Часть 7. Где дворец президента?

Виктор Мясников
(Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/04/29/1310)

7. Где дворец президента?

Мы вышли из порта через те же открытые ворота, через которые въехали почти час назад. Часовой в будке уже не спал. Он что-то прокричал нам, и Саша издали показал ему листок бумаги с печатью. Часовой кивнул и затих. По-моему, ему было абсолютно всё равно, что было написано на том листке. Главное, чтобы он был!

Мы двинулись по той же улице со спящими под пальмами людьми. Проходя мимо, мы обнаружили, что среди них есть и женщины. Тень от пальмы, картонки для сна и миска для еды – вот и весь скарб, который был у них. Большинство спящих парней из одежды имели только набедренные повязки. Женщины носили что-то вроде простыней. Мы старались говорить вполголоса, чтобы не разбудить эту публику. «Иначе сразу же начнут клянчить деньги!» - сказал опытный Саша.

     -  Интересно, где они хранят документы? – спросил я, ощупывая паспорт в кармане.
     -  Какие документы! – удивился Саша, – У них никогда документов не было.
     -  А как же они…?
     -  Ребята, эти люди приезжают из окрестных деревень. Из джунглей! Приезжают на заработки, потом возвращаются в родные пенаты. Поэтому они даже не знают, что такое документы.
     -  Вот это да! А женщины?
     -  Из той же деревни, как правило. Приезжают поторговать сувенирами.
     -  Какими?
     -  У них потрясающие маски! Вырезают из чёрного дерева «эбена». Такого тяжёлого, что тонет в воде. И из красного дерева. Но красные дешевле. Кстати, у них даже тарные ящики – из красного дерева. Наши умельцы набирают здесь дощечки для разных поделок. На рынке посмотрите.
В это время мы свернули на такую же узкую улочку, и через несколько сот метров внезапно вышли на широкий проспект. Саша шёл уверенно давно знакомым ему маршрутом.

     -  Слушай, а куда мы идём? – догадался спросить кто-то – В центр?
     -  Да что вы, центр далеко! – удивился наш провожатый, – Я хотел показать вам центральную мечеть и рынок.
     -  А нам Толя сказал, что центр рядом! – глядя на Толика, невинно сказал Славка.
Толик запыхтел и сделал вид, что рассматривает пальму:
     -  Я как раз и имел в виду центральную мечеть! – наконец парировал он.
     -  Саша, зачем на рынок, ведь у нас денег нет! – спросил Михалыч.
     -  Вот ёлки-палки, а я и забыл! Так что вам показать?
     -  Говорят, президент живёт в каком-то очень красивом дворце.
     -  А где он, я не знаю! Тут рядом музей очень красивый!
Тут Славка толкнул меня в бок.
     -  Слушай, Вить, ты же французский учил?
     -  Ну, учил, а что?
     -  Так спроси дорогу!

И показал рукой на перекрёсток. Там прохаживался громадный негр в красном мундире с золотыми пуговицами. За спиной у него торчала длинная винтовка. Весь вид его просто излучал важность и власть, если бы не потное от жары лицо и тёмные круги подмышками, что сводило на нет все его старания. Мы направились к нему.

     -  Может не стоит! – неуверенно сказал Саша, но я уже составил в голове фразу «Где дворец президента?» и смело направился к воину. При этом я не подумал, как я пойму ответ при весьма скудных остатках знаний французского, который я изучал четыре года назад ещё в институте.
     -  Бонжур! У е паляс дю президан? – громко спросил я карабинера.
Тот вздрогнул и уставился на меня. Потом поднял глаза и оценивающе осмотрел нашу группу. Но ничего не сказал. Я осмелел.
     -  У е паляс дю президан? – повторил я с небрежностью оккупанта.

И тут карабинер разразился речью. Он ткнул пальцем мне в грудь, потом описал в воздухе круг и выдал длиннющую тираду, в которой я разобрал только слово «ты». А может, и не «ты»…?

Мы молчали, но все смотрели на меня. Молчал и я, раздумывая, что ещё сказать. Тем временем воин снова залопотал на каком-то языке. Его физиономия из добродушной стала злобной, и он потянул с плеча винтовку. Ситуация менялась на глазах.

     -  Паспорт ему покажи! – негромко подсказал опытный Саша.
Я достал паспорт, открыл его и протянул воину. Тот оставил винтовку в покое и взял паспорт. Он посмотрел на фотографию, потом на меня. Похоже, читать он не умел, но ему и не нужно было. Увидев документ, он успокоился, поправил винтовку на ремне и протянул руку к следующему. Остальные тоже достали паспорта. После того, как бдительный страж проверил, в смысле просмотрел, все паспорта, он повернулся к нам спиной и снова стал прохаживаться по перекрёстку.

     -  Ну, что, спросил? – прошипел я Славке.
     -  Так, может, он рассказал, только ты не понял!
     -  Ага, а винтовкой хотел направление показать!
     -  Да ладно вам! – проговорил Саша примирительно, – У них тут переворот чуть не случился. Кстати, как раз их президента и хотели скинуть. А я вам говорил!
     -  Тогда ну его, этого президента! Нам бы в музей! – дружно заявили мы.
     -  Ребята, времени у нас немного, – сказал Саша, – Давайте просто погуляем часик, а потом – на пароход!

На том и порешили. Мы осмотрели здания музея, центрального театра и главной мечети. Потом повернули в сторону порта и снова углубились в зелёные второстепенные улочки, с невысокими домами и частными коттеджами. Проходя мимо одного из них, я ощутил приятный запах духов и увидел белую женщину, которая мыла машину во дворе коттеджа.
 
     -  Француженка! – сказал Саша, – Последние из колонизаторов!
Потом показал на открытую веранду в соседнем доме и сказал:
     -  А не испить ли нам кофейку?
     -  А деньги…
     -  У меня есть! – просто сказал он.

Мы сели в удобные плетёные кресла, и официант с блокнотом появился практически мгновенно. Саша заказал кофе на всех, и тот удалился.
Как вовремя! Честно сказать, ноги уже немножко гудели. Всё-таки это был очень длинный и насыщенный день.

Принесли восхитительный кофе в толстостенных чашках, к которому подали блюдце солёных орешков. Жизнь продолжала играть всё новыми и новыми красками!
Пока мы наслаждались настоящим африканским кофе, Саша неторопливо рассказывал, что страна Сенегал переживает не самые лёгкие времена. Ещё не так давно это была одна из французских колоний, а сейчас она пытается найти свой путь и своё место среди таких же соседей. Но это трудное дело, учитывая поголовную неграмотность, нищету и племенную разобщённость. Так что радуйтесь, заключил он, что мы гуляем, не пригибаясь, и никто не стреляет. А вот когда уедут последние «колонизаторы», - тут он показал рукой на соседний дом и женщину с машиной, – вот, тогда он не знает, что будет.

     -  Кстати о колонизаторах! – закончил он свой монолог, – Парфюмерия у них вся французская! Поэтому – дорогая!
Он подозвал официанта и расплатился. Услышав что-то вроде «шестьсот франков», я не поверил своим ушам.

     -  Сколько!!!? Шестьсот франков? За семь чашек кофе!? – спросил я.
     -  Да не волнуйся ты так! – рассмеялся Саша, – Это же сенегальские франки! На доллар идёт больше четырёхсот!
     -  То есть, полтора доллара!
     -  Ну, конечно. Вместе с чаевыми!
     -  Да, к этому ещё нужно было привыкнуть!

Пока мы сидели в кафе, солнце скатилось к горизонту. Начало быстро темнеть.
     -  Пора домой! – Сказал Саша, поднимаясь, – А то будем возвращаться в темноте.

И правда. Пока мы быстрым шагом шли до порта, стемнело так, что зажглись фонари. Всё-таки правду говорят, что в тропиках не бывает ни утра, ни вечера, только дни и ночи.

Ворота в порт были по-прежнему гостеприимно распахнуты. Часовой сменился, но сменщик так же не обратил на нас никакого внимания. Саша на всякий случай помахал ему листочком с печатью, но ответной реакции не последовало. Мы благополучно добрались до нашего судна, поднялись на борт и расписались в журнале в графе «Прибытие».

                (Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/30/1489)