Художник-маринист Леонид Белов

Вячеслав Прытков
          К И Л Ь С К И Й      П О Х О Д      Л Е О Н И Д А      Б Л И Н О В А.   


Известие  о  своём  участии  в  новой  кампании  Императорского  российского  флота  обрадовало  Леонида  Демьяновича  Блинова. В  ноябре  1894  года  после  окончания  курса  в  Академии  художеств  его  назначили  художником  Морского  министерства. Предшествующие  годы  стали  для  Блинова  школой  дальних  заграничных  плаваний  и  кругосветок, в  которых  создавались  этюды  для  будущих  картин. Морская  стихия, корабли, портовые  города  и  люди, посвятившие  себя  морской  службе, находившие  отражение  в  творчестве  Леонида  Блинова, представляли  интерес  для  военно – морского  учебного  отдела  министерства, имевшего  в  своём  штате  ряд  художников – маринистов, таких, как  он.
Леонид  Демьянович  ещё  раз  прочитал  полученное  от  Морского  министерства  предписание  о  прикомандировании  его  в  должности  художника  на  флагманский  корабль  Практической  эскадры  Балтийского  флота – броненосец  «Александр  II», направлявшийся  в  Германию  по  случаю  открытия  Кильского  канала  («Кайзер – Вильгельм – канала»), в  распоряжение  командира  корабля  капитана  1  ранга  К. Никонова. Привычные  сборы  в  дорогу  не  заняли  много  времени. Предстояло  отправиться  в  Кронштадт, где  готовился  к  отплытию  флагман  Кильского  похода.
Эскадренный  броненосец  «Александр  II»  благодаря  строгим  распоряжениям  командира  перехода  контр – адмирала  Н. Скрыдлова  удивлял  безукоризненным  внешним  видом  и  слаженной  работой  всего  экипажа. Предшествующий  разнос  адмирала  возымел  действие, и  сейчас, подготовленный  к  бою  и  походу, он  мог  по  праву  считаться  лучшим  посланником  российского  флота  за  рубежом.
Л. Д. Блинов  представился  контр – адмиралу  Н. Скрыдлову  и  командиру  корабля  К. Никонову.
«Наслышан  о  Вас, наслышан. Николай  Матвеевич  Чихачёв  отмечал, что  гордится  иметь  Вас  в  списках  художников  министерства, - приветствуя  Блинова, говорил  контр – адмирал, - Что ж, располагайтесь, Леонид  Демьянович, завтра  поутру  выходим. Зарисуйте  самые  интересные  моменты  открытия  кайзеровского  канала. Появятся  какие – либо  пожелания, милости  прошу, это  к  Константину  Петровичу  Никонову. Успехов  Вам.»
В  отряд  Н. Скрыдлова  вошли  ещё  два  российских  корабля – крейсер  «Рюрик», ушедший  ранее  в  Гамбург, и  канонерская  лодка  «Грозящий».
Обычно  Леонид  Демьянович  в  дальних  плаваниях  и  походах  не  засиживался  в  каюте, чаще  всего  его  можно  было  видеть  на  ходовом  мостике  корабля  простым  наблюдателем  или  создающим  свои  эскизы  и  наброски. Вот  и  сейчас  Л. Блинов, расположившись  на  крыльях  ходового  мостика  броненосца, смотрел  на  суровое  Балтийское  море, отмечая  в  кильватерном  строю  позади, зарывающуюся  в  гребнях  волн, канонерскую  лодку  сопровождения.
По  плану  командования  отряд  Н. Скрыдлова  должен  был  встретиться  с  французскими  кораблями  в  датских  водах, чтобы  показать  немецкому  кайзеру  незыблемую  прочность  русско – французского  союза. Поприветствовав  друг  друга, союзники  пришли  на  Кильский  рейд  и  встали  на  бочках  невдалеке  друг  от  друга. Взоры  всех  были  прикованы  к  личной  яхте  Вильгельма  II  «Гогенцоллерн», больше  похожей  на  мощный  миноносец.
Празднества  в  честь  открытия  Кильского  канала, сократившего  путь  из  Северного  моря  в  Балтийское  с  600  до  150  миль, начались  20 июня  1895  года  и  продолжались  почти  целую  неделю. На  Кильском  рейде  присутствовали  военные  корабли  14  государств, среди  них – новейшие  английские  броненосцы, крейсер  и  3  фрегата.
Кильский  канал  поразил  воображение  художника  Л. Блинова  своей  шириной, шлюзовыми  сооружениями  и  высокими  мостами, перекинутыми  с  одного  берега  на  другой, обеспечивающими  свободный  проход  океанских  кораблей. В  самом  конце  канала  специально  для  торжественного  обеда  построили  необычное  здание  в  виде  огромного  парусного  корабля. Праздничные  парады, манёвры, визиты  и  встречи  не  мешали  работе  Леонида  Демьяновича, наблюдая  за  всем  этим, он  набрасывал  эскизы, делал  рисунки.
Кульминацией  события  стал  церемониальный  проход  судов  по  каналу, возглавляемый  кайзеровской  яхтой  «Гогенцоллерн», которая  своим  корпусом  разорвала  символический  трёхцветный  шерстяной  канат, протянутый  с  одного  берега  канала  на  другой  и  открыла  его  для  судоходства.
Итогом  Кильского  похода  Л. Д. Блинова  стали  многочисленные  эскизы  панорамы  сооружения, видов  Северного  моря, иностранных  отрядов  кораблей, прибывших  в  Киль. Несколько  позднее, по  ним  писались  известные  картины  « Английская  и  французская  эскадры», «Военные  корабли  на  море. Киль. 1895», «Немецкое  море»  и  «Выход  яхты  - Гогенцоллерн -  из  Кильского  канала». Последняя  была  приобретена  императором  Николаем  II  и  подарена  кайзеру  Вильгельму  II  в  день  его  рождения. За  эту  картину  царь  пожаловал  Л. Блинову  золотой  портсигар  с  драгоценными  камнями.
Художник – маринист  Л. Д. Блинов  (1867 – 1903)  прожил  короткую, но  интересную  жизнь. Вряд ли  кто  из  художников, воспевших  море  и  корабли, побывал, как  он  в  трёх  кругосветных  плаваниях, участвовал  во  многих  мировых  торжествах  ХIX  века, создал  тысячи  эскизов  и  десятки  великолепных  картин, украшавших  и  украшающих  царские  дворцы  и  военно – морские  музеи  России.

Примечание:  О  ЯХТАХ  ВИЛЬГЕЛЬМА II  ЧИТАЙТЕ  МОЙ  ОЧЕРК  «ГОГЕНЦОЛЛЕРНЫ  КАЙЗЕРА»
Николай  Матвеевич  Чихачёв   -  морской  министр  с  1888  по  1896  годы.
Николай  Илларионович  Скрыдлов  (1844 – 1918) – российский  адмирал, утоплен  на  барже  в  Финском  заливе  большевиками.
Константин  Петрович  Никонов – командовал  броненосцем  «Александр  II»  с  1893  по  1898  годы.
Кильский  канал  строился  с  1887  по  1895  годы. Инициатор  постройки –Вильгельм I , назван  поэтому  в  его  честь  «Кайзер -  Вильгельм – канал».

21  апреля  2017  года                Вячеслав  Прытков.