Протестую против Карениной!

Николай Львов 4
                ( попытка кинокритики )


     Так все удивительным образом нынче совпало... И шторм в Крыму с неизбежной потерей возможности выхода в Интернет, и моё не слишком хорошее состояние организма после сильнейшей простуды, что заставило тоскливым вечером тупо щёлкать пультом в поисках чего-нибудь достойного внимания, и, разумеется, печаль  моя несказанная от неприятия Российского пофигизма и животной агрессии граждан, жаждущих выпендриться в Сетях и в теле-ящике.

     Не будь отключённым wi-fi, то ещё вчера вечером на эмоциях настрочила бы везде, где можно, очередную чушь,  искромсала б в клочья и Шахназарова с его бредовой идеей засунуть моего любимого Вересаева в экранизацию "Анны Карениной", и ввязалась бы в спор бандерлогов, посмевших назвать дальнобойщиков "быкующими водилами" и требующих "шмалить по этим рылам из автоматов".  Совпало не слабо всё в прошлый вечер.  Могла сорваться в неравный бой за справедливость. Очень даже вероятно. Но видно кто-то там на небесах пожалел меня дуру.

       А по утру они проснулись... И дошло до остывшего моего сознания насколько замечательно мудро устроен мир, насколько глупо идти на поводу эмоций и как нужно душе порою найти связующее "звено" в столь, казалось бы, не связанных между собой явлениях и событиях.

     Не выходила из головы Боярская Лиза и странное совпадение многих вещей, что заставили посмотреть последние серии нашумевшей экранизации. Ладно бы восторженные отзывы публики повсеместно, - так ровным счётом всё наоборот! Почитав прежде возмущённые вопли в инете,  решила твёрдо, что смотреть не буду даже из любопытства. Какая из Боярской Каренина? Бред полный. Ни кожей, ни рожей, ни голосом, как говорится.

     Но ведь это новая Анна! Моя Анна, которая вместе со мной стояла на баррикадах в боях со школьной советской рутиной.  Это именно Каренина давала мне силы и поддерживала мой не успевший ещё сложиться дух в нешуточном противостоянии с училкой литературы. Если б не Она, смогла б я одержать свою первую в жизни блестящую победу в невидимой войне за свободу воли и совести?

      Не сложились с литераторшей у меня отношения с самого первого урока ( мягко сказано!),  когда маленькая, худенькая серая мышь со злыми тонкими, никогда не улыбающимися губами произнесла:

     -  Я заставлю вас любить Русскую литературу! И каждый прогул дорого всем обойдётся!

      Ладно бы она сама эту литературу любила.  Не помню ничего, кроме её нудного голоса и злого прищура при объявлении классу оценок за сочинения.  Сразу же смерив меня, сидящую на второй средней парте, презрительным взглядом, дала понять что к такой "финтифлюшке", что одета не в школьную форму и причёсана не так, как полагается советской школьнице, у неё будут исключительные требования.

      Может быть внешне и не была я особо скромной, но по поведению всегда только отличные оценки имела и никогда не смела вступать в пререкания с учителями.  То есть на открытую конфронтацию пойти не могла в принципе.  Осталась одна возможность - саботаж!  Здесь то я и преуспела. С гордостью сейчас могу признаться: НИ ОДНОГО произведения из школьной программы за время её преподавания так и не прочла!  Но неизменно получала практически одни пятерки за сочинения. С русским языком дружила, запятые ставила правильно, а что касаемо темы...

       Меня спасала наша огромная домашняя библиотека.  Когда класс пыхтел над толстенными книгами "Войны и мира", я даже не открывала эти тома полного собрания сочинений Льва Толстого. В это время с упоением читала "Анну Каренину", которую и читать то нам не полагалось.
     Мои мысли были заняты исключительно любовными сценами с Вронским, когда весь класс пытался осознать подвиг князя Балконского.

    Как выкручивалась? Довольно просто. В старых изданиях собраний сочинений всех писателей в последних томах неизменно присутствовали длинные критические статьи на все основные произведения. Их, естественно писали серьезные литературные критики. Но не читали школьные учителя литературы...

    Смешно, конечно, но в аттестате по литературе у меня стоит пятерка. И да! "Войну и мир" я прочла. После окончания школы. Как и многие другие шедевры из школьной программы. Но повторю: в списке обязательных для прочтения школьниками книг не было "Анны Карениной", как и ещё очень многих гениальных творений других русских, советских и тем более зарубежных писателей.

     Между прочим, ни одного рассказа Мопассана ученики не проходили. А зря! Его полное собрание сочинений я и читала украдкой прямо на школьных уроках, ни разу не попавшись училке. Тогда принято было оборачивать бумагой библиотечные книги и на моих всегда делала жирную подпись очередного нужного произведения. Кто ж будет проверять текст?

      Моя дорогая Анна невольно взрастила в только начавшей просыпаться юной моей душе такую отвагу и такое достоинство, которых с избытком хватило на жёсткое противоборство с косностью, начетничеством и нивелированием личностей советской образовательной системы. Хотя, честно признаюсь, та система с нынешних позиций представляется мне просто замечательной. Что ж скажешь о полной деградантной современной?

      И всё ж речь о фильме.  Мне хватило с избытком двух серий, чтобы поднять со дна моих жизненных впечатлений всю полноту личного отношения и к гению Льва Николаевича и ко всем предпринятым в истории кинематографа попыткам экранизации. Надеюсь читатель понял, что своим вниманием просто не могла обойти как отечественные, так и зарубежные. Тем более, что количество прожитых лет, даёт мне право утверждать, МОГЛА просмотреть все! От Греты Гарбо и Великолепной Аллы Тарасовой, от Татьяны Самойловой и Татьяны Друбич до Софи Марсо и Киры Найтли.

     Не являюсь, разумеется, кинокритиком, но право голоса имею. Потому обращаю внимание на свой личностный подход  простого обывателя.

     Наверняка покажется для многих странным следующее моё заявление. Из достаточно большого количества попыток осмыслить великое творение о котором идёт речь, наисильнейшее впечатление на меня произвёл Голливудский вариант прочтения с Кирой Найтли в роли Анны и Джутом Лоу Карениным. Соглашусь, много спорного в данной трактовке, в странном для нашего восприятия казусе режиссуры, поставившем театральную сцену, подмостки в число главных героев. Сама при первом просмотре обалдела от такого "захода". Особо покоробил эпизод со скачками, где лошадь Вронского натурально рухнула со сцены на зрителей.

       Но повторный просмотр фильма открыл всю прелесть такой, на первый взгляд, странной задумки. Мне теперь представляется подобная смена эпизодов с театральными декорациями, тесной сценой и кадров, снятых на натуре и в реальных дворцовых залах, по-настоящему убойной. Ведь и мы в своей жизни частенько воспринимаем некоторые события как нечто не реальное. А порою вспоминая что-то ощущаем будто это вовсе и не с нами происходило, как подсмотрено со стороны. Мы путаем реальность и свои фантазии. Мы вроде даже играем не свои роли. На странной сцене...

      И какой там финал! После кадров из пыльного закулисья дешевого театра, после чёрного поезда на ветхих мрачных подмостках.., яркое солнце, цветущий луг, веселый смех маленькой, бегущей за бабочкой Аниной дочки и... нежные объятия улыбающегося Каренина...

     В тот первый раз самое сильное впечатление, прежде всего, произвело музыкальное сопровождение фильма. Музыка гениальна! Это драгоценная жемчужина нестандартной экранизации! Но не менее гениальна игра Лоу! Признаюсь, этого красавчика актера не очень жалую, но его Каренин меня сразил...

      Тут же просится сравнение с Шахназаровским выбором актёра на эту роль. Вновь на те же грабли. Надоело! Помните Каренина в исполнении  Николая Гриценко?           Никогда не забуду его с неподражаемой Лидией Сухаревской  диалог на скамейке. Два великих актера Советсткого кино потрясающи.   Но почему такое прочтение персонажа? Почему надо делать из стандартного царского сановника эдакое чудовище?!

      И вот опять... Уродлив не только внешне.  Надо было и в этот раз оправдать измену красавицы жены? Любая женщина должна посочувствовать Анне? Жить с таким упырем? Конечно же, бедная женщина! Красавица и чудовище...  Так просто чисто по-советски. Аморальное поведение, адюльтер надо как-то увесисто оправдать. Идиотизм полный.

     Никто не сомневается в гениальности Толстого. Так потому он и гений, что его герои воспринимаются каждым человеком именно так, как близко сердцу каждого!  И Анну, и Вронского, а особо Каренина можно трактовать именно так, как МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ читатель. И зритель!  У каждого из нас своя Анна и свой Каренин.

     Моя Анна не неврастеничка Боярская, и не слабохарактерная Тарасова, а уж тем более не пустышка Найтли. Моя очень близка к Самойловой. Но только близка. Как, впрочем, больше чем уверена, она близка большинству зрителей того поколения. Не зря именно после этой роли весь мир стал называть Татьяну Самойлову гениальной актрисой Советского кино.

      Ну никак, никак не могу не вернуться к Каренину-Лоу! Это было чрезвычайно интересно, незабываемо талантливо и это было для меня откровением. И с тех школьных лет во мне жило сочувствие к почтенному человеку, что на много лет старше своей красавицы жены. Но на сколько это "намного"?! Почему у нас принято считать Каренина законченным стариком?! Где это у Льва Николаевича? Не кажется ли нам, что сейчас разница в возрасте супругов часто зашкаливает? И уже как бы привыкли. Вроде бы даже и ничего печального?

     Не был Каренин стариком! Не был уродлив! Не был деспотом... Да, понятное дело, манипулировал  Анной через малолетнего сына. А что сейчас происходит в рушащихся семьях? Не манипулируют детьми? Ни дети ли давно стали разменной монетой при разводе? Что ж так суровы мы к мужу-рогоносцу? И не любим вспоминать эпизода, где он так самоотверженно "прикрыл" жену, выдавшую себя и свой срам, на скачках среди "сливок" чопорного высшего света? Не старался ли он защитить свою изменницу жену множество раз? Сколько терпения, такта, даже сопереживания и понимания выказывал он к красавице?  Мы почему-то не хотим на эти моменты обращать внимания. Хотим другого...

       Именно Джут Лоу и есть самый настоящий, самый Толстовский Каренин! Неприятно, что американцы поняли Льва Николаевича, а у нас он второстепенный и противный антигерой? Эка мы любим геройствовать, чужими руками загребая угли. Легко разбираемся со сложными проблемами и запутанными ситуациями. Да не в своей только жизни. Увы...

      До конца надо быть честной и мне. Если б не захватила по инерции вчерашнее шоу Соловьева после окончания фильма и не услышала б его приторной лести в адрес друга Шахназарова, то и не проснулась бы нынче с твёрдым желанием высказаться открыто, а не в кругу только своих близких. Соловьевские трели "гениальный режиссёр и превзошедшая себя саму Елизавета" настолько возмутили, что во сне привиделись несущиеся лошади.  А лошади в сновидениях означают ложь и обман. Но вороные были и в самом деле - хороши! Потрясающе хороши. Эпизод красивый. Если б не рыдающая физиономия Боярской, которую, между тем, обожаю в "Адмирале" и в новой версии "Иронии судьбы". Но Каренина...

     Однако, самое для меня неприемлемое в данном фильме это бездумное осовременивание старой темы. Как только ни изголяются  наши творческие личности по нынешним путаным временам, как только ни выпрыгивают из собственных штанов, чтобы сказать своё неординарное слово. А получается в основном ординарный Русский мат.  Ну скажите мне, ради всего святого! Неужто нашему человеку теперь мало одного произведения Толстого, чтобы высказаться? Не самодостаточен признанный титан мысли? Надо на помощь звать ещё одного писателя? Люблю Вересаева, перечитала в своё время вдоль и поперёк.  Отличный мастер художественного слова. Но надо было Шахназарову призвать его на помощь Льву Николаевичу? Не сдюжил тот для современного режиссёра со своей Карениной? Не сдюжил просто-напросто друг Соловьева...

     P.S. Интересно, но не об этом обо всём мне хотелось сказать с самого начала. Но лучше поздно, чем никогда? Заметил ли читатель и зритель сколько раз в произведении произносится слово "любовь"? Пришло ли кому-то в голову посчитать? Да и зачем, коль все мы с юных лет уверены, что Толстой писал исключительно о любви!Разумеется и я так думала, особо в школьные то годы. И только лишь практически прожив жизнь, понимаю общее заблуждение. Не о любви. О страсти. О всё безжалостно поглащающей страсти рассказывал нам любимый абсолютно РУССКИЙ писатель. Любовь по-русски это ЖЕРТВЕННОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ДАТЬ. Страсть есть желание ВЗЯТЬ. Взять, выпить до капли любимого, заставить его думать и чувствовать точно так же, как сам. Самммм... Требовать жертвы от другого, оправдывая себя собственной жертвенностью. Причуды светского общества принесла в жертву любимому Анна, уважение и почитание, невозможность блистать на балах и высокомерно поглядывать на общество, осуждая каждую оплошность молодых. Многим пожертвовала. Даже сыном. Да, для того времени кажется она почти революционеркой, открыто поправшей незыблемые законы света. Она жертва. Жестокое общество? Любовь побеждает все условности и приличия? Но...
        "Пусть он помучается!" - звучит не слишком ли часто и вовсе странно для истинно любящей женщины?

      Лев Николаевич разбирался со своими эмоциями, мыслями и представлениями о счастье, любви и жертвенности. Как мы знаем, так и не смог до конца разобраться. Может быть он только задал современникам и потомкам вопрос? А мы должны были каждый для себя найти ответы? Нашли ли?..