кино и танцы...

Андрей Ветер Нефёдов
Про фильм "Урок Танго"

Есть несколько фильмов о танцах, которые мне нравятся. Среди них я бы назвал сразу «Весь этот джаз», который я обожаю и который поглощает меня целиком всякий раз, когда я смотрю его. Это фильм из категории тех, которые я могу смотреть с любого места. Там много танцев, много пластики, но не они привлекают меня. Для меня этот фильм рассказывает в первую очередь о режиссёре и о его одиночестве. Одиночество — самая яркая краска жизни. Даже страх не настолько ярок.

Есть кино, где танец выступает не просто фоном, декорацией, но одним из главных действующих лиц, такие фильмы — редкость. К жемчужинам такого редкого явления я отношу сегодня две картины — «Кармен» Карлоса Сауры и «Урок танго» Салли Потер.

Разумеется, эти фильмы отличаются друг от друга, у них разная стилистика, разные истории, принципиально разная музыка и, стало быть, разный дух. Фламенко и танго не похожи, но оба этих музыкальных направления наполнены страстностью и сексуальностью. Однако до чего же отличаются они друг от друга!

Оба фильмы сняты довольно просто, без натужности, нет сложного монтажа, изобразительный ряд не перенасыщен, легко воспринимается.

В фильме «Кармен» танец то и дело вплетается в реальную историю и как бы подменяет реальную жизнь. В конце фильма танец перетягивает на себя действительность и превращается в жизнь. История Кармен из повести Мериме, которую в фильме танцевальная труппа преображает в танец-фламенко, превращается постепенно в любовную историю танцовщицы и балетмейстера, для которых танец — форма выражения их чувств. Все три плоскости — литература, танец, жизнь — незаметно переплетаются и становятся одним целым. В конце фильма зритель уже не понимает, что именно произошло: то ли балетмейстер убивает из ревности свою актрису, то ли персонаж пьесы убивает Кармен-цыганку. Балет слился с реальной жизнью, искусство трагически преобразилось в убийство на почве ревности. Сон танца стал явью.
Я не видел такого ни в одном другом фильме.
В фильме «Урок танго» всё складывается по-другому, но там тоже есть литература, танец и реальная жизнь. Салли пишет сценарий, хочет делать фильм о танго. Параллельно она берёт уроки танцев. Уроки танго показаны подробно. Но в этом фильме танец не превращается танец в жизнь, одно не смешивается с другим. Танго здесь либо в танц-клубе, либо это уроки танго, либо самостоятельные вставные сцены.

Между главной героиней и учителем танцев завязываются любовные отношения. Она приглашает его сниматься в фильме. Он соглашается, но спрашивает: «Что я буду играть?». Она отвечает, что хочет вставить фильм одну сцену и подробно описывает эпизод, который мы видели гораздо раньше (там они разговаривали в кафе, откровенничали и не смогли сдержать своих слёз). Но учитель танцев говорит с недовольством, что не хочет пускать слезу. Он не говорит ничего о том, что эта сцена «украдена» из его жизни, он будто бы не узнаёт эту сцену.
И здесь у меня возникло ощущение, что плоскость, в которой велось повествование «Урока танго», перестала в этом месте быть плоскостью, она «свилась в свиток». Была ли та сцена в кафе частью «главной сюжетной линии» или же она была вкраплениями из сценария, над которым работала главная героиня? А другие сцены? Что из них реальность, а что воображение? Получается, что в «Уроке танго» тоже есть проникание воображаемого мира в реальную жизнь. Но не явное, а лишь вероятное. Это моё предположение.
Фильм простой и непростой. Светлый. И он не о танго. Он о любви, о сближении двух немолодых людей. Фильм о поиске. Фильм об освобождении.

Чего стоит хотя бы сцена танго вчетвером — одна женщина и трое мужчин. Восхитительный танец, необыкновенный…

Или сцена у фонтана, где он и она освящают друг друга водой. Это короткий, но самый, быть может, сильный, на мой взгляд, эпизод…