Отслужил в советской армии Гена не хуже других. Хоть всякое случалось армейскими его днями и ночами, но не зря считал воин дни от призыва до дембеля: специальность механика-водителя ВГМ получил солдат за время отдачи гражданского долга нашей Родине.
Явившись на гражданку, механик-водитель скоро сообразил, что военно-гусеничные машины мало распространены в наших городах и сёлах. Однако, знающие люди подсказали Геннадию, что есть за их пределами особенные поселения, жители которых имеют обыкновение работать в труднодоступных местах, куда не только вертолётом можно добраться. Более всего там распространены гусеничные машины, хоть и не военные, но те же самые. Эта особенность наших мест и позвала механика-водителя в автотранспортное предприятие, обслуживающее поисковиков и разведчиков нефти да газа.
А там и рады новичку, не только потому, что текучесть кадров высока; новая техника всё прибывает, а старички не охотно отзываются на новизну. Что, последнее, идёт в разрез с чаяниями разработчиков техники и дальше находить себе заработок в конструкторских своих бюро. Особенно эти настроения сильны в оборонной сфере. Не успеют там разработчики представить промышленности новые образцы, как они тут же морально устаревают, а, значит, есть потребность в новых идеях. Одна из них посетила заводского конструктора, а уж руководитель предприятия транспортного машиностроения её подхватил и довёл до точки. Так что задержки с воплощением плодотворной идеи в металл и быть-то не могло. Начали заводчане металл-то превращать в изделия, да так шустро, что вскоре и девать-то их не куда было, разве что в народное хозяйство пристроить. Тогда почему бы не осчастливить этой новинкой ничего не подозревающих таёжных работников.
Так у нефтегазоразведчиков появился транспортер ДТ-30П "Витязь". Почему Витязь? - никто из дремучих мужиков нефтегазовой геологии не догадывался. А вот знание и не помешало бы.
Читатели, бесчувственные к техническим подробностями темы, следующий абзац могут, безусловно, пропустить, хотя в некоторых его деталях и скрывается интрига повествования.
Итак:
двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30П "Витязь" грузоподъемностью 30 тонн;
масса в снаряженном состоянии, т - 28; грузоподъемность, т - 30 ;
количество мест в кабине - 4 ; максимальная скорость по суше, км/час - 37;
максимальная скорость на плаву, км/час - 4; рулевое управление - гидравлическое;
тип двигателя - ЧТЗ В46-5С; мощность двигателя, л.с. - 710; тип трансмиссии -
гидромеханическая, полуавтоматическая; подвеска - торсионная гусеница
резинотканевая с металлическими грунтозацепами; запас хода по топливу,км - 500;
преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой): максимальный угол подъема на
сухом грунте - 30°, максимальный угол крена - 15°, водные преграды - на плаву;
экобезопасность по воздействию на почвенно-растительный покров - без срыва и разрушений.Компоновка двухзвенных гусеничных транспортеров выполнена по прицепной схеме соединения звеньев. Отличительной особенностью конструкции является управляемое с места механика-водителя складывание звеньев в продольной и вертикальной плоскостях.
Складывание звеньев производится при помощи расположенных на поворотно¬сцепном
устройстве двух дополнительных гидроцилиндров управления. Гидроцилиндры могут
работать в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность
машины, в режиме амортизаторов, обеспечивая высокую плавность хода, а также,
в качестве блокирующего устройства при преодолении рвов. Все это позволяет
значительно повысить проходимость вездеходов, особенно при преодолении
препятствий, в том числе, рвов шириной до 4¬х метров и вертикальных стенок
до 1,5 метров.
Четыре широкие резинометаллические гусеницы со стальными поперечинами, в
сочетании с опорными катками автомобильного типа с губчатой камерой
и независимой торсионной подвеской, обеспечивают высокую проходимость,
плавность хода и низкое удельное давление на грунт. Применение специальных
полиуретановых элементов конструкции предотвращает обледенение ведущих и
направляющих колес.
Но тут тебе не здесь. Работа транспортёров в горнотаёжных условиях выявила повышенный износ гусениц и некоторых узлов ходовой части. Автору этих строк было вменено в обязанности бомбить заводчан заявками на запасные части. От чего заводчане, видимо составили мнение о серьёзности заказчика, интенсивно эксплуатирующего их изделие. Запчасти были поставляемы ими с большой не охотой. Но однажды передо мной объявился представитель завода с предложением купить у них несколько таких изделий. Мои полномочия в принятии на сей счёт решения были не достаточными, но всё же я передал предложение, подвернувшемуся по случаю одному из начальников экспедиций.
- На хрен бы сдались мне эти крокодилы. Только тайгу портить - был его ответ, в котором внимательный читатель мог бы заметить впервые произнесённое слово "крокодил".
И действительно, большинство достоинств транспортёра нам были, как эмоционально выразился крутой начальник, не нужны; а некоторые из них были однозначно вредны. Но вот он, внушающий едва ли не ужас внешний вид двухзвенного чудовища, его всесокрушающая мощь и коварство ходовой части в сочетании с той лёгкостью, которой чудовище пожирало береговые откосы таёжных рек, образуя глубокие раны траншейного типа! Ну, вылитый крокодил!
Так, Геннадий Батькович, назначаем тебя одним из двух механиков-водителей на один из "Крокодилов". Спарка здесь обусловлена хитрым обходом запрещения одиночных выездов в рейс на зимнике. А зимник-то уже подходил к концу. Окружающие снега всё больше проседали под лучами солнца и уже готовились разродиться мутными ручьями, избыточно питающими речушек в преддверии ледохода. Но зимник ещё стоял и поэтому все силы транспортников были брошены на последний рывок зимнего завоза.
Загрузившись до отказа всякой всячиной, Генкин экипаж отправился в путь. Долго ли коротко длилось их движение, то и дело обрывающееся очередной потерей гусеничной ленты? Твёрдая дорога не позволяла уловить момент обрыва, и можно было уехать далеко на пресловутых катках автомобильного типа. Потом, обнаружив пропажу, водители - не чертыхаясь даже, а выражаясь покрепче - разворачивались на поиски потери; обнаружив её, растянувшейся на дороге, начинали операцию по присоединению ленты к сообществу ей подобных, до поры до времени скрывающих свою каверзу.
Вот и снова дорога. Впереди замаячила невеликая речушка с невразумительным мосточком через неё. Сооружён он был бригадой строителей скорее для того чтобы освоить смету. Какой же чудак будет ездить по мосту в тайге зимой. На него же заехать ещё надо умудриться. Но сейчас в речушке образовался мутный водоток, уже подпирающий настил моста. А под водотоком - лёд реки и снова вода самой реки. Так что - хочешь, не хочешь - а надо мост штурмовать. Сложная задача! Но только не для Крокодила. Молодец, Генка. Едем дальше уже по сухому месту.
- Кажется, ленту потеряли!
-Точно! Вот ..лядь!
Разворачиваемся и едем на поиски. Снова через мост. А вода уж по настилу перетекает. Ленту нашли в мешанине снега и грязи. Ну его... не будем здесь мудохаться. Цепляем ленту на трос. Там, на сухом берегу обуемся.
- Давай, Генка, вези. А я уж там сяду, на той стороне. И напарник занимает место у двери с пассажирской стороны.
Поехали!
- Смотри - уж через мост вода хлещет.
- Да нам-то что, на Крокодиле-то.
Вперёд!
Заехали на мост; во всю крокодилову длину он от берега до берега.
Стоп!
Крокодил упёрся во что-то и заглох.
Мигом вспучилась вода и:
- Генка, ко мне - кричит напарник, распахнув дверцу пассажирской стороны и прыгая на берег.
А Генки нет. Нет Генки-то в кабине! Нет и на берегу!!
-Генка!!!
Но не отвечает никто. Лишь бурлит вода, подпёртая Крокодилом, и водоворотом уходит под мост.
Только шалая вода, Крокодил на мосту, и ошеломлённый спасшийся механик-водитель на берегу речушки, в водах которой нелепо оборвалась Генкина жизнь.
Ведь только что был - и нет его.
Лента на тросу зацепилась за основание моста. От мгновенной перегрузки заглох двигатель. А звенья транспортёра образовали подпор водотока, в котором и оказался механик-водитель затянутым под мост. Так определила обстоятельства несчастного случая комиссия специального расследования.
;
28.;04.;2017 19:24:23