На роду написано

Лауреаты Фонда Всм
ВИКТОРИЯ БЕЛЬКОВА - http://www.proza.ru/avtor/viktoriyabelkov - ПЯТОЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ КОНКУРСЕ ПО СТИЛИСТИКЕ "ВСЁ ЭТО - ЖИЗНЬ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

                Баба Шура переехала к нам после смерти деда.  Привезла с собой сундук старой добротной работы, ножную точеную прялку и яблоньку из своего сада.  Яблоня засохла, не перенесла пересадки, но от живого корня к концу лета потянулся тоненький молодой побег. И года через три молодое деревце наградило нас первыми яблочками, вкус которых оценили дети всей округи.

                Бабушка была из ссыльных. «З западу», как говорила она сама. Первое время я совсем почти не понимала, что она говорит?  Русские слова в ее речи перемежевались с украинской мовой и еще каким-то неизвестным диалектом. Резало уши непривычное гэканье и оканье. Например, она говорила мне: «Сходи, подбрось у грубу трохи угля». Я умоляюще смотрела на маму, а мама, смеясь, переводила:

– Бабушка просит подбросить в печку немного угля.

Папа часто поддразнивал свою тещу:

– Скажи, ты ведь хохлуша, да?

Баба Шура вскидывала брови и певуче выделяла звук «о»:

– Нэ-э, мы нэ хохлы. Хохлы жилы рядом з нами, но оне называли нас москалями.

                Временами, бабушка открывала свой сундук ключом, который носила на груди рядом с крестиком, и начинала перекладывать свои пожитки.  Сундук был большим, а баба Шура маленького росточка. Когда она ныряла в недра сундука, то почти полностью погружалась в его глубины. В сундуке были приделаны небольшие боковые ящички, в которых была сложена всякая мелочь. Чего тут только не было! Пуговицы, булавки, портняжный сантиметр (баба Шура обшивала всю свою семью), вязальные спицы и крючки, сломанные броши, мелки для разметки ткани, старые монеты, значки и много чего еще интересного.
 
                Но меня больше всего привлекала маленькая картонная икона Богородицы с Младенцем. В нашем доме икон не было. Чем-то таинственным и непонятным веяло от этой крохотной иконочки.  Какая-то неведомая сила манила меня. Я брала ее в руки, подносила к самым глазам, рассматривала лики и непонятные надписи, даже нюхала – запах был пряным и незнакомым.  Просила бабушку дать икону мне, но каждый раз получала отказ.  Икона возвращалась в сундук и ключ в замке поворачивался до следующего раза.

                Бывало, я приставала к бабе Шуре с расспросами:

– Расскажи, как ты познакомилась с дедушкой?

– Как усе, так и я.  Пришли сваты, да сосваталы.

– Ой, как интересно! Расскажи!

– Чего ж тут интересного?  Пришли сваты, мене тогда шестнадцать годков було. Я отцу на пасеке помогала, и мене пчелы покусали, лицо усе взбухло.  А  брат Хведя кличе мене: «Шурка! К тоби сваты пришлы!» Я как услыхала, да как побегу!  У другую сторону!  Бегу по бахче, через ковуны, да гарбузы перескачиваю.

– А ковуны и гарбузы – это что?

– Так это по вашему тыквы да арбузы.  Бахча у нас бо-о-ольшая була.  Летом з тяпкой робишь-робишь, из сил убьешься, у тенек падешь на зэмлю, полэжишь трохи и опять полоть.  Я маленького росточку була, полненька, коса толста, чуть не до пят, а парни усе высоченны сватались. И усе Иваньки.  Этот уже четвертый Иванька заслал сватов. Видать, на роду так у мене було написано – за Иваньку замуж идтить. Трем Иванькам родители отказалы, а за этого сосваталы.

– А почему тем отказали?

– Хто ж его знае? Так вот, слухай. Прибежала на пасеку, под навесом на лэжанку упала, лицо платком забросала и притворылась, будто сплю.
 
– Убегала то зачем?

– Так у мене усе лицо, як подушка була – так пчелы угрызли.  Так родители мене без мене и сосваталы за деда вашего.

               
                Тогда бабушка не сказала, почему родители отдали ее замуж именно за этого Иваньку. Только несколько десятилетий спустя старший сын бабы Шуры открыл семейную тайну, о которой никогда не говорили в нашей семье.  Четвертый Иванька, наш будущий дед, был сыном репрессированного впоследствии священника.  Вот почему родители Шуры не смогли отказать сватам.

                Повзрослев, я часто вспоминала ее слова: «На роду, видимо, написано».  Да ерунда все это!  Разве человек не сам устраивает свою жизнь и свое счастье?  Но как-то, оглядываясь на свое прошлое, заметила, что вокруг меня с самого детства оказываются мальчишки по имени Саша.  В детском саду в меня был влюблен Саша, которого я в сердцах за его неуклюжие попытки понравиться мне, стукала за обедом ложкой по голове.  Мне же нравился совсем другой мальчик, тоже Саша.  В школе история повторилась: я нравилась одному Саше, а мне нравился совсем другой Саша.

                И тут я запаниковала. Что же это? И у меня на роду написано?  Глупости какие-то!  Человек – кузнец, или не кузнец? В смысле, своего счастья?  Как-то интуитивно, стала отдаляться от всех знакомых Саш.  И совсем успокоилась, когда вышла замуж за Андрея.  Ну, и где это «на роду написано»?

                Прожили с мужем около десяти лет, когда он заболел.  Сильно заболел.  Анализы были в норме и врачи разводили руками, теряясь в догадках, так и не поставили никакого конкретного диагноза.  А человек угасал.  Кто-то из добрых людей посоветовал ему креститься.  За этим мы с мужем и приехали в храм.

                Андрюша попросил меня остаться в машине.  Сигнализацию тогда простые смертные не могли себе позволить.  А машины отечественного автопрома еще пользовались популярностью у угонщиков.  Я сидела, скучала, а потом все-таки решила зайти погреться в храм. Крещаемых было человека три. Крестил старенький отец Исидор. Как сейчас понимаю, в храм я зашла в то время, когда священник проводил чин имянаречения. Когда он подошел к мужу, тот громко и внятно произнес «Александр».  Я не поверила своим ушам.  Муж крестился с другим именем.  И из сотен имен он выбрал именно это имя!  Причина, по которой он поменял имя – это отдельная тема другого разговора, совсем не связанная с темой данного повествования.  Но для меня все произошедшее было полной неожиданностью.

                Всплыли в памяти слова бабы Шуры «Видно, на роду написано».  После этого я поняла, что есть в нашей жизни вещи, которые будто предопределены свыше. Кем? Богом. И тайна сия непостижима для человеческого понимания.  Мы можем только смиренно принимать то, что ниспосылается свыше.  Часто думаю, что не выбери тогда муж себе имя Александр, кто знает, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь?  По всему видать, и у меня было на роду написано…

 А муж после крещения выздоровел.  Где оказались безсильны врачи земные, там помог Врач Небесный.