Весенний этюд

Александр Карташев
          Снегу выпало много. Снег шел с ноября до середины марта. Таких заносов не помнили старожилы. Метеослужбы фиксировали двукратное превышение снежного покрова. В конце февраля установилась оттепель в 2 – 3 градуса и пошел мокрый снег. За два дня навоял свежие сугробы в человеческий рост и лужи на  асфальте. Ночью лужи замерзали, поутру на них скользили школьники и бабушки.
 
  Солнце светило теплом, искрилось в тающих сугробах и отбрасывало черные тени домов на заснеженные тротуары. В лесу, у деревьев образовались глубокие  протаины. Налетал теплый ветер, сдувал снежные шапки с верхушек, крутил искристую пыль.
  Птицы собрались в стаи и оживленно перекликаясь, налетали на сохранившиеся ягоды и проклюнувшиеся почки. Разбуженная весенним теплом муха, яростно жужжа, поднималась в воздух, кружила и пристраивалась на солнечной стороне стены. Ожидание перемен накапливалось под шапками снега, прорывалось ручейками талой воды, набухающими почками деревьев, звоном капели и щебетаньем птиц.
 
  С утра подмораживало, к обеду протаивало, ручейки и темные лужи растекались по дорогам. В них весело чирикали воробьи, вымывая зимних блох. Солнечные дни повторялись, сливались, снег темнел, таял, обнажая мусорные кучи. Ручейки сливались, заполняли пешеходные дорожки, улицы и застаивались в низких местах с тонким льдом по утрам и грязноватой водой днем.

   По реке лед таял у берегов и на стремнине. Любители зимнего лова устраивались на плотном льду, щурясь на солнце, ловили зазевавшихся ельцов. К ним по протекающей стремнине подплывали городские утки и выпрашивали хлеб.

  День увеличился, пошел мокрый снег, перешедший в дождь, остатки белого снега посерели и обрели грязновато – серый оттенок. Протекли ручьями остатки снежной белизны. Всё окрасилось в безрадостный серый цвет. Серое небо, серая земля, серые дома, серое настроение.

   После дождей монотонный серый цвет протаял, многочисленные грязноватые оттенки стали контрастными. Грязный темный асфальт, серые мокрые дороги, светлые дома, темно – коричневые деревья и пестро одетые люди. Не верилось, что недавно шел снег, крепли морозы и иней покрывал деревья. Остро чувствовался запах перемен. Изменялись цвета, погода, люди, деревья и воробьи. Неустойчивость и размытость ощущений настраивала на философский лад и клонила в сон.

       Казалось, состояние неопределенности будет длиться долго, переплетаться с повседневной суетой, навевать скуку и домоседство. Редкие лучи солнца отражались в замерших лужах и гасли в грязных кучах снега.  Студенты как воробьи прыгали через лужи и оживлено чирикали в смартфоны.
 
 Ветреная погода сменилась солнечным затишьем. Солнце появлялось с утра и вытаивало оставшийся в тени сероватый снег. Незаметно серая земля покрылась редкой зеленью. Зеленая трава с теплых опушек сползала на склоны,  появились первые нежные и слабые цветы.

  Набухали и лопались почки деревьев. В воздухе настаивался растительный запах весны. Проснувшиеся от долгой зимней спячки шмели и мухи носились в воздухе, уставали и пристраивались на солнце, погреться. Неторопливо порхали редкие бабочки, опускались на остатки снега и пробовали на вкус. Запевали гнездящиеся скворцы, свистели синицы, чирикали воробьи и затевали драки.

  Над лесом кружила пара коршунов, отрывисто радуясь теплому весеннему воздуху и выбирая место для гнездовья. Река покрылась вешней светлой водой, набухла, с громкими хлопками вскрылась и потащила льдины по серой воде. Льдины сталкивались, переворачивались, выталкивались на берег сильным течением и сбивались в заторы.

   Бурно, ветрено, на смену затишью шагнула весна, смела остатки зимы, сменила цвета, запахи и звуки. Весеннее половодье в одну ночь затопило округу, вода окружила лесное взгорье, прибрежные кусты, возвышенности, подступила к деревне и заполнила низины.