Про Анну Каренину Шахназарова

Сколько раз экранизировали "Анну Каренину"! Вот, теперь сериал даже. Рискованно. Сериал и мыло - почти синонимы. Анну на мыло?
С первых минут фильм удивляет. Это ж надо, слить в один сценарий два разных произведения - бессмертный роман Льва Николаевича и малоизвестную повесть Вересаева. Да ещё сдобрить отсебятиной - как граф Вронский и Сергей Каренин встретились спустя тридцать лет.
Ну и ну, подумалось мне. Посмотрим, во что это выльется.

Начало не понравилось. Зачем столько крови? Вопли и стоны солдат, которым ампутируют ноги... Паровоз, как машина смерти... Фрагменты тел, культи... бррр.
И актёры поначалу не понравились - так бывает обычно при повторных экранизациях. Призрак Татьяны Самойловой мешал увидеть в Боярской Анну Каренину, печальный лик Янковского заслонял вяловатого Виталия Кищенко. Все какие-то не такие...
Но потом, постепенно, восприятие менялось. Как хорош граф Алексей Вронский! И Стива очень даже соответствует... Долли - умница и красавица (как про такую можно сказать - "жена стареется "?). Да и Каренин подан неплохо.
Удивило отсутствие Левина. Китти мелькнула на мгновенье, не успев запомниться.

К Елизавете Боярской я привыкала и присматривалась дольше всех. Странная у неё Анна. Эгоистичная, своенравная, неуживчивая. Стервозная. Ей нравится манипулировать окружающими, нравится быть в центре внимания.
В сцене "умирания" от родовой горячки Анны мне почудилась некая театральность, работа на публику. А публика не простая - муж и любовник. Сцена удалась! Они пожимают другу руки, муж раскаивается в содеянном и прощает, любовник рыдает и бежит стреляться. Не знаю, как другие, но я увидела проблеск лукавай улыбки на лице Анны, в момент рукопожатия...
Нет, она, конечно, не симулянтка и горячка настоящая, но Анна не преминула возможностью. И даже в бреду не потеряла контроль над ситуацией. Ай да Анна, ай да...

Кстати, вспомнился интересный факт. Лев Толстой был знаком с дочерью Пушкина Марией. Современники утверждают, что Мария Александровна стала прообразом Анны. В черновом варианте романа Анна даже зовётся Анастасией Пушкиной. Все знавшие Марию утверждали, что она обладает "своевольным характером" и унаследовала мятежный и пылкий нрав отца.
Анна Елизаветы Боярской тоже женщина непростая, мягко говоря (так и хочется сказать - стервозная). Можно по-другому выразить сущность характера Анны: пусть я умру, а вы будете мучиться, потому что виноваты!
Разговоры о смерти у Анны - излюбленная тема. Перед родами: "Я умру и избавлю вас от себя", потом - с перепуганной Долли. С Вронским: "Я решилась... ты виноват...".
Последний так вообще постоянно и во всем виноват. Анна начинает устраивать ему сцены, ещё живя в доме законного супруга - упрекает Вронского, что не знает, где он все время болт... находится. Дальше - больше: записки "чтоб сейчас же был дома, а то...".

Говорят, характер - это судьба. Аннина судьба определена характером в гораздо большей мере, чем обстоятельствами. Когда-то царила трактовка о губительном влиянии буржуазного общества на бесправную женщину. Общество ли виновато в трагедии?
Ах, Анна, мятежная, взбаломашная, злая девочка, погубившая жизнь свою и искалечившая судьбы любившим ее. Любила ли она так, как её любили? Или она любила только одного человека - себя?
Вот такая Анна получилась у Лизы Боярской. Очень достоверно получилось и мне кажется, Лев Николаевич именно такой видел свою героиню.
 
И вот финал - уж тридцать лет прошло, как погибла Анна, а её призрак не отпускает Вронского. Почему? Потому что любил? Потому что чувствует вину, как ей хотелось?

P.S.
Перечитав отзывы и текст, подумала, что я не подчеркнула один очень важный момент - этот фильм есть рассказ Вронского. Кстати, в киношной версии фильм даже называется "Анна Каренина. История Вронского".

"Люди помнят то, что им удобно помнить. Да и не бывает в любви одной правды", -
сказал граф Вронский Сергею Каренину.
"Хорошо. Расскажите мне вашу правду", - ответил Каренин

А далее идёт история Анны, рассказанная Вронским. Его правда.
Мне послышалось, кроме того, что сказано, ещё и это:
"Я не убивал Анну. Не я толкнул её на рельсы.
Наоборот. Анна убила меня своей смертью. Я не живу больше, это я умер тогда под колёсами. А она, странным образом, осталась жива.
Вот, видите? Она тут сейчас. Стоит рядом.
А я мёртв..."


Пожалуй, хватит про этот сериал, который совсем не мыло. Сильный фильм снял Карен Шахназаров. Есть над чём поразмышлять...


Рецензии
А мне без Левина (восьмая глава романа) "Анна" не нравится. Вся суть (для меня) в том, что после гибели об Анне никто ни разу не вспоминает! (попробуйте перечитать эту последнюю главу) - НИКТО! НИ РАЗУ! Это и есть отношение Толстого к ней. Левин - это, конечно, сам Толстой и он словно говорит читателю: "Вот как надо жить! Вот, что такое - семья!" А фильм я всё же не смотрел - не люблю я Боярскую.

Александр Курчанов   14.09.2017 19:38     Заявить о нарушении
Да, мне тоже недоставало Левина в фильме Шахназарова... Но так захотел Мастер, ему видней. Может, он ещё раз Толстого экранизирует, где Левин появится?
С благодарностью за отклик,


Елена Ханн   21.09.2017 23:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.