Последний шанс

Павел Морозовв
Последний шанс.

       Шел последний экзамен - сдавали математику устно. Михаилу попался достаточно легкий билет, и он неторопясь решал задачку. В этот ВУЗ он пошел  не потому, что будущая профессия ему очень нравилась, а потому,  что  отец   тоже когда-то окончил его.  Прямо перед Михаилом сидела девушка, у неё, судя по напряженной сутулой фигуре, дела шли не очень хорошо.  Она подолгу смотрела в одну точку, потом что-то записывала и опять смотрела.  Экзамен  уже подходил  к концу, когда в аудиторию вошел какой–то мужчина, наклонился к председателю экзаменационной комиссии, что-то сказал, и они поспешно вышли.  Воспользовавшись этим девушка, наклонившись, достала из сумочки шпаргалку и стала очень быстро ее листать, но, не найдя искомого ответа,  обреченно отбросила в сторону, затем обернулась и невидящим взглядом посмотрела на Михаила.
 - Что, проблемы?
- Да билет попался  нестандартный, на интеллектуальную сообразительность...
- Ну-ка, дай посмотреть!
 И девушка передала листок бумаги с написанными на нем вопросами.  Да, билет действительно оказался из тех, что специально готовят для абитуриентов с большим багажом знаний и высоким интеллектуальным потенциалом.  Такой билет для среднего соискателя высокого звания студент был просто провальным. Одним словом, девушке не повезло…

- Ладно, не расстраивайся, придумаем что-нибудь, -  и Михаил принялся за дело, отложив решение своей задачи. Он успел ответить почти на все вопросы, когда вышло время, и его пригласили к столу экзаменационной комиссии. Он  встал, но перед этим быстро бросил скомканную бумажку под стол, где сидела девушка. Подойдя к столу экзаменационной комиссии, он умело отвлек внимание экзаменаторов для того, чтобы девушка сумела взять с пола шпаргалку. Математика - это не история, но Михаил импровизировал как мог, одну из задачек он даже вызвался решить на доске с объяснением хода ее решения.  Он знал что следом за ним вызовут эту девушку и тянул как мог время, чтобы она успела подготовится к ответу.  Но экзаменаторы не стали вдаваться в подробности решения задачи, для них важен был сам ход мысли экзаменуемого, он был верным и его быстренько выпроводили за дверь…
    
 Девушка тоже отвечала достаточно уверенно, чем немало удивила экзаменаторов, прекрасно знавших, что того, что было в билете - не было в стандартной школьной программе. Михаил через щелку в двери внимательно наблюдал за девушкой, и по всему было видно, что экзамен она сдает более чем успешно. Но вот она закончила и направилась к двери, настроение у нее было приподнятым и, выйдя в коридор, где стояли другие абитуриенты, она, увидев Михаила, весело засмеялась слегка хрипловатым смехом.
- Меня зовут Юлия, пойдем покурим!
- А меня Михаил, но я не курю.
- А я курю!    
И она, размахивая сумочкой, быстро побежала вниз по лестнице.  Михаилу ничего не оставалось делать, как последовать за ней. Юлия не была красавицей и не блистала какими-нибудь ярко выраженными способностями, но ее качественно отличало от других наличие своеобразной пружины, что можно было назвать оптимизмом. С ней было легко, и Михаил это сразу почувствовал. Человеком он был несколько замкнутым, трудно сходился с людьми, особенно с молодыми девушками. У Юлии же, наоборот, было полно знакомых: она без проблем находила общий язык с людьми разных занятий и разного возраста, что для молчаливого Михаила было в принципе недоступно.

 У него было широкое, доброе сердце и помог он ей только потому, что в тот момент кроме него это сделать никто не мог.   Не смотря на то, что они были совершенно разными, дружба их продолжалась. Они встречались, Юлия водила Михаила по своим знакомым, по местам различных тусовок, где в каждой из них она была своей.  При этом как Юлия не старалась, сделать Михаила другим,  она не могла. Его тяготили шумные компании, он не любил громкую рок-музыку, не курил и не употреблял спиртного, не говоря уже о наркотиках. Юлия же со всем этим набором уже была хорошо знакома. Несмотря на всю огромную разницу между ними, ей нравился Михаил, в нем было что-то такое, чего не было ни в одном из парней ее окружения.Любая женщина это подспудно чувствует даже на расстоянии.
      
 Михаил видел, что его новая подруга делает что-то не так. Ведь все взаимосвязано, и качество прожитой жизни сегодня напрямую влияет на качество жизни завтра, когда каждый человек закладывает основы своего будущего своими мыслями, делами, поступками. Михаил неоднократно пытался поговорить с Юлией на эту тему, но каждый раз она отмахивалась и говорила: «Скучно всё это, надо брать от жизни всё, пока молодой!»  Он пытался спорить с ней, уверяя её в том, что зачем брать от жизни все подряд, вредное и плохое в том числе? Но Юлия его не слушала. 

Затем наступила осень, и начались занятия в институте.  Учились они на одном потоке, но в разных группах, встречаться стали реже, у Юлии появилась компания новых друзей.  Однажды, возвращаясь с лекций, он увидел ее одиноко стоящей у парапета входа в метро.
- Что ты здесь делаешь?
- Да вот, стою, тебя жду – ответила Юлия.
- А почему именно здесь?
- А так удобнее, в толпе не так заметно.Как у тебя с деньгами?Не займешь рублей триста?
- У меня с собой таких денег нет, но если тебе очень нужно, то могу найти.
- Знаешь,нужно, очень нужно, ты даже не представляешь, как нужно!
Михаил посмотрел на ее жалкую фигурку, на дрожащие руки и какую-то нездоровую бледность лица - сомнений не было, Юлия была больна. Он и предположить не мог, что она больна наркоманией. «Что-что, но только не это», - гнал он от себя крамольные мысли.
       Они не встречались каких-нибудь несколько месяцев, а с человеком произошли такие большие изменения. Она стала раздражительной, замкнутой, грубой, перестала смеяться своим великолепным заливистым смехом…
      Еще через месяц Михаил узнал, что Юлия попала в больницу, когда предприняла неудачную попытку покончить с собой, вскрыв себе вены. Придя в больницу, он увидел лежащей под капельницей Юлю и её вымученную улыбку.
- Что ты делаешь с собой? Обо мне ты подумала! Ведь я люблю тебя!
- Извини, я этого не знала, думала, что это так, блажь,  да и только.
- Какая блажь, о чем ты говоришь?!
       Михаил увидел, как на глазах у Юлии появились слезы, отвел взгляд и замолк.
- Прости меня, пожалуйста, за резкость, я не хотел тебя обидеть.
- Ну что ты, о чем ты говоришь, разве этим можно обидеть?
       После этого Михаил стал каждый день бывать у Юлии в больнице, они подолгу говорили о смысле жизни, о любви и  о друг  друге.  После выписки из больницы Юлию перевели в экспериментальный реабилитационный центр, созданный специально для наркоманов, где она пробыла почти три месяца. После формального выздоровления Юлия вновь вернулась к своей прежней жизни, и как Михаил не пытался что-либо изменить в её судьбе - через полгода вновь попала в больницу, теперь уже от передозировки…
      
 Михаил часто размышлял о том, почему так могло случиться? И всегда однозначно приходил к одному и тому же ответу: все от неправильной установки на жизнь, главным девизом которой было: «Бери от жизни все, пока молодой». Вот они и берут, пока не получают ломку, передозировку и искалеченную жизнь…
      
Михаил долго еще боролся за жизнь Юлии, но с ее стороны всегда были только одни  пустые слова. Она уже не могла сопротивляться своей болезни, став её наложницей и рабыней. Институт она бросила, потом сошлась с одним наркоманом, и ушла от родителей жить к нему.  А через год, села на скамью подсудимых за участие в разбойном нападении с целью ограбления.  Как сложилась ее дальнейшая судьба - Михаил не знал. После окончания института он уехал в другой город, где устроился на работу, потом женился.  Он прожил долгую жизнь, но до конца своих дней его не покидало чувство вины за то, что он сделал недостаточно много для того, чтобы помочь Юлии избавиться от этой болезни…
14 декабря 1999 года.