1. Теплые пирожки

Виорэль Ломов
Предуведомление для читателя, открывшего главу наугад

Место событий.
Юг Финляндии, поселок рядом с городком Сюсьмя на озерном острове, связанном с берегом насыпной дамбой, где проживают финны и эстонцы, и куда летом приезжают несколько семей из Санкт-Петербурга. На этом острове находится место, в которое трудно попасть, — «Добрый край».

Время событий.
Зима 2017/2018 гг.

Персонажи:
Лоухи — добрая волшебница.
Так-так — дальний родственник Лоухи, муми-тролль.
Кольгрима — злая волшебница, сводная сестра Лоухи.
Стикс — гениальный программист, воспитанник и послушный исполнитель злой воли Кольгримы, некогда обращенный ею в человека из дикого кабана.
Ахеронт — программист, некогда обращенный Кольгримой в человека из домашнего кабана.
Григорий (он же сэр Дарий-Григорий Второй, персидскоподданный) — «продвинутый» кот.
Юстас — петух боевого нрава, рыцарь.
Маклеод (он же шотландский барон Гордон Первый Маклеод Единственный) — шотландский сеттер.
Чернавка (она же посланница богов, близкая родственница вещего Ворона) — ворона.
Пеструха, Дура-Жанна (Д'Жанна) (они же две Дульсинеи) — курицы.
Петр, Ирина, девочки Маша и Даша — семейство Сомовых.
Денис, Зинаида — соседи Сомовых.
Калле — эстонец, приятель Петра.
Инту Мартонен, Аарно Какконнен — финны.


Кольгрима
Сказочная повесть
(Для детей среднего школьного возраста)

Кто другому яму копает, тот сам в нее попадет
Русская народная пословица



Глава 1. Теплые пирожки

Стикс оцепенел, когда увидел, что Ахеронт после касания посоха превратился в огромного кабана. Когда тот с довольным хрюканьем протрюхал в дверь, программист перевел взгляд на Так-така и соображал, кем же он хочет быть — человеком или вепрем? Ведь по большому счету он жаждал освободиться от гнета волшебницы и обрести потерянную свободу. Так-так, восприняв его молчание, как согласие вновь стать кабаном, уже почти коснулся его плеча ручкой трости. Очнувшись, Стикс, сломя голову, вылетел из дома. Ахеронта он не увидел. На обочине под сиренью сидел большой заяц. Косой поглядел на него, но не убежал. «Это тот заяц, — решил Стикс. — Хороший знак!» Беглец припустил по дороге. Бежал и думал: «Правильно сделал!»
Ноги принесли его на ржаное поле — огромное и при дневном свете совсем не похожее на шкуру огромного зверя. Стикс нагнулся, сорвал несколько колосьев, понюхал их, попробовал зерна, листья и стебель на вкус. Огляделся, прошелся туда-обратно. На поле никого не было.
Конец июня Стикс провел в лесу. Питался он земляникой, еще не созревшей черникой и малиной, одуванчиками, корешками и побегами — инстинкт подсказывал ему, какие из них съедобные, а какие нет. Этого явно не хватало, чтобы утолить голод. Как-то он даже рискнул забраться на чей-то неогороженный участок и вытащить несколько морковок. А один раз не удержался, ночью пришел на помойку и рылся в пакетах из контейнера для пищевых отходов. Взял оттуда лишь несколько кусков черствого хлеба, отскоблил их сверху и, преодолевая отвращение, сгрыз. К тому же ночами было прохладно, а с утра иногда моросило. Хорошо, на той же помойке нашел продырявленный плащ, который как-то спасал от дождя.
В июле Стикс чудом устроился на ферму, хозяйка почему-то приняла его за своего дальнего родственника. На ферме он вместе с бригадой из России собирал клубнику и малину, а в конце июля и августе крыжовник и смородину. Несколько раз Стикс ходил в лес, собирал чернику. Работал он как заведенный чуть ли не весь световой день, от рассвета до заката. За полтора месяца заработал приличную сумму, на которую рассчитывал протянуть какое-то время. Впрочем, Стикса не оставляла мысль, что он может устроиться и в университет преподавателем. Вот только где взять паспорт и диплом — они остались у Кольгримы в сейфе ее подземных чертогов.
Стикс попрощался с товарищами и с хозяйкой. Не зная, куда направиться, он вернулся в поселок. Это было единственное место на свете, где ему хотелось жить. Пришел в тупичок, издали долго смотрел на дом, где целый год отлаживал программу. Не ясно было, есть ли сейчас кто в нем или нет. Вспомнив, что недалеко от озера живут родители девочек, которых похитила Кольгрима, машинально направился туда. «Конечно же, их отец должен знать, как найти Так-така! — решил Стикс. — Так-так поможет!»
Он подошел к дому, но не решался постучать в дверь. Стоял и смотрел на кур под смородиной и красавца кота, сидевшего возле них. Ему вдруг показалось, что они разговаривают. Да, они разговаривали! «Почему я понимаю, что они говорят?» — подумал Стикс. Прислушался.
— Вот что мне, Юстас, тут нравится, — говорил рыжий кот красному петуху, — так это водица из озера. Чудо что за водица! Просто сказочная, живая вода. Пьешь — не напьешься!
Петух, склонив голову набок, внимательно рассматривал черного майского жука. Тот лежал на спине и шевелил лапками.
— Да, отличная вода! — согласился Юстас и отвернулся от жука. Какой нелепый и жесткий продукт!
— А я лично предпочитаю водичку из водопровода, — сказала приземистая курица. — Она чрезвычайно благотворно влияет на микрофлору кишечника.
— По телеку недавно услышал, — сказал кот: — «Поздно пить боржоми, когда не все в доме!»
Петух от восторга даже всхлипнул.
— Нет, ты пей-пей эту воду, — успокоил кот обидевшуюся приземистую курицу. — Никакого вреда, кроме пользы, от нее не будет. Вообще-то водичка вон оттуда.
— Откуда?
— Из этого озера.
— Как из озера?! — воскликнула курица. — Она из крана идет!
— Дура ты, — сказал кот, — хоть и Жанна!
Тут из дома вышел Петр, и Стикс обратился к нему по-русски:
— Добрый день! Помните меня? Два месяца назад вы приходили за девочками. Я в том доме служил программистом.
— А, помню-помню, — сухо сказал Петр. — Здравствуйте. Чем обязан?
— Не подскажете, как найти Так-така? Мы товарищи по университету. Я был у него (он живет с бабушкой), но совсем не запомнил дорогу.
— Это не удивительно, — сказал Петр. — Вряд ли кто запомнил туда дорогу. Туда не ходят. Туда попадают. Вы зайдите через два-три дня. Если узнаю, обязательно скажу.
Стикс поблагодарил хозяина и направился к озеру. Майский жук перевернулся и шагал по тропинке. Стикс шел и думал, что шагает точно так же, как жук — ведь тот именно шагал, а не полз. Почему про жуков говорят, что они ползают? Да нет же — они ходят или бегают.

Так-так появился в поселке в тот же день. Постучал в дверь. Открыла Ирина. Обрадовавшись, она пригласила гостя в дом и усадила за стол. Стала хлопотать возле плиты.
— Муж сейчас придет. Как госпожа Лоухи?
— От нее большой привет. Собирается навестить вас, послушать Машину кумпарситу. А Даша где? Хочу поиграть с ней в бадминтон. Она, наверное, уже мастер спорта?
— Ваша бабушка права: Даша заняла в Лахти первое место в своей группе. Девочки у соседей.
Зашел Петр. Друзья попили чай с пирожками и уединились на террасе. Узнав о том, что Стикс жаждет его увидеть, Так-так посоветовал ничего ему не обещать, а показать дом лесника, пусть поживет в нем какое-то время.
— Посмотрим, изменился он к лучшему или по заданию Кольгримы действует, — сказал Так-так. — Хотя ее следов я пока не замечал. Она еще там, под землей.
— Там ей самое место! — сказал Петр.
— Место для нее подходящее, но, боюсь, скоро выйдет оттуда.
— Пусть только появится возле моего дома! — пригрозил Петр.
Так-так улыбнулся.
— Что ей делать у вас? Спасибо за угощение. Я пошел. Провожать не надо.
 
Когда Стикс через три дня пришел к Сомову, тот сказал, что Так-так не появлялся.
— Вам лучше подождать его в доме лесника, — посоветовал Петр.
— А как найти этот дом?
— Как? — Петр посмотрел на Григория, отиравшегося о его ноги.
— Маклеод проводит, — произнес кот. — Чернавка! Смотайся за Маклеодом! Спецзадание для него!
— Он что, говорящий? — спросил Стикс, вспомнив, какую прекрасную беседу услышал три дня назад.
— Говорящий, — сказал Петр. — Иногда чрезмерно.
— Тут же Край добра, — подтвердил кот. — Все говорят и все понимают друг друга.
Прибежал Маклеод. Он возбужденно дышал, радуясь: «Вот и старик пригодился!»
Через полчаса они были возле дома лесника. Стикс зашел в избушку, а пес побежал домой. Стикс поправил матрац, лежавший поперек кровати, растянулся на нем и уснул. Проснулся, когда уже стемнело. Пошарив на столе и подоконнике, он нащупал свечи и коробку спичек. Огонь свечи высветил край стола, отчего небольшое помещение, наполненное темнотой, показалось огромным. Стикс подосадовал на себя, что не захватил с собой ничего съестного, но тут увидел кастрюльку, прикрытую полотенцем, и бутыль с напитком. В кастрюле лежали теплые еще пирожки, в бутыли был ягодный морс. После беседы кота с курами Стикс решил ничему не удивляться, но как не удивляться тому, что пирожки теплые?!


Рисунок из Интернета
http://www.domsovetof.ru/_ph/14/2/52301296.jpg