичном туалете. Но об этом чуть позже.
- Помните! Не торопиться, наслаждаться моментом!
 Архитектура библиотеки Цельсия стоит того. Кстати, Цельсий был отцом архитектора, построившего библиотеку. Сооружение послужило заодно и усыпальницей для горячо любимого родителя.
Смотрю на двухъярусные колонны, напоминающие театральные декорации, они производят впечатление легкости и полётности, а кружевной узорчатый декор колоннад создаёт настроение непринуждённой игривости. Вот вам, попробуйте, разгадайте этих древних римлян: то они упиваются реками крови, а то – чтением! Читали Горация, Вергилия, Лукреция, Цицерона, Плиния, Марциана и многих других авторов, а потом, начитавшись, по подземному переходу перебирались в публичный дом, располагавшийся рядом с библиотекой. Ведь чтение было, в основном, привилегией мужчин. Если муж долго задерживался в библиотеке, то у любящей жены был повод посудачить о необыкновенном уме и начитанности супруга, а супруг, как вы понимаете, уже читал совсем другие свитки. Этой байке о публичном доме можно верить и не верить. По другой версии это был дом зажиточных горожан с многочисленными комнатами.
Из публичного дома или дома зажиточных горожан (как вам больше нравится) заглядываю в общественный туалет. Да! Именно слово «общественный» и отражает сущность необходимого процесса во всём объёме. В туалет ходили всем обществом.  Собирались большими группами, иногда до шестнадцати человек, ведь своих туалетов в домах не было, и приходилось пользоваться глинянными горшочками. А здесь – роскошь: мраморные туалеты, мозаичные полы, изысканное общество! Вот это жизнь была на зоре новой эры! Не то, что сейчас, ведь в большинстве наших, Российских, городов и городков, днём с огнём не найдёшь общественного туалета. Как говорится, видно нужды нет ходить по нужде, а коль приспичит, то и в остановку можно забежать, там всё одно – углы мочой пропахли. Да ладно, это всё шутки, давайте не будем мнить из себя древних римлян и ещё лет этак сто поживём без нужного колличества общественных туалетов.
- Отвлеклась! Извините! Хотите продолжить наш тур или задержаться ещё ненадолго в уютном римско-эфесском нужнике?!
 Хорошо, давайте задержимся и представим, как, рассевшись по периметру с оголенными попками, знатные и богатые жители Эфеса заключают разного рода торговые сделки, ведут важные, зачастую философские, разговоры. По помещению разносятся запахи благовоний, дабы уничтожить амбре естественного происхождения. Заходит парочка новых посетителей, и услужливые рабы бросаются согреть своими попами прохладный, даже в жару, мрамор. Посещение общественных туалетов было не каждому по карману, поэтому сюда приходили исключительно богатые люди, а те, кто победнее, пользовались установленными на улице глиняными горшками, очистка которых оплачивалось довольно щедро. Канализационная система общественных туалетов несла фекалии по специально приспособленным каналам в ближайшую реку. Несмотря на это, римская система канализации считалась очень совершенной. Вспомним римскую Клоаку Максима, функционирующую до сегодняшнего дня, как ливневая канализация.
Когда главная процедура заканчивалась, то за отсутствием туалетной бумаги использовали мягкую шерсть или хлопковую вату, намотанную на палочку и смоченную в ароматизированной воде. Вот так всё просто, непритязательно, почти по-клубному!
Насладившись благовониями только что покинутого помещения, я устремляюсь вдоль улицы Куретов – второй по величине улицы Эфеса (после Портовой). Она прямая, как стрела, и вымощена камнем и мрамором. В очередной раз поражаюсь умению и способностям римских строителей. Умели ведь люди подобрать камень, вытесать его, уложить так, что за сотни веков ни многие миллионы ног паломников, ни колёса повозок и колесниц, ни даже время не смогли уничтожить эту дорогу. Конечно, и реставраторы постарались сохранить её. Не думаю, что через сотни тысяч лет кто-либо будет способен реабилитировать наши дороги, размываемые и разбиваемые каждый год.
Время, спешное время тянет солнце к закату, а я ещё не добралась до столбов Геркулеса, ведь именно отсюда открывается неподражаемый вид на всю улицу Куретов. Давайте ускорим шаг. Нет, нет, это совсем не означает, что нельзя останавливаться и смотреть по сторонам. Улица Куретов до сих пор поражает своей грандиозностью. На ней всё ещё сохранились останки величественных домов и множества пьедесталов, на которых когда-то стояли статуи богов и знаменитых людей того времени. Вот это – храм Адриана, нужно непременно задержаться и у фонтана Траяна, когда-то он был украшен 12 статуями и гигантской статуей императора Траяна.
Толпа редеет. Туристические группы умудряются проскользнуть через весь город за пару часов. Их становится всё меньше и меньше, но гул толпы ещё отчётливо слышен, и, закрыв глаза, мы переносимся в те далёкие времена... Вот они, римляне, отправляются по своим делам. Кто-то спешит в бани-термы, кто-то в театр, знатные мужчины города потянулись в государственную Агору, а женщины спешат за покупками. Несколько человек неспешно входят в храм Артемиды. Он долго считался одним из семи чудес света, но до нашего времени дошла только одна колонна. Именно ей, богине Артемиде, и её культу и был обязан Эфес свом бурным культурным развитием.
Многим из вас будет интересно узнать, кто основал этот удивительный город? Ведь одни называют его греческим, другие римским, иногда в истории города всплывает слово «персидский», стоит упомянуть Египет и Сирию, покомандовавших здесь в своё время.
Давайте доверимся Геродоту. Он был убеждён, что основали город в первом тысячелетии колонисты, прибывшие сюда с запада. В ионический период, время бурного расцвета, Э фес был одним из 12 крупнейших городов на территории Малой Азии. Его население достигало 250 тысяч человек. В те времена подобный город считался мегаполисом. Эфес был удобно расположен прямо на побережье Эгейского моря. По прекрасной морской бухте то и дело курсировали прибывавшие и отплывавшие корабли. Шла бойкая торговля, город стремительно развивался. В период военных походов персов, город вошёл в состав персидской державы. Не без участия Александра Македонского Эфес был освобождён из-под власти Персии, а чуть позже перенесён на гору из заболоченной к тому времени прибрежной полосы. И только при императоре Августе он становится фактической столицей римской Азии и превращается в один из красивейших городов мощной империи, становится вторым по значимости после Рима.
Всё ниже опускается солнце. Скоро придёт ночь, и тогда умерший город превратится в загадочное существо. Много веков истории, наслоения наций и народов, культур и религий – всё погрузится в один общий покойный сон, чтобы утром снова отворить свои двери для множества любопытных, любознательных туристов. Древний город будет жить, пока мы будем возвращаться в его пределы.  А нам, мои дорогие спутники и читатели, пора покинуть границы Эфеса.
Я оборачиваюсь назад, и осознание того, что эти далёкие предки умели многое делать лучше нас, радует и ранит одновременно. Как было здорово своими руками прикоснуться к древним колоннам библиотеки Цельсия, удивиться прочности мозаичных полов, мраморных туалетов и каменных дорог, посетить театр, действа в котором проходили постоянно, поэтому он и до сих пор жив. Похоже, они, эти амбициозные римляне, старались всё делать на века и преуспели в этом. Может и мы, посещая древние города, научимся жить не одним днём, тогда и наши дороги доведут нас до Рима, а общественные туалеты перестанут быть античной диковинкой