И умер царь-отец!

Владимир Севостьянов Азарис
          Услышав на крыльце дома знакомую отборную ругань, похожая на подростка худенькая женщина невольно вздрогнула и покрепче прижала к себе испуганного сынишку. Сердце тревожно заныло в ожидании новых оскорблений и побоев пьяного мужа.
          Лариса уже забыла, когда последний раз видела Федора трезвым. Работал он скотником на молочной ферме, домой приходил поздно и вместо того, чтобы лечь спать, как это делают многие подвыпившие мужики, начинал придираться к ней и маленькому сыну, упрекая их в неуважении к хозяину дома. Не стесняясь крепких выражений, Федор обвинял Ларису в том, что она плохая хозяйка, изменяет ему с молодым директором школы, где она работала уборщицей и не хочет, чтобы в семье был порядок. Попутно доставалось и маленькому Мишке за то, что он не слушает родного отца и постоянно заступается за распутную мать. 
          В трезвом состоянии Федор был смирным, безобидным человеком, но стоило ему выпить хотя бы рюмку водки или стакан самогона, как он буквально зверел на глазах и приходил в ярость от каждого сказанного поперек слова.
          Лариса молча терпела унижения пьяного мужа, надеясь, что со временем Федор образумится и давшая сбой семейная жизнь снова наладится, но ожидания к лучшему не оправдались. Если раньше он ограничивался только словесными угрозами наказать ее за надуманную супружескую измену, то теперь стал все чаще пускать в ход кулаки. В пьяном угаре Федор становился злым и безрассудным, за малейшую провинность бил Ларису всем, что попадалось под руку. В прошлый раз он ударил ее горячей сковородкой по лицу и выбил два передних зуба.
          Соседи искренно жалели Ларису, советовали ей уйти от дурного мужа, но она всякий раз  отвечала отказом, не хотела, чтобы сын остался сиротой при живом отце.
          На пороге распахнувшейся двери показался заросший многодневной щетиной невзрачный мужичок в замазанной навозом фуфайке и поношенных валенках. Сдвинув набок шапку, он исподлобья глянул на испуганную Ларису и со злостью процедил сквозь зубы:
          - Что притихли, твари поганые? Не рады отцу-кормильцу? Жена, быстро собирай на стол! Мне на работе премию выдали, нужно срочно обмыть подачку начальства!
          - Опять с бутылкой пришел!- вздохнула Лариса.- Сомневаюсь, чтобы тебя наградили за беспробудную пьянку на ферме. Я знаю, откуда у тебя деньги появились! Совсем стыд потерял, детские вещи из дома стал выносить. На прошлой неделе мои зимние сапоги пропил, теперь на улицу выйти не в чем…
          - Молчать!- стукнул кулаком по столу Федор.- Забыла, кто в доме хозяин? Могу напомнить поленом по голове!
          Лариса не стала обострять и без того натянутые отношения, принялась молча собирать на стол нехитрую закуску.
          - Выпей со мной!- подвигая к Ларисе стакан с водкой, миролюбиво предложил Федор.- Ты не обижайся на меня за выбитые зубы, я тебе с получки золотые вставлю.
          - Не буду я с тобой пить!- решительно отказалась Лариса.- Ты как выпьешь, так сразу беситься начинаешь.
          - Конечно, со мной противно сидеть за одним столом, от меня навозом пахнет, а вот директору школы ты бы не отказала,- язвительно сказал Федор.- Ты же у меня безотказная баба, тебе мужа не хватает! Мне люди говорили, как ты с директором в кабинете полы моешь!
          - Дурак!- вспыхнула Лариса.- Николай Эдуардович порядочный человек и правильно сделал, что при людях тебе морду набил, не надо было сына кнутом стегать как скотину. Это ты с нами герой руки распускать, а от него убежал с поджатым хвостом. Простить ему не можешь свою трусость!
          - Пошла отсюда, мразь!- скривив губы, мрачно сказал Федор и позвал к себе сына, который прятался от него под железной кроватью.- Мишка, иди ко мне. Выпей с отцом!
          - Я не буду!- отказался Мишка.- Маленьким нельзя пить водку.
          - Родителя не уважаешь?- злобно сдвинул брови Федор.- Забыл кто я такой? Я твой кормилец! Я царь! Я отец! 
          - Ты чему ребенка учишь? Совсем ум пропил!- вступилась за сына Лариса.
          Федор залпом выпил стакан водки и посмотрел на жену мутными глазами.
          - С тобой я разбираться буду отдельно. Ты мне за все ответишь, тварь!
          Мишка побежал к матери и заслонил ее собой своим худеньким тельцем.
          - Не трогай мамку!
          Пьяно покачиваясь, Федор вышел из-за стола и больно ухватил сына за ухо.
          - Ах ты, щенок! За мать заступаешься?
          Зная, что сейчас отец начнет хлестать его солдатским ремнем, Мишка вырвался из рук беспощадного родителя и спрятался в соседней комнате за старым  шкафом.
          Лариса хотела выбежать на улицу и позвать на помощь соседей, но Федор догнал ее на пороге двери, свалил на пол и принялся остервенело бить ногами мягкое, податливое тело. На какое-то время Лариса от боли потеряла сознание, а когда очнулась и пришла в себя, увидела рядом с собой заплаканного сына.
          Утомленный расправой над беззащитной женой, Федор спал на железной кровати и что-то бормотал во сне. 
          Лариса с трудом поднялась на ноги, смахнула с разбитого лица кровь и решительно сказала:
          - Мишка, принеси со двора бельевую веревку.
          - Зачем?
          - На всякий случай свяжем отца, а то он проснется и поубивает нас с тобой. 
          Веревкой и кухонными полотенцами Лариса крепко связала спавшего Федора по рукам и ногам. Принесла ведро холодной воды, поставила его возле кровати и велела Мишке уйти в соседнюю комнату.
          - У меня с твоим отцом будет серьезный разговор. Закрой за собой дверь и не выходи из комнаты до тех пор, пока я не скажу.
          Убедившись, что маленький сын выполнил ее просьбу, Лариса подошла к зеркалу посмотреть на себя в зеркало и ужаснулась. Левый глаз почти полностью закрывала багровая опухоль, волосы на голове слиплись от запекшейся крови, лицо сплошь покрыто синяками и ссадинами. Истоптанное ногами тело при каждом движении отзывалось нестерпимой болью, но еще больнее было сознавать, что этот кошмар никогда не кончится. Надо было как-то выходить из тупикового положения, и Лариса приняла решение.
          Она взяла в руки стоявшее у кровати ведро и окатила спящего мужа холодной водой.
          Федор сразу проснулся и дикими глазами уставился на жену, ничего не понимая спросонок.
          - Ты что творишь, мразь?
          - Сейчас узнаешь!
          Заметив, что у него связаны руки и ноги, Федор попытался освободиться от веревок, но скоро понял бесполезность этого занятия.
          - Ты что это удумала? Ну-ка, быстро развяжи меня, а то хуже будет!
          - Я столько настрадалась от тебя, что хуже точно не будет,- печально покачала головой Лариса.- Я буду судить тебя своим судом за все то зло, что ты нам сделал. Каждый день ты издевался над нами, будто мы чем-то провинились перед тобой! Своими пьяными придирками и побоями ты так запугал нашего сына, что он при одном твоем виде от страха стал мочиться в штаны. Дальше так продолжаться не может, пришла пора наказать тебя за все твои подлые злодеяния.
          - И что же ты мне сделаешь?- криво усмехнулся Федор.
          Лариса взяла в руки стоявший у плиты топор и твердым голосом сказала:
          - Отрублю тебе голову и собакам отдам!
          - Ты не сделаешь этого! Ты курицу не можешь зарубить, а на человека у тебя никогда в жизни рука не поднимется. 
          - Да какой ты человек? Ты давно уже потерял человеческий облик и превратился в настоящего зверя! Молись, царь-отец, настал твой смертный час!
          Лариса занесла топор над связанным мужем.
          - Да пошла ты!- презрительно сплюнул Федор.- Я ведь все равно развяжусь и тогда удавлю тебя своими руками!
          - Даже сейчас ты не раскаялся и продолжаешь мне угрожать,- с горечью сказала Лариса.- Отвернись в сторону, не могу я тебе в глаза смотреть. И не ворочайся с боку на бок, а то промахнусь и снесу топором полголовы, как потом тебя такого некрасивого в гроб ложить?
          - Побойся Бога, Лариса!- поняв, что жена не шутит, испуганно проговорил  Федор.- Не принимай грех на душу!
          - А ты боялся Бога, когда хватал меня за волосы и бил головой о стенку? За что ты мне два зуба сковородкой выбил и перед людьми позоришь, будто я путаюсь с директором школы? Молись перед смертью! Ты даже умереть не можешь, как настоящий мужик, скулишь словно маленький щенок!
           Лариса принесла подушку и накинула ее на голову Федора, чтобы не видеть его глаз, наполненных диким страхом и ужасом. 
           - Пришел твой смертный час!
           - Будь ты проклята, тварь!- донесся из-под подушки приглушенный голос Федора.- Я тебя и на том свете достану!
           Лариса вовсе не собиралась убивать Федора, она решила просто напугать мужа, надеясь таким образом вывести его из запоя и вернуть к нормальной жизни.
           Она отложила в сторону топор, взяла в руки старый валенок и со всех сил ударила им по подушке.
           Федор как-то сразу весь обмяк, затих и перестал биться в истерике.
           Лариса убрала с головы Федора подушку и поняла, что он мертв. Сердце не выдержало и разорвалось от страха.  Ни жалости, ни сочувствия не испытала Лариса, глядя на искаженное ужасом, небритое лицо Федора. В душе была пустота и странное безразличие ко всему происходящему
           - И умер царь-отец!- закрывая Федору глаза, тихо сказала Лариса.- Сам отмучился, и нас отмучил…
           Из соседней комнаты вышел Мишка и, с опаской поглядывая на неподвижно лежавшего отца, тихо спросил:
           - Мама, зачем ты его развязываешь? Он сейчас проснется и снова станет нас бить!
           - Он больше никогда не проснется,- вздохнула Лариса.- Умер наш непутевый кормилец. Стыдно ему стало за свою беспутную, пьяную жизнь, вот и отдал Богу душу. Сынок, ты сходи к соседке тете Зине, попроси ее зайти ко мне, а я начну наводить порядок в доме.   


                г. Липецк