Звонок маме

Александр Самунджан
   Ехали с супругой в маршрутке и вместе с добрым десятком других пассажиров слушали неторопливый телефонный разговор молодого парня. Скорее даже не разговор, а монолог. Он подробнейшим образом рассказывал о своей жизни в общежитии (кого подселили к ним в комнату, и кто ушёл жить на квартиру), характеризовал ребят, кто как относится к уборке и к учёбе. Про девушку одного из приятелей (красивая), про новую кураторшу их группы (неадекватная и даже не здоровается, если встретишь в коридоре института). Что курсовую работу одну сдал, а вторую – заканчивает. Что они готовили на обед и как кормят в столовой. Что был недавно с товарищем в кино, и что смотрел (я не расслышал, какой был фильм)…..

    Я не подслушивал, просто невозможно было не слушать, потому что говорил он, хоть и негромко, но и далеко не шёпотом…. Во мне стало подниматься раздражение: «Ну, неужели ему непонятно, что окружающим совсем не хочется и неинтересно всё это слушать. Неужели нельзя поговорить на улице или дома?!». Было странно, что никто не сделает ему замечание, ведь часто находится в общественном транспорте кто-то нетерпимый, а то и просто любитель поскандалить, даже на ровном месте. А тут повода было больше, чем достаточно.
    В какой-то момент я уже начал задумываться над тем, как бы ему помягче сказать, чтобы он…, и вдруг до меня дошло, что он разговаривает с мамой, и… сразу улетучилось моё раздражение, и стало понятно, почему никто не оборвал разговор парня, и почему его было так слышно. Да потому что в маршрутке было совсем тихо (как бывает тихо в театре или на интересной лекции).
    Наверное, многие ушли в свои мысли о детях или родителях, возможно, кто-то вспомнил, что давно не звонил своей маме. А кто-то, как я, мог лишь мысленно вернуться в то время, когда это было возможно и легко. Просто набрать номер и услышать родной и участливый голос.
    Я очень любил маму. В детстве вечерами часто выходил встречать её. Мне даже нравилось болеть, потому что тогда мама оставалась дома и много читала мне, а это был настоящий праздник. А когда был совсем маленьким, и она уезжала в командировки, считал дни до приезда. В день приезда мы с дедом рассчитывали её путь:
    - Вот её поезд подъезжает к вокзалу, - говорил он.
    - А мама смотрит в окно и огорчается, - продолжал я, - что мы её не встречаем.
    - Вот она идёт по перрону.
    - Покупает билетик в метро.
    - Выходит из метро и идёт по нашей улице.
    - Она уже рядом с булочной, - торопился я.
    - Вот она подходит к парадному, - наконец произносил самое заветное дед.
И я бежал к окну.
 
    Не встретить больше, не дождаться. Не позвонить и не услышать родной голос. Не ценил, когда было можно, хотя и очень любил. И до сих пор горько вспоминать о том, сколько раз, загулявшись, забывал позвонить ей, и она волновалась, а то и не спала всю ночь. А каково это ждать звонков от детей я теперь очень знаю (мы с женой ждали их и с войны).
 
    Хорошо, что мы не знаем о судьбе наперёд. Невыносимо было бы жить, зная, что рано потеряю маму. А может, наоборот, ценил бы больше, меньше огорчал. Я бы тогда давно, точно, не уехал на долгих четыре года в другой город. Хорошо хоть вернулся и последний, как оказалось, мамин год был рядом с ней.
    Увы, не могу сказать, что я и в этот год принёс маме много радостей. Больше огорчал. А ведь ей и так хватало переживаний. Профессор-онколог, она всё время сталкивалась с бедой, я часто видел её расстроенной. В который раз попытался вспомнить хорошее, которое сделал для неё и, увы, вспоминалось только хорошее… от неё. Самое обидное, что она не дождалась от меня внука…..

    - Пока, мам, - парень закончил разговор.
    Жена сделала знак, чтобы я наклонился к ней.
    - Вот бы наш сынок так со мной поразговаривал, - прошептала она мне на ухо.
    - Угу, - промычал я.
    Мы в основном на вопросы «Как ты?», «Что делаешь? и «Где был?», слышим однозначные и очень короткие ответы: «Всё отлично!» или «Ничего такого…», «Ну, там, надо было…», и быстрое завершение разговора: «Ну, давай, пока» или "Сспокойной ночи!"….
    А ещё чаще слышим в ответ на звонок: «Ваш вызов переадресовуется на автоответчик».
    Но мы не жалуемся….