Медуница

Юрий Панов 2
  Какой весенний первоцвет самый загадочный? Для меня, без сомнения, медуница. Долго, с детства, я не мог понять, почему у медуницы цветы на стебле разные -  и синие, и фиолетовые. Впрочем, этого никто понять толком не может. Сначала полагали, что в синих цветах нектара нет, эти цветы уже опылили. Оказывается – не так. Некоторые считают разницу в окраске игрой антоциана,  индикаторов кислотности. Мне сегодня нравится другая гипотеза – контрастные окраски сильнее привлекают насекомых. И для человека контрастное – это красиво. Но ведь бывают  часто в  соцветии медуницы только светло-голубые, только розовые и даже только белые цветы! Такие сообщества, встреченные на опушке леса, ботаники восхищенно называют райскими уголками медуницы.

Разнообразна не только окраска, но и названия растения в народе. Имен у медуницы десятки. Конечно, обыгрывается   сродство с медом - и медунка и медуничка и медуниха. Опыляют медуницу мохнатые шмели, поэтому зовут  ее шмелой, или шамелой. Листья тоже необычные. Ботаники записали в определители наш сибирский вид как  медуницу мягчайшую. Листья ее покрыты мелкими мягкими волосками, в отличие от жестких листьев других видов.  А в народе называют поэтому медуницу бархатинкой. В Сибири листья кажутся старожилам серповидными (серпорез), а на Волге, у чуващей или  эрзя – похожи на уши жеребенка! Для томских старожилов, на берегах Оби, медуница это йодная трава, или просто йодник. Действительно, во всем растении, особенно в прикорневых листьях и, почему-то особенно к вечеру,  много йода.
В народе прилагательных к слову медуница маловато, в основном они связаны с цветом – синие, синенькие. А вот глаголов множество – рвать, есть, заваривать, сушить, помогать. Но чаще всего – есть, особенно у старушек, вспоминающих детские военные годы. Для простого русского человека война это, прежде всего, бедствие, утраты и голод. Заготавливали, за недостатком хлеба, траву в лесах и ели. Едят дети цветы медуницы и сегодня, и на ботанических экскурсиях смотрю я на это скрепя сердце, и даже предлагаю сорвать лист (но не растение!) и капнуть светлого сока на руку. Кожа становится коричневой, как и положено от йода.

  Ботаники медуницу тоже любят изучать.  Вот, например, почему пестики в разных цветах разные, у одних цветков тычинки длиннее пестика, у других наоборот. Природа, в отличие от человека,  стремится к разнообразию и предотвращает близкородственное скрещивание. Только кто же любопытный заглянет в чашечку? А разве не удивительна   дружба медуницы с муравьями? Медуница мирмекохор, ее семена разносят муравьи, привлеченные лакомыми придатками. Шведский ботаник Р. Сернандер еще сто лет назад изучал расстояния, на которые крошечные насекомые разносят семена растений. Оказалось, в среднем на десять метров, но бывали случаи и до семидесяти метров! Чем больше муравьев в лесу, тем больше медуницы. Жаль, что люди так любят поджигать траву весной, вольно, или невольно. Горят муравейники, исчезает медуница, исчезает  и в букетах. А ведь медуница может постоять за себя в сообществе. Она отнюдь не в Красной книге. Ботаник А.Н. Петрова из Нижнего Новгорода бурила подстилку и почву в разных лесах в поисках банка семян и обнаружила в лесном банке семена  медуницы.  Значит с точки зрения эколога Раменского  медуница маленький шакал.
  Тайн у медуницы бесконечное множество. Но можно медуницу не только есть, заваривать и срывать. Можно посадить медуницу у подъезда, как делают некоторые жители нашего поселка. Медунице можно просто радоваться. Спешите, читатель, в весенний лес на встречу с медуницей!