В рабочей командировке

Александр Андриевский
В советские годы, в нашем сибирском городе,  бытовала шутливая поговорка :" В мире существуют три общественных строя - капитализм, социализм, и <<Братскгэсстрой>>. <<Братскгэсстрой>>  был  громадным строительным трестом. Его строительные управления были: на Урале, в Сибири, и на Дальнем Востоке. Все объекты  трест часто строил вместе  с трестами: ВСЭСС* и ВСЭМ*.

В 198...году, в один из последних майских дней, меня, двоих парней нашего СМУ* и трёх молодых женщин, работавших штукатурами - малярами, вызвали в кабинет начальника строительного управления, и предложили нам съездить в рабочую командировку, на строительство ТЭЦ*, в город Комсомольск- на -Амуре, что находится на Дальнем Востоке. 

Начальник пообещал нам хорошую зарплату за время командировки. Он сказал о том, что мы получим командировочные и суточные. Во время командировки, за наше проживание в гостинице города, деньги будет платить предприятие, в котором мы будем работать. Кроме этих выплат, нам обещали выплатить колёсные - деньги, за проезд к месту работы и обратно, обещали даже оплатить наш проезд в городском транспорте.   

Первый раз в нашей жизни, нам пообещали платить деньги, о которых мы даже не могли мечтать. Нам надлежало ехать, вернее лететь самолётом на Дальний Восток, в город Хабаровск. Из аэропорта этого города, мы, могли на самолётах местных авиалиний улететь в город Комсомольск -на-Амуре. При отсутствии билетов на самолёты, нам нужно было ехать на железнодорожный вокзал города Хабаровск; в кассе взять билет на поезд и около восьми часов ехать до славного города Юности.
Пассажирский поезд, идущий от Хабаровска до Комсомольска -на- Амуре, называли <<Юность>>.

***

О городе, с непривычным названием Комсомольск-на-Амуре, я первый раз услышал в годы детства, от бабушки моих друзей, живших по соседству. В  50 - ые прошлого  века,  семья моих родителей жила в небольшом забайкальском посёлке.

В те годы баба Лиза  была на пенсии. Ей было чуть больше 60-ти лет. Выглядела она  моложаво, была подвижной не по годам , частенько, гонялась  с прутиком за ребятишками, посмевшими обидеть её любимых внучат.

Баба Лиза называла обидчиков  внучат шайтанами.- Шайтаны,- кричала она вслед убегающим от неё ребятишкам,- я поймаю вас, и всех отстегаю прутиком. Потом будете жаловаться родителям на бабу Лизу. Не смейте обижать моих внуков!

В воскресенье, когда её дочь и зять, работавшие в лестранхозе на заготовке деловой древесины отдыхали, она ходила в гости к своим родственникам, подругам или к соседям, чтобы поговорить о жизни.

Часто приходила в гости и  к нашей матери. Ещё бы! Мои родители и её дочь с зятем, были кумовьями, то есть, мои родители, для её внучат, были крёстными родителями, а её дочь с зятем, были крёстными  родителями самого младшего моего брата.

Кумовья, как известно,  дружат. В праздничные дни они ходили в гости друг к другу, отмечали праздники и советские, и церковные.

Я не ходил  учиться в школу. Мне было пять лет. Обладал я очень хорошей памятью, а потому хорошо помню душевную атмосферу, царившую в те годы.

Не было тогда безудержного поклонения   богатству и деньгам: на первом месте были вечные духовные и нравственные ценности. Из-за этого, вернее, благодаря этому, мне, малолетнему мальчугану, всегда хотелось быть дома, когда к  родителям  приходили гости.

Мать , перед их приходом, кормила нас и поила чаем. Когда гости заходили в квартиру, говорила нам:- Ребятишки! Вы сытые, наелись, напились, идите на улицу, поиграйте во дворе. Сегодня, слава богу тепло! Мы, взрослые, посидим, поговорим о жизни.   

Мне было почти пять лет, когда в конце апреля, в гости к матери пришла баба Лиза. Она принесла, завернутыми в сетку гостинцы -  окрашенные луком куриные яйца, блины и конфеты карамель, которую  жители посёлка называли дунькина радость. В сетке находилась и бутылка Московской водки. Баба Лиза с нашей матерью хотела  бравенько* встретить праздник и поговорить о жизни. Повод  для этого был серьёзным. В наступивший выходной  православные христиане праздновали самый главный свой праздник  Пасху.

Вскоре, они  сидели за кухонным столом, стоявшим возле окна. Мы с братом ушли в единственную комнату и слушали  почтовое радио.  Две  старшие сестры и старший брат, ушли в гости к своим друзьям.

Занавески, висевшие на дверном проёме, были раздвинуты. Мы с братом сидели на кровати, стоявшей возле стенки. Кровать была заправлена. Возле металлической головки, находившейся у окна, лежали две подушки.
   
 
После выпитой водки, баба Лиза захмелела, вспомнила родителей ушедших из жизни и пыталась спеть песню об одинокой матери. Увы! Как всегда, её попытка спеть эту песню, не увенчалась успехом, потому что на её глазах были слёзы, а в горле стоял горький ком.

- Не могу петь Аня,- говорила она ,-  ком в горле стоит, не даёт мне петь. Вспомнила  Комсомольск- на -Амуре, молодость и подруг, с которыми строили его. Без малого тридцать лет прошло с той поры, а мне кажется, что всё было вчера.

Сегодня Пасха. Мы с тобой, слава Богу, разговелись, по-человечески встретили её. Жаль, что в деревне нет церкви. Сходили бы мы в церковь, помолились Богу. Бог даст, будем в большом городе, тогда и сходим в церковь.    

Увы! Ни разу мать  и баба Лиза не съездили в областной город, который баба Лиза в разговорах, называла большим городом, не допела она  до конца любимую песню о матери - старушке. После слов:  в воскресенье, мать - старушка ,  у неё на глазах выступали слёзы, а в горле вставал  горький ком.

Немного успокоившись, она рассказывала о том, как ехала с подругами до Хабаровска, в вагоне пассажирского поезда. Оказывается, в те  далёкие времена уже были паровозы. Но паровозы не все были одинаковыми. У паровозов, возивших пассажирские поезда, труба была скошена. Их корпус был длиннее, чем у паровозов, которые возили грузовые поезда,  а колёса были меньше. Но это были не все отличия между паровозами; паровозы, возившие  пассажирские поезда, ездили быстрее грузовых паровозов.      

Рассказывала баба Лиза и о том, что город  Хабаровск назвали по фамилии командира отряда казаков Ерофея Павловича Хабарова. Хабаров с отрядом казаков приехал на Дальний Восток осваивать новые земли.

Реку Амур, который  течёт в Тихий Океан, всегда называла Амур - батюшка, из-за того, что он широкий и глубокий. По Амуру, с давних пор, плавали пароходы и баржи.
       
Когда баба Лиза рассказывала про полноводный Амур, у которого в некоторых местах не было видно противоположного берега, я пытался своим детским умом нарисовать его в воображении . Он был шире Хилка, - реки, возле которой стоял  наш барак. Но никак не мог представить себе её молодой и красивой девушкой. Мне почему- то  казалось, что она всегда была такой какая есть.

***
   
Незабываемым стал для меня майский тёплый день, в который я с товарищами по работе должен был лететь самолётом из Братска. Этот день уходящего мая для меня был дорогим уже за то, что он был моим днём рождения.

В городе и его окрестностях властвовала весна. На обочинах дорог, тротуаров и в лесных массивах, - зеленела трава. Слепили глаза людям, мириады желтеющих на ней одуванчиков, разливала в воздухе аромат запаха, цветущая черёмуха.
 
С чувством лёгкого страха в груди, я сидел на борту самолёта, возле иллюминатора, и ,не отрываясь, смотрел на взлётные полосы, самолёты, которые попадали в поле моего  зрения, ожидая время взлёта нашего Ту- 154.

Долгожданный момент настал. Самолёт начал разбег по взлётной полосе. С каждой секундой его бег становился быстрее. Сердце замерло в груди, когда  шасси  самолёта оторвалось  от бетонной полосы.

Вскоре стало уменьшаться в размерах всё, что видел в иллюминатор. Когда под  крыльями самолёта плыли в синем  воздухе белые облака, то в  просветах между ними, далеко, внизу, видел зеленеющие сопки и синие полосы рек, бегущих рядом.

Высота, на которой летел самолёт, была порядка десяти километров от земли. Из–за этого, я не мог хорошо видеть Байкал и Ангару, берущую начало от Шаман -камня.      

Через час полёта, стюардесса, принесла нам на подносе чай, печенье и несколько шоколадных конфет.

Я не стал пить чай, потому что смотрел в иллюминатор. Вскоре, стюардесса, подала команду
пристегнуть ремни, когда самолёт подлетал к Хабаровску.

Волнующими стали для меня секунды посадки воздушного судна; шасси коснулось взлётно-посадочной полосы, его корпус слегка вздрогнул, и он побежал по ней, с каждой секундой, теряя скорость. 

 <<Слава Богу! Прилетели в Хабаровск>> ,- подумал я когда он остановился.

***

Незабываемой для меня стала рабочая командировка в Комсомольск - на - Амуре. Через три года, после возвращения домой из  неё, распался Советский Союз.

Душой чувствовал я неладное, плохое, что начало происходить в стране, когда у руля государства встал Горбачёв. Сразу, после начала перестройки, в стране с полок  магазинов регулярно стали исчезать продукты и промышленные товары.

Население страны догадывалось о том, что дефицит на все товары создаётся искусственно. Часто бывало так: в магазинах начинали исчезать товары, люди били тревогу, и, как бы не казалось это странным, на полках магазинов появлялись товары, ставшие дефицитом.

Помню такой случай, произошедший в одном из продовольственных магазинов, что был в городе Иркутске. Во второй половине семидесятых прошлого века, возле него стояла громадная очередь за сигаретами и папиросами.

- Женщина, тебе делать нечего, как стоять за куревом,- иронично говорил молодой мужчина соседке по очереди, - ты же не куришь!

- Ага! Не курю,- отвечала  женщина,- курю.  У меня такие же жёлтые зубы как у тебя.

Такие случаи, как этот, до прихода во власть Горбачёва и его команды  бывали редко.

Во второй половине восьмидесятых, дефицит на товары в Советском Союзе стал привычным.

В небольшом сибирском городе, в котором я жил с семьёй, с полок магазинов исчезли хозяйственное и лицевое мыло, зубная паста, шампуни для мытья волос и ещё некоторые промышленные товары.

Естественно, я отправлял жене посылки с товарами, которые она просила купить из Комсомольска-на- Амуре, когда был в командировке.

После распада Советского Союза, совершенно случайно смотрел телевизионную передачу, посвящённую кооперативам. <<Мы, предприниматели, начавшие работать в кооперативах, делали всё для того, чтобы уничтожить советскую экономику>>,- говорил её ведущему предприниматель.

С болью в сердце слушал я его циничные слова и думал: <<Как сильно нужно ненавидеть страну своего проживания, чтобы так поступать>>.
   
В Комсомольске -на-Амуре во второй половине восьмидесятых был глава  Коммунистической партии и государства М.С. Горбачёв. Вот из-за этого, в нём не было дефицита на промышленные товары и продукты, как в других городах страны.

Вспоминая о его приезде, жители Комсомольска - на - Амуре говорили:- Горбачёву нужно ездить по всем городам, чтобы в магазинах всегда  были промышленные товары и продукты. Куда они исчезают? Люди работают, производят их, а в магазинах пустые полки.
***
<<Нужно так жить, чтобы  всегда был дефицит>>,- говорил герой Аркадия Райкина в одной его передаче. Несмотря  на то, что власти края и города в какой-то мере смогли решить вопросы его жизнедеятельности, дефицит на продукты имел место быть. В городе, рядом с которым находится один из мировых океанов - Тихий Океан и моря,- был дефицит некоторых морепродуктов. В фирменном магазине  <<Океан>> невозможно было купить кету.

Местные рабочие, работавшие рядом с нами, рассказали нам о том, что кету можно купить сколько угодно, у рыбаков, живущих в деревнях, что находятся на берегах Амура. Нужно было для этого съездить на пристань, купить билет на теплоход , и выйти из неё на второй, или третьей остановке.
 
- Мужики,- говорили они,- лучше всего покупать  красную рыбу и икру за водку. Водку продают только по талонам. Из-за этого, за неё, вы купите всё, что вам нужно.

- Интересно, - сказал я после того как посмотрел на стену комнаты, -  на ней следы от плитки. Похоже на то, что её сняли?

- Ага,- ответил один местных мужчин.- Её ночью снимают, кому она нужна. В  магазинах плитку не купишь , её нет в продаже. Вот и воруют со стройки. В магазин плитку не привозят, а на стройку по-любому привезут.

Вам рассказать про то, как один журналист спросил  старую жительницу города о первых строителях Комсомольска?
 
-Ещё бы! - обрадовался я и мои товарищи,- расскажи!

Рассказчик улыбнулся.- На улице города журналист подошёл к старушке  и говорит: - Бабушка, вы, в Комсомольске давно живёте?

- Давно сынок,- ответила ему бабушка,- почитай всю жизнь. Сколько себя помню. 

- Бабушка,- продолжал журналист расспросы ,-  Вы, первых строителей  нашего города помните?

- Помню сынок!

- Да вы что! - он обрадовался. -  Расскажите о них немного.
   
- Не знаю чё рассказывать,- бабушка вздохнула.- Их на работу привозили на машинах, и домой увозили  на машинах. Они друг на друга были похожи. Все, как один, носили  полосатую одежду, почему-то.

***

Наступивший июнь был тёплым месяцем. В выходные дни горожане стремились отдыхать на природе. Недалеко от гостиницы находилась набережная Амура и городской пляж. Пляж был знаменит тем, что на его берегу стоял большой камень. На нём было написано о том, что в  этом месте на берег высадились первые строители города Комсомольска -на- Амуре.

Не только этим знаменит был городской пляж! С этого берега невозможно было увидеть противоположный берег реки. По синей воде Амура плыли в обе стороны теплоходы и яхты. В это время, над ними летали чайки.
      
<<Не зря бабушка Лиза говорила:- Амур- батюшка>>,- вспомнил я слова соседки, когда смотрел на противоположный берег реки.

Вода в реке была тёплой. Накупавшись, мы с товарищами ходили есть в столовую. Если не хотели туда идти, то ходили  в кафе, что находилось в гостинице. Цены в кафе были почти такими, как в столовых.

В гостинице имелся душ. Всем была бы хороша гостиница, если б в кранах была чистая и холодная вода, как в Ангаре. В нашей Ангаре течёт самая чистая вода! В кранах, что были в гостинице, вода была тёплой и с осадками!
 
Холодную воду мы пили в Силинге, когда ездили на автобусе до его конечной остановки, и ходили отдыхать на берега этой горной реки. Вода в ней была чистой и холодной.

***
 
Улицы города Комсомольска - на -Амуре - широкие. Когда я смотрел на дома, то мне казалось, что такие же дома видел в Ангарске. Эти два города, как братья - близнецы, похожи друг на друга. О своих наблюдениях сказал  товарищам по работе.

- Ты правильно сказал,-согласился один из них.- Ангарск и Комсомольск - на-Амуре проектировали ленинградские архитекторы.
 
Время командировки закончилось незаметно. Скоро, с одним из друзей, улетали из Хабаровска.

Через три года  распался Советский Союз. Однажды, я вспомнил  мультфильм  о Чебурашке и  крокодиле Гене. Они  со своими друзьями строили  дом. 

<<Звери в добром мультфильме смогли  построить  дом, а люди, не смогли построить себе дом - Советский Союз! Он распался! У них, в отличии от героев мультфильма, не было той  любви и доброты, что у зверей. Люди  любят деньги.  Они хорошо знают о том, что деньги - корень всех зол и бед человеческих, если  живут ради них >>,- думал тогда.    

***

Вскоре, СМИ  стали искажать правду о  Советском Союзе. Не обошли они стороной и легендарный город Братск. Мне было плохо, когда ведущий одной  телевизионной передачи с наслаждением произносил:  <<Братские братки>>, когда говорил о криминальных войнах, что шли в России в 90-ые прошлого века.   

Эту телевизионную передачу я не стал смотреть. Братск дорог мне с детских лет. В этом городе жили и живут мои знакомые, друзья, и родственники. Люблю его я первой любовью как в песне. Когда слышу до боли знакомые слова: <<Я в далёком сибирском краю, встретил лучшую песню свою.Тебя, мой, палаточный Братск, самой первой любовью люблю...>> - к горлу подступает ком, а на глазах выступают слёзы.

Братчане - жители города, помнят историю строительства Братской ГЭС!

Через несколько лет, после незабываемой рабочей командировки, я приехал в Братск. В солнечный, осенний день,  шёл по одной из его улиц. На торцах некоторых домов были укреплены громадные щиты с написанными текстами песен о городе. 

 <<Сама история о строителях Братска живёт на его улицах>>,- думал я и читал слова песен о легендарном городе, находящемся в далёком сибирском краю, ставшим для тысяч советских людей лучшей песней их жизни.   

На углу улицы, по которой шёл, в деревянном двухэтажном доме, на первом этаже, располагалась парикмахерская. Я зашёл в неё.

- Обождите немного,- сказала мне парикмахерша, когда в неё вошёл интеллигентный пожилой мужчина.

- Вы, знаете, кто этот пожилой человек?- спросила она меня, после того как мужчина вышел из парикмахерской. - Он был первым директором Братской ГЭС! Он – легенда нашего города!
 
 <<Не забывает народ историю своей страны", - думал после её слов. - Россия достойно выйдет из очередных испытаний>>.

Бравенько*- хорошо. Диалект.(прим.автора)
СМУ* - строительно - монтажное управление.( прим.автора)
ТЭЦ* - тепло-электро централь.(прим.автора)
ВСЭСС*-Востоксибэлектросетьстрой.(прим.автора)
ВСЭМ*-Востоксибэлектромонтаж.(прим.автора)