Золотые часики

Владимир Пастернак
   


    Автобус на Бауску медленно выкатывал с Рижского автовокзала. Командировка в Латвию никак не могла пройти мимо меня. Это направление я  застолбил с самого начала работы в наладке. Желающих смотаться в Прибалтику за казенный счет в нашем управлении было много, но таких спецов, как я  – раз-два  и обчелся.  Нет, конечно, взяться за наладку огромного станка с числовым программным управлением могли многие, но довести эту штуку до состояния  сдачи заказчику удавалось не всем.

     Поудобнее расположившись на сидении новенького «Икаруса», я поставил сумку на соседнее свободное место. Кроме меня в автобусе находилось  не более восьми человек. Опустив спинку сидения, уже  хотел вытянуть ноги, но под ботинком скользнул какой-то предмет.  Нагнувшись я поднял  с пола маленькие  часики на золотом браслете, с виду  старинные. На крышке, закрывающей часовой механизм, я прочитал выгравированное латинскими буквами слово ADEL и дату 5 июля 1941 г. Все произошло так быстро, что автобус еще не успел выехать с автовокзала. Я осмотрелся, до ближайшего ко мне пассажира  было четыре ряда пустых кресел и это был мужчина, а часики – явно женские. Пока я мерил взглядом расстояние до следующего пассажира, автобус остановился, водитель открыл дверь и заговорил с кем-то  по-латышски. В салон вошла худенькая пожилая  плачущая женщина, она встала на колени в двух рядах от меня и  начала шарить рукой  под креслами. Когда она подняла голову, пытаясь встать, я молча протянул часики.  Чуть не упав, она рванулась ко мне, выхватила часы и спрятав в маленькую сумочку, неожиданно цепко схватила  мою руку и стала целовать. Продолжая плакать, она быстро заговорила. Из всех слов  мой слух уловил только одно – слово выгравированное на крышке. Ничего не понимая на чужом языке,  в моей голове каким-то непонятным образом,  в ускоренном темпе, как в черно-белом кино пронеслась история, связанная с этой находкой.
 
«Высокие окна гостиной закрыты ставнями,  из репродуктора с улицы доносится бравурный немецкий марш.  Все собрались в полутемном помещении, на лицах детей – страх,  отец пытается всех успокоить. Маленькая хрупкая девочка в белом платьице рассматривает на руке часики, подаренные несколько минут назад. Двенадцатилетняя именинница уходит со своей лучшей подругой в спальню и дает ей примерить полученный только что подарок. Неожиданно  в дверь  вламываются вооруженные люди, в одном из них  девочки узнают школьного учителя.  Детей и взрослых выводят на улицу и прикладами гонят в сторону ратуши. В опустевшей гостиной осталась только  девочка-латышка, на ее руке – чужие  часики,  по щекам катятся слезы, а губы повторяют : «Адель, Адель, Адель...»
 
    Я встряхнул головой, пытаясь отогнать наваждение и посмотрел в окно. Автобус давно катил по шоссе  в сторону Бауски.
 
    Ровно год прошел с тех пор, но жизнь сама заставила вспомнить эту  историю.
Меня срочно командировали в Конотоп, на заводе у коллег  возникла проблема . «Отвезешь деньги и поможешь со сдачей станка», - напутствовал начальник, а в качестве компенсации обещал бонус в виде командировки в Вильнюс.
 
    На завод я приехал к вечеру. Взяв направление в заводскую гостиницу, я ожидал трамвая, сидя на   скамейке конечной остановки конотопской однопутки. Огромный пустырь тянулся от  проходной завода до видневшейся вдали автотрассы, а вокруг – ни души.  Толстый бумажник, с трудом втиснутый в карман джинсов, давно мешал мне и доставлял неприятные ощущения. Я вытащил его и положил рядом с собой. Потом открыл спортивную сумку и решил проверить не забыл ли кипятильник. Пока я рылся в сумке, подошел трамвай. «Надо же, пару минут назад его не было видно и, вот, уже стоит», - успел  подумать  я, схватил сумку и прыгнул в   пустой вагон. Трамвай подъезжал к остановке и тут, меня будто ошпарило  кипятком, я вспомнил, что  бумажник  остался на скамейке.  Я бежал в сторону конечной, мысленно проклиная себя за эту командировку, и за то, что  взялся передать  деньги, и за  дурацкое стремление еще раз съездить в Вильнюс. Я бежал через  бесконечный безлюдный пустырь надеясь, что  бумажник  никто не взял. Издалека  я уже увидел -  лавочка пуста. Долго  не мог отдышаться, потом начал лихорадочно соображать: «Где возьму деньги, чтобы вернуть коллегам.  С отдачей долга,  как-нибудь решу, в крайнем случае, продам новую японскую  куртку, которую купил в Хабаровске и займу у брата. Где же этот чертов трамвай?  Еще нужно успеть на телеграф, отбить телеграмму жене, чтобы срочно прислала деньги на обратный билет». Я продолжал соображать, как буду выкручиваться из этой ситуации, когда услышал крик.  Начало темнеть, но весь пустырь хорошо просматривался и был абсолютно безлюден. Кричали со стороны трассы, я увидел машину-рефрижератор и бегущего в мою сторону водителя. Он бежал и чем-то размахивал.  Переходя на шаг, молодой парень, улыбаясь, протянул  мой бумажник.
 
- Менял колесо и видел, как вы сидели на остановке и потом уехали в трамвае,- сказал он.

Беру бумажник и спрашиваю: «А как ты узнал, что я его забыл, неужели разглядел с такого расстояния?

- Не поверите, - говорит парень, -  голос услышал:  «Иди на остановку  и возьми то, что там потеряли. Только обязательно верни хозяину!»

Пришел сюда и, точно, лежит  бумажничек.  Тогда я решил, что если никто за ним  не вернется,  пока я колесо меняю – уеду. А тут, вы бежите к остановке. Сколько, хоть денег-то?

- Много. В основном чужие. Прямо, мистика! Спасибо тебе, дружище, на, вот, возьми, - сказал я и вытащил два «четвертака».

- Что вы?! – отшатнулся парень. – Спрячьте! Вот, вы говорите – мистика, а со мной год назад такое приключилось, что если рассказать – за сумасшедшего примут.  Я жене часики дорогие решил подарить в связи с рождением дочери.  Купил, а по дороге еще цветы захотел прихватить, на следующий день жену обещали выписать из роддома.  Рассчитался за цветы, пришел домой, а  часов нет. То ли из барсетки выпали, когда за цветы расплачивался, то ли стащил кто-то, только, нет их и все. Расстроился так, что хоть плачь. Лег спать, не спиться, все о своем невезении думаю. Вдруг, слышу  тихий  стук . Кто это может быть в такое время?  Открываю дверь, а там... девочка стоит, худенькая в белом платьице лет двенадцати. Молча протягивает  коробочку, поворачивается и уходит. Даже спросить не успел, как ее зовут.
   
- Я знаю имя той  девочки, - сказал я, глядя в изумленные глаза парня, - Её зовут- Адель!

- Откуда? - растерянно спросил он.

- Знаю, - сказал я и вскочил в подъехавший трамвай.