Закон взаиморазвития и искусство чтения картин

Елена Плюснина
                Отклик на «Проект 808»
 
В 2000 году появилась статья «Искусство глубинного чтения», в которой на примере произведения Н.К. Рериха было показано разное восприятие текста учителями.  http://www.proza.ru/2015/09/06/1768
 
Многообразие восприятия и интерпретаций текста позволяет читателям проникнуть в те глубинные смыслы, которых они сами не сумели увидеть, а также проявить свою индивидуальность, активность при чтении. Такая методика применяется в технологии осмысленного чтения и дает возможность младшим школьникам поддерживать интерес к чтению произведений.

Многообразие трактовок, с одной стороны, – положительное явление, с другой стороны,  можно уйти в дурную бесконечность и нужно вовремя остановиться, не уходить в излишнюю детализацию.
 
На примере картины В. Серова «Купание коня» хотелось бы применить такой же способ выявления разного восприятия картины и привнесение уточняющих и дополняющих смыслов при интерпретации увиденного.

Один вариант восприятия картины предлагает художник, ученый Н.Б. Покровский (https://www.youtube.com/watch?v=YxnwxkCC8JI), а другой вариант  предлагает автор этой статьи.

На картине мы, прежде всего, видим статную крупную фигуру коня, который спокойно стоит на фоне неба и моря. Рядом мы видим фигуру человека в согнутом положении. Моря значительно больше, чем неба, но небо светлое, с легкими облаками. Света в картине много. Эта картина, несомненно, рассказывает нам о природе.

А вот какова роль человека по отношению к природе? Человек заботится о коне, о своем помощнике (в общем смысле – если воспринимать природу – как помощницу человека). Если сравнивать позу коня и человека, то ни у кого не вызовет сомнения, что конь стоит спокойно и уверенно, а человек не в очень удобной позе. От идеи – человек - «царь природы» - до идеи -  «человек и природа – одно целое» должно пройти еще много времени, чтобы человечество задумалось о своем отношении к Природе.

Если в капле воды может отражаться вся Вселенная, то и в этой картине, как в капле воды, можно увидеть зарождающуюся идею единения Природы и человека.

 Вся эта композиция освещается солнцем, но его на картине нет, а есть только свет, который художник распределяет по всему полотну, в равной степени показывая свет на спине человека, и коня, и моря.
И, что характерно, обратив внимание на тени, вы увидите, что конь не загораживает свет человеку. А ведь это символично.

***
Эта статья опубликована в сборнике «Закон взавиморазвития. Дети спасут мир?». Его можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажной книгой в издательстве ridero.ru. 


Примечание. См. Закон взаиморазвития .
http://www.proza.ru/2015/08/31/1565

Отрывок из статьи "Закон взаиморазвития и возрождение личности" ж." Личность и культура" N3 2017 год.