Убийство Валленштейна

Виктор Еремин
После низложения Рудольфа II император Священной Римской империи Матиас I Габсбург царствовал всего семь лет, и завершилось его царствование началом первой в истории общеевропейской войны — Тридцатилетней. Если бы в те времена имелись иные технологии и человечество жило бы также взаимозависимо, как сейчас, эту войну можно было бы назвать Первой мировой. Таким образом, уже в XVII в. Германия оказалась зачинателем международной свары, от которой сама же пострадала более других стран.

Как и все Габсбурги, Матиас был убеждённым католиком, но поскольку отнять корону у Рудольфа II ему помогли протестанты, император недолгое время старался вести примиренческую политику. Однако в июне 1617 г. австрийские и испанские Габсбурги тайно подписали т.н. договор Оньяте*. Произошло объединение сил всего рода Габсбургов во имя Контрреформации и борьбы с протестантами. Наследником бездетного Матиаса семья признала глубоко верующего племянника императора — герцога Фердинанда Штирийского.
____________________
* Граф де Оньяте, Иньиго Велес де Гевара (1597 — 1658) — испанский государственный деятель, посол в Савойе, Германии, Риме, Англии.

Человек во всех отношениях приятный, умный, деятельный и талантливый, Фердинанд находился под сильнейшим влиянием иезуитов и был фактическим главой Контрреформации в Европе. Неудивительно, что чешское дворянство, проникнутое идеями протестантизма, с великим трудом смирилось с назначением его в преемники императора.

В 1617 г. Матиас I заставил своих подданных избрать Фердинанда королём Богемии (Чехии). Новый монарх немедленно начал жесткие преследования протестантов, что привело к дефенестрации (выбрасыванию из окна) в Праге — 23 мая 1618 г. дворяне-протестанты выбросили в окно третьего этажа двух имперских наместников и писца. Бедняги упали в кучу навоза и физически не пострадали. Бунтовщики же отказались признавать Фердинанда своим государем. Это событие стало толчком к началу Тридцатилетней войны.

Король не потерпел такой наглости, тем более что чехов поддержали австрийские протестанты. Стареющий Матиас самоустранился от власти (он лишь подписывал приказы) и позволил Фердинанду развязать войну против еретиков. В конце марта 1619 г. Матиас умер, и на престол избрали* его племянника под именем Фердинанд II.
_______________________
* Напомню, единственной империей в средневековой Европе была Священная Римская империя германской нации. Императоров избирали на престол выборщики — князья-курфюрсты. Всего таковых было семь. Императором мог быть выбран любой монарх Европы, но обычно таковыми становились члены семейства Габсбургов.

Постепенно в борьбу за гегемонию в Европе втянулись другие государства. Воевали все не покорённые турками страны континента за исключением Швейцарии. На стороне Габсбургов выступили: Австрия, большинство католических княжеств Священной Римской империи, Испания, Португалия, папа римский, Речь Посполитая. Против — протестантские княжества Священной Римской империи, Богемия, Трансильвания, Венеция, Савойя, Республика Соединенных провинций (Голландия), Франция, Швеция, Дания. Коалицию протестантов активно поддерживали Англия, Шотландия и Россия.

Самой выдающейся личностью Тридцатилетней войны стал чешский магнат Альбрехт Валленштейн (Вальдштейн). Происходил он из древнего, но обедневшего дворянского рода протестантов-евангелистов. Мальчик рано осиротел, и опекуны отдали его в обучение военному искусству к некому Яну из Бубна. Помимо науки воевать, наставник преподал юноше урок общения с маркитантками, по причине чего тот очень скоро заболел сифилисом — эту привезённую в XVI в. из Америки болезнь разносили тогда по Европе солдаты и обслуживавшие их проститутки. Валленштейн не смог своевременно залечить болезнь — сифилис сыграл роковую роль в конце его жизни.

В 1606 г. молодой человек принял католицизм, и карьера его пошла в гору. Поначалу Валленштейн обосновался при дворе эрцгерцога Матиаса, затем перебрался на службу к Фердинанду Штирийскому. Там он собрал полк (в те времена было популярно формировать собственные воинские подразделения) и отправился воевать против Венеции.

Когда в Праге случилась дефенестрация, Фердинанд призвал Валленштейна и направил его на подавление чешских бунтовщиков. Полковника назначили комендантом покорённой столицы Богемии. Надо сказать, что в молодости времён Рудольфа II юный Валленштейн проникся атмосферой мистики и колдовства. Еще в 1608 г., будучи простым капитаном, он заказал себе гороскоп у знаменитого астронома Иоганна Кеплера, в котором учёный предсказал ему великое будущее, славу и богатство. С тех пор Валленштейн уверовал в астрологию и шага не делал без консультации со звездочётом. Таковым стал при Валленштейне итальянец Батиста Сени.

В захваченной Праге комендант Валленштейн развернулся во всю мощь своей алчной натуры — он присвоил себе столь много конфискованного имущества протестантов, что в считанные недели стал одним из богатейших людей Европы. Немалый капитал дали ему и созданный тут же консорциум по торговле военными трофеями, и скупка по дешёвке имений… Из скупленных и отнятых им земель вокруг Праги сложилось герцогство Фридландское, а Валленштейн с согласия императора стал его герцогом. В столице комендант купил сорок домов, снёс и на их месте построил собственный огромный дворец. Сегодня в этом здании заседает парламент Чехии.

Неслыханно обогатившись на грабеже побеждённых, Валленштейн выразил Фердинанду II готовность собрать на свои средства 20-тысячную армию и далее воевать против врагов веры. Император немедля назначил его генералиссимусом и командующим всеми войсками в империи и Нидерландах. Когда же авантюрист заговорил о возможности строительства флота, ему тут же присвоили звание адмирала двух морей.

Любопытно, что за первые пять лет своего командования армией Валленштейн одержал всего одну победу, но при этом прослыл великим полководцем. Славу он добывал преимущественно за счёт наёмных агентов, распространявших слух о его непобедимости. Побеждал же Валленштейн не столько в бою, сколько хитрыми манёврами и запугиванием. Итог поразителен — к концу 1620-х гг. полководец покорил практически всю Германию! С этого времени Валленштейн сравнялся по могуществу и богатству с императором Фердинандом II.

И вот тогда настало время интриг. Завистников у Валленштейна и раньше было немало, теперь же его возненавидел весь императорский двор и большинство курфюрстов. О протестантских курфюрстах Саксонии и Бранденбурга говорить не приходится, но против наглого выскочки и «грабителя» составили заговор католические князья-выборщики во главе с курфюрстом Максимилианом Баварским.

Давление вельмож на императора достигло пика в 1630 г. на имперском сейме в Регенсбурге. Монарх пожелал избрания его сына Фердинанда королём римским. Курфюрсты потребовали в обмен смещения Валленштейна с главнокомандования католической армией. И Фердинанд II согласился. Новым главнокомандующим назначили фельдмаршала Иоганна Тилли, до того возглавлявшего армию Баварии.

Отставка для не допущенного на сейм Валленштейна оказалась громом среди ясного неба, но он вынужден был смириться, и уехал в свое герцогство. Вполне возможно, что именно эти события послужили толчком к активному развитию застарелого сифилиса, приведшего больного к паранойе.

4 июля 1630 г. в земли империи вторглась шведская армия короля Густава II Адольфа. Битва за битвой одерживали шведы победу над императорским воинством. В апреле 1632 г. в битве у крепости Райна был смертельно ранен и вскоре умер фельдмаршал Тилли.

Фердинанду II пришлось вновь призвать Валленштейна. Тот согласился стать главнокомандующим только при условии письменного обязательства императора не сменять его на этом посту. Обязательство было с готовностью выдано.

Однако генералиссимус не собирался воевать. К тому времени Валленштейн успел встретиться со своим бывшим наставником Яном из Бубна — посланцем от шведского канцлера Акселя Оксеншёрны. Шведы предложили Валленштейну престол Богемии. Чуть позже герцог наладил связь с саксонским курфюрстом, потом начались его тайные переговоры с кардиналом Ришельё. В посланиях врагам Валленштейн обещал, что «пошлёт императора ко всем чертям». Отметим сразу — все переговорщики были уверены, что такими обещаниями хитрый Валленштейн заманивает их в какой-то неведомый пока капкан, в то время как сам герцог не сомневался, что успешно плетёт заговор против императора и вскоре сам станет королём. Специалисты полагают, что в этой недогадливости сыграла свою роль прогрессировавшая паранойя.

16 ноября 1632 г. Валленштейн вдруг дал шведам роковое сражение под Лютценом. Там в бою погиб король Карл II Густав, а израненный Валленштейн понёс тяжелейшие потери и отступил. Протестанты заняли большую часть империи, генералиссимус же тайно заключил перемирие со шведами. Предатель обещал свержение Габсбургов с престола, изгнание из империи иезуитов и смерть главы лиги католических княжеств Германии, герцога Максимилиана Баварского.

Валленштейн даже не предполагал, что о каждом его шаге иезуитские шпионы ежедневно докладывали Фердинанду II. 18 февраля 1634 г. император издал секретный приказ об аресте генералиссимуса и его немногочисленных сообщников. Армию стали потихоньку передавать под начало другого главнокомандующего.

Тем временем сифилис у Валленштейна вошёл в завершающую стадию: сильнейшие боли в конечностях лишили его способности передвигаться самостоятельно. Теперь герцога всюду носили на носилках. Чтобы спокойно отлежаться, он перебрался в замок пограничного города Эгера (ныне Хеб).

Из всех своих офицеров Валленштейн особо отличал ирландца по имени Лесли. Именно этот человек по поручению императора Фердинанда II и возглавил заговор против своего благодетеля, втянув в него коменданта крепости Эгера шотландца Гордона и ирландца Вальтера Бутлера — командира полка драгун. 24 февраля 1634 г. Бутлер пригласил Валленштейна и его ближнее окружение на банкет в столовой эгерского замка. Герцог отказался прийти из-за болезни. Зато явились его главные сообщники — фельдмаршал Христиан фон Илове, генерал Адам Трчка, граф Вильгельм Кински и секретарь Трчки Йиндржих Нейман. Накануне в чулане возле столовой спрятались шестеро верных заговорщикам драгун. Во время десерта был подан условленный знак, и драгуны с криками «Слава императору!» закололи изменников.

Покончить с самим генералиссимусом заговорщики поручили наёмнику, ирландскому капитану Деверу и шестерым солдатам.

В тот час, когда убивали его сообщников, Валленштейн советовался с астрологом Сени, настаивавшем на том, что звёзды грозят герцогу смертельной опасностью.

— Опасности нет, — отрезал тот, — но ты в ближайшем будущем очутишься в темнице. Это, друг мой Сени, начертано в звёздах.

Затем Валленштейн ушёл спать.

Великий Фридрих Шиллер так описал убийство Валленштейна в монографии «История Тридцатилетней войны»:

«Пробуждённый ружейным выстрелом от первого сна, Валленштейн бросается к окну, чтобы позвать стражу. В эту минуту из окон смежного флигеля доносятся до него рыдания и вопли графинь Терцки (Трчки — В.Е.) и Кински, только что узнавших, что их мужья убиты. Прежде чем он уяснил себе значение этого страшного события, Деверу со своими подручными уже вломился в комнату. В одной рубашке, как вскочил с постели, Валленштейн стоял у окна, прислонясь к столу.

— Так это ты, негодяй, задумал предать врагу войско императора и сорвать корону с главы его величества? — кричит Деверу. — Умри же!

Он помедлил минуту-другую, как бы дожидаясь ответа. Но изумление и надменность замыкают уста герцога. Широко раскинув руки, принимает он смертельный удар в грудь и безмолвно падает, обливаясь кровью».

Согласно выводам современных экспертов-медиков, если бы не убийцы, жить генералиссимусу Валленштейну оставалось менее месяца.