Ч. 21 Война на Тихом океане. Окинава III

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/04/29/1449

Американские морские пехотинцы отступили, не желая нести напрасных потерь. Они предприняли повторное наступление, подтянув технику. По японскому переднему краю открыли огонь 105-мм орудия, танки, противотанковые орудия, тяжёлые пулемёты, 60-мм и 81-мм миномёты, химические миномёты и базуки.

На время обстрела японские солдаты и офицеры скрылись в подземных укрытиях, но когда американцы пошли в атаку, выбежали оттуда и встретили нападавших плотным огнём. Тогда морские пехотинцы стали забрасывать японские позиции гранатами с белым фосфором и выжигать огнемётами.

На помощь морским пехотинцам направили пикирующие бомбардировщики и, помимо сухопутной артиллерии, позиции японцев стал обстреливать из главного калибра линкор «New York», огонь корректировали морские корректировочные посты, находившиеся среди пехотинцев.

Японцы ответили огнём из 320-мм миномётов, мины которых из-за размеров воронок, американцы мгновенно окрестили «летающими вагонами». Несмотря на то, что морские пехотинцы воевали очень осторожно, стараясь избегать потерь, им неоднократно приходилось вступать в яростный рукопашный бой с японцами.

Как и на других островах, японцы широко использовали систему подземных ходов, соединённых с пещерами и укрытиями. Они бесстрашно бросались на танки, чтобы поджечь их, даже с горящими тряпками.

 Американская пехота продвигалась медленно. Морские пехотинцы тоже приобрели немалый опыт и были приучены к тому, что японцы могли внезапно появиться в тылу, вынырнув из подземных ходов или пещер, в которых, казалось бы, не могло остаться ни одного живого существа.

Несмотря на абсолютное превосходство в технике, американские войска несли большие потери в людях. На острове было множество могил - хака. Местные жители в течение веков сооружали каменные строения, напоминающие дома, в которых имелась даже кухонная утварь.

 Они были уверены, что душа в загробном мире живет так же, как жила раньше, а потому умерший должен иметь всё необходимое для быта. Эти могилы японцы превратили в долговременные огневые точки, благо, они имели толстые стены из камней.

Американцам надолго запомнился этот обычай аборигенов. Позиции, на которых велись бои, неоднократно переходили из рук в руки. Интересно, что японцы одновременно вели пропагандистскую войну.
 
Узнав о смерти президента Рузвельта, они выпустили листовки с таким содержанием: «Мы выражаем наше глубокое сожаление по поводу смерти президента Рузвельта. Теперь «Американская трагедия» будет происходить здесь, на Окинаве…. У вас погибнут 150 000 человек….  Японский спецназ будет топить ваши корабли до последнего эсминца».
 
Американцы тоже разбрасывали с самолётов листовки, призывая сдаваться в плен, но и те, и другие напрасно старались. На пропаганду никто не обращал внимания.
Японцы неоднократно переходили в атаку, пытаясь навязать рукопашный бой, в котором они считали, что превосходят американцев, и вторая причина для этого – мощная морская артиллерия не могла в таком случае вести огонь.

 Противник предпочитал атаки ночью. Но корабли стреляли осветительными снарядами, превращая ночь в день, и японцам не удавалось достичь эффекта внезапности.

Американские морские пехотинцы при поддержке авиации и морской артиллерии 17 апреля заняли северную часть Окинавы. 4-я дивизия морской пехоты потеряла в этих боях 236 человек убитыми, 1061 ранеными и 7 пропали без вести.
 Американцы насчитали 2500 убитых японских солдат и офицеров, 46 человек взяли в плен.

В плен обычно сдавались не японцы, а мобилизованные в войска окинавцы. Японское командование провело мобилизацию всех мужчин на острове в возрасте от 15 до 45 лет.

21 апреля американские войска заняли маленький, но хорошо укреплённый островок Иэдзима, прикрывавший западную часть Окинавы. Японцы сражались насмерть. Бои шли за каждый дом, каждый двор, каждую пещеру.

Морских пехотинцев подстерегали тысячи хитроумно устроенных ловушек с минами и фугасами. Особенно поразила американцев фанатичная поддержка японцев гражданским населением острова Иэдзима. Сражались даже женщины с детьми. После занятия острова на нём оборудовали аэродром для налётов на Окинаву и Японию.

На Окинаве самые кровавые и упорные бои шли за хребет Какадзу.  В отличие от американцев, японские войска не получали подкреплений, количество боеприпасов у них уменьшалось, продовольствия, медикаментов не хватало.

 Японское командование, чтобы сохранить силы солдат и офицеров инструктировало командиров: «Поддерживать моральный дух подчинённых, не нагружать людей  бесполезной работой.

 При любой возможности давать им отдых и время на сон.
Каждый должен выходить ночью из пещеры, по крайней мере, один или два раза и выполнять глубокое дыхание и делать физические упражнения.

 Следить за тем, чтобы туалеты были чистыми, принимать меры предосторожности против диареи и эпидемических заболеваний, вызванных сырой питьевой водой».

Ежедневно линкоры, крейсера, эсминцы поддерживали огнём морских пехотинцев, а в ночное время непрерывно освещали осветительными снарядами японские позиции, не давая возможности противнику совершать ночные атаки.

Инженерные войска закачивали в пещеры бензин и поджигали его. Широко использовались огнемётные танки, которые стреляли пламенем и фосфорными снарядами,  ручные огнемёты и фосфорные гранаты, напалм, смешанный с бензином. Подрывали входы в пещеры.

Кольцо вокруг японских войск неумолимо сжималось. В конце мая начались дожди, точнее, ливни. Положение обеих сторон было ужасным, люди утопали в грязи. Американцы захватили замок Сюри, каменное сооружение, возвышавшееся над местностью. Там ранее располагался штаб командующего японскими войсками.

Захват замка был моральным ударом по японским войскам. Тем не менее, бои продолжались. Окончательно американцы объявили о победе 2 июля 1945 года. Командующий войсками генерал-лейтенант Мицуру Усидзима, начальник штаба генерал-лейтенант Исаму Тё совершили ритуальное самоубийство.

 Генерал Усидзима запретил начальнику оперативного отдела полковнику Хиромити Яхара совершать самоубийство, чтобы тот мог рассказать «правду о войне». Самоубийством покончили многие японские офицеры и японские семьи.

Для США битва за Окинаву была последним сражением во второй мировой войне. Она оказалась и самой кровопролитной. Но в тот момент никто из лётчиков, пехотинцев и моряков об этом не догадывался.

В сражении за Окинаву американцы потеряли 12 520 человек убитыми или пропавшими без вести, 36 631 ранеными. Были потоплены 36 кораблей и 368 повреждены, в основном от атак камикадзе. 763 самолёта американских самолёта были сбиты.

Потери японской стороны оказались более значительными. Погибли 110 000 солдат и офицеров, 7 400 человек, в основном , окинавцев, были взяты в плен. Японцы потеряли 7 800 самолётов, 16 кораблей было потоплено и 4 повреждены.

Военная ценность Окинавы  превзошла все надежды. На острове можно было сосредоточить большое количество войск. Многочисленные аэродромы сулили  прекрасные возможности для авиации.

 Американцы готовились к новым, ещё более жестоким сражениям на самих японских островах. Они успели хорошо изучить своего противника, и предполагали, с какой яростью будут защищать японцы свою родную землю.

Войска готовились к высадке десанта на Кюсю, когда пришли неожиданные известия.

Продолжение следует