Про Анну Каренину Шахназарова

Сколько раз экранизировали "Анну Каренину"! Вот, теперь сериал даже. Рискованно. Сериал и мыло - почти синонимы. Анну на мыло?
С первых минут фильм удивляет. Это ж надо, слить в один сценарий два разных произведения - бессмертный роман Льва Николаевича и малоизвестную повесть Вересаева. Да ещё сдобрить отсебятиной - как граф Вронский и Сергей Каренин встретились спустя тридцать лет.
Ну и ну, подумалось мне. Посмотрим, во что это выльется.

Начало не понравилось. Зачем столько крови? Вопли и стоны солдат, которым ампутируют ноги... Паровоз, как машина смерти... Фрагменты тел, культи... бррр.
И актёры поначалу не понравились - так бывает обычно при повторных экранизациях. Призрак Татьяны Самойловой мешал увидеть в Боярской Анну Каренину, печальный лик Янковского заслонял вяловатого Виталия Кищенко. Все какие-то не такие...
Но потом, постепенно, восприятие менялось. Как хорош граф Алексей Вронский! И Стива очень даже соответствует... Долли - умница и красавица (как про такую можно сказать - "жена стареется "?). Да и Каренин подан неплохо.
Удивило отсутствие Левина. Китти мелькнула на мгновенье, не успев запомниться.

К Елизавете Боярской я привыкала и присматривалась дольше всех. Странная у неё Анна. Эгоистичная, своенравная, неуживчивая. Стервозная. Ей нравится манипулировать окружающими, нравится быть в центре внимания.
В сцене "умирания" от родовой горячки Анны мне почудилась некая театральность, работа на публику. А публика не простая - муж и любовник. Сцена удалась! Они пожимают другу руки, муж раскаивается в содеянном и прощает, любовник рыдает и бежит стреляться. Не знаю, как другие, но я увидела проблеск лукавай улыбки на лице Анны, в момент рукопожатия...
Нет, она, конечно, не симулянтка и горячка настоящая, но Анна не преминула возможностью. И даже в бреду не потеряла контроль над ситуацией. Ай да Анна, ай да...

Кстати, вспомнился интересный факт. Лев Толстой был знаком с дочерью Пушкина Марией. Современники утверждают, что Мария Александровна стала прообразом Анны. В черновом варианте романа Анна даже зовётся Анастасией Пушкиной. Все знавшие Марию утверждали, что она обладает "своевольным характером" и унаследовала мятежный и пылкий нрав отца.
Анна Елизаветы Боярской тоже женщина непростая, мягко говоря (так и хочется сказать - стервозная). Можно по-другому выразить сущность характера Анны: пусть я умру, а вы будете мучиться, потому что виноваты!
Разговоры о смерти у Анны - излюбленная тема. Перед родами: "Я умру и избавлю вас от себя", потом - с перепуганной Долли. С Вронским: "Я решилась... ты виноват...".
Последний так вообще постоянно и во всем виноват. Анна начинает устраивать ему сцены, ещё живя в доме законного супруга - упрекает Вронского, что не знает, где он все время болт... находится. Дальше - больше: записки "чтоб сейчас же был дома, а то...".

Говорят, характер - это судьба. Аннина судьба определена характером в гораздо большей мере, чем обстоятельствами. Когда-то царила трактовка о губительном влиянии буржуазного общества на бесправную женщину. Общество ли виновато в трагедии?
Ах, Анна, мятежная, взбаломашная, злая девочка, погубившая жизнь свою и искалечившая судьбы любившим ее. Любила ли она так, как её любили? Или она любила только одного человека - себя?
Вот такая Анна получилась у Лизы Боярской. Очень достоверно получилось и мне кажется, Лев Николаевич именно такой видел свою героиню.
 
И вот финал - уж тридцать лет прошло, как погибла Анна, а её призрак не отпускает Вронского. Почему? Потому что любил? Потому что чувствует вину, как ей хотелось?

P.S.
Перечитав отзывы и текст, подумала, что я не подчеркнула один очень важный момент - этот фильм есть рассказ Вронского. Кстати, в киношной версии фильм даже называется "Анна Каренина. История Вронского".

"Люди помнят то, что им удобно помнить. Да и не бывает в любви одной правды", -
сказал граф Вронский Сергею Каренину.
"Хорошо. Расскажите мне вашу правду", - ответил Каренин

А далее идёт история Анны, рассказанная Вронским. Его правда.
Мне послышалось, кроме того, что сказано, ещё и это:
"Я не убивал Анну. Не я толкнул её на рельсы.
Наоборот. Анна убила меня своей смертью. Я не живу больше, это я умер тогда под колёсами. А она, странным образом, осталась жива.
Вот, видите? Она тут сейчас. Стоит рядом.
А я мёртв..."


Пожалуй, хватит про этот сериал, который совсем не мыло. Сильный фильм снял Карен Шахназаров. Есть над чём поразмышлять...


Рецензии
Не могу не встать на защиту Шахназарова и Боярской!
Рецензия Илоны Давыдовой

Считаю своим гражданским долгом уравновесить этой статьей многочисленные отзывы в интернете, которые возмущают меня и удивляют – до глубины души. Неужели так мало осталось в нашем, некогда очень одухотворенном обществе, настоящих ценителей искусства?
Или другое: почему люди ныне - такие злые?
Я так возмущена, что не боюсь быть грубой: они ведь не боятся! Им нужно дать отпор. Как мелкая саранча, своей многочисленностью - может повалить мощный и прекрасный вековой дуб, так многочисленное быдло может повалить большого художника, с гигантским потенциалом, тонкого и потому, всегда хрупкого.
Ничего не имею против простого народа, который пьет пиво у экранов и громко радуется забитым голам, во время футбола или плачет во время мыльной оперы. Эти люди не претендуют на роль судей и ни для кого не представляют угрозы. Возмущают меня псевдо-интеллектуалы, считающие себя «знатоками», своим мнением «влияющие» и вместе, своей объединенной катастрофической многочисленностью представляющие нешуточную силу, а потому угрозу – хрупкому, утонченному и очень малочисленному в нашем обществе - таланту.
Честно скажу, когда я услышала, что Лиза Боярская будет играть Анну Каренину, первой моей реакцией тоже было возмущение: «До чего докатились! Это же будет не Анна, а пластиковый ширпотреб!».
Следующая мысль: «Как, однако, это смело!»
Несмотря на заведомо негативный настрой, я задержалась у экрана. Не могла отойти. Что-то завораживало и притягивало. Плеваться не хотелось. Было любопытно…любопытно…любопытно…
Дошло до меня не сразу. Фильм проникал в мое существо - постепенно. Как наступает рассвет. Как опускается вечер. Вроде как ничего не происходит… а вдруг осознаешь качественную перемену.
«А она не так уж и плоха! И вовсе не пустая она… С чего это все взяли?» - я впервые увидела Боярскую совсем другою.
Буквально, с каждой сценой, с каждой минутой, Шахназаров открывал и открывал для меня - словно выкладывал из тайного сундука, о котором никто до сих пор не знал, все новые и новые несметные драгоценности – совершенно неожиданные, потрясающие, до сих пор скрытые от всех, резервы многоликой и, оказывается, глубочайшей Лизы Боярской.
Только после финальной серии до меня все дошло сполна. И я АХНУЛА!
Не только от восторга - как по-новому, но при этом, глубиной превзойдя все другие версии, как естественно и как современно воплотила Боярская Анну, но и оттого, что была поражена слепоте и глухоте всей страны, включая и меня саму - повесившей на женщину такого масштаба – самую легкую и быструю этикетку «пустой красотки». Никто не утрудил себя подумать дважды. Есть давно заготовленные для нас шаблоны. Если красавица, значит пустышка. И мы – даже люди мыслящие и неравнодушные, к коим я себя отношу - не задумываясь лепим их, убивая тем самым….живое и настоящее.
Я была ошарашена: как же мы можем непростительно ошибаться в своем коллективном восприятии. С какой бездумной легкостью позволяем стереотипам довлеть над собой!
Сколько лет – все думали, что бижутерия?! А он, Шахназаров, увидел(!) и нам показал, да еще как показал (!) – оказывается, бриллиант громадного карата и совершенно необычной огранки.
Прежде с этим самородком работали плотники, с топором в руках, а Шахназаров, словно гениальный ювелир – обнаружил нам тончайшие грани.
Поведал, что вопреки бытующему убеждению, совершенная внешне красавица, МОЖЕТ, при этом, быть богата, сложна и многогранна внутри. Нет, ребята, Боярская-Анна - это не «красивая кукла, заучившая и с выражением читающая текст», как вы там наперебой пишите!
Не всем дано за силой внешней красоты, рассмотреть – а что там еще тихо сокрыто внутри. После Анны Карениной - не увидеть внутреннюю мощь Боярской может разве что слепой. Или те, в ком включаются мощные защитные механизмы. Зависть. Ревность. Злость. Почему одним – все, а другим – ничего?
***
Меня поразила операторская работа. Каждый кадр - шедевр. Воистину – ШЕДЕВР. Все сдержанно, но мощно. Каждый ракурс – с которого видит сцену Карен – неожиданное открытие. Открытие – в таком, казалось бы, уже вдоль и поперек известном произведении.
Многих возмущает: как можно после Зархи и Самойловой…. сметь еще ставить Каренину!
Я сама обожаю эту первую экранизацию советского кинематографа. И у меня точно так же, была первая реакция: «Как можно после Самойловой....» После просмотра фильма Шахназарова до меня дошло: люди, то был 1967 год!
А сейчас – 2017.
Зархи показал нам, как видели Анну Каренину Толстого люди той эпохи – шестидесятых годов, того, советского общества. Шахназаров показал нам, как видят Каренину в 21 веке. Не советские люди, а абсолютные эстеты. На съедение всем псевдо-интеллектуалам.
Особенно обидно читать бездумную критику сидящих на диване обывателей, которым ничего не стоит писать свои «умные» мысли. Это ведь так легко. А кто понимает – КАКОЙ ТРУД был вложен людьми? Ведь «Анна Каренина» - работа не из легких. СОВСЕМ НЕ ИЗ ЛЕГКИХ! Можно только догадываться, сколько внутренних сил, сколько энергии, сколько «крови» и души, и скольких лучших людей, вложено в эту работу! Работали, вероятнее всего – на износ. Эмоционально – на износ. Такая роль – выполаскивает, по другому никак не получилось бы такого шедевра.
И вот тебе отдача! Всяка мелка сошка позволяет себе потявкать и поплевать в сторону этой, близкой к совершенству, как внешне, так и внутренне - КРАСОТЫ. Красота и талант всегда ранимы: не защитить – преступно. Шахназаров и вся команда, задействованная в фильме, а особенно Боярская – достояние нашей эпохи и нашей страны. Редкое и большое явление.
Новаторство Шахназарова здесь в том, что он сочетает в этой работе – полотна художника, современное клиповое искусство и все классические ресурсы кинематографа, в результате чего рождается новое слово. Во всех трех подходах – это тончайшая, ювелирная работа. Элегантное торжество изысканности формы и глубины содержания.
Все те, кто привыкли к кино-версиям, конечно же разочарованы. Не сразу они могут понять новый подход.
Между фильмами Зархи и Шахназарова такая же разница, как между портретами художников –Леонардо да Винчи и Рембранта. Каждый из них – гений СВОЕЙ эпохи. Но как все двигается вперед! Можно ли сравнивать музыку Моцарта с музыкой Рахманинова? И то и другое гениально. Разные эпохи. Разные мастера.
***
Прорыв и новое понимание героев и проблемы.
Герои Толстого изображенные Зархи (1967г) – это портреты Леонардо Дв Винчи. Гениально. Но это 15ый век. И какой скачок вперед, какое развитие – полтора века спустя, мы видим у Рембрандта. Все ускоряется. Всего пол века спустя, те же герои Толстого – в исполнении Шахназарова ( 2017г) – это уже портреты Рембрандта. Те кто понимают разницу – поймут о чем я.
И теперь мне понятно ПОЧЕМУ, после Зархи и всех других режиссеров, Шахназаров был так смел: ему было ЧТО сказать! Здесь нет конкуренции – кто лучше снял. Здесь есть прогресс и развитие художественного слова и его восприятия.
Снова и снова поражаешься – силе самого Толстого, написавшего то, что лучшие люди планеты - до сих пор постигают. Почти полтора века спустя – лучшие люди современности, только лишь приближаются к тому, чтобы его ПОНЯТЬ.
Алексей Вронский – другой. Оживший. Вышедший из шаблона. Это в примитивных фильмах прошлого герои были плохие и хорошие. Или разложены по категориям. Здесь все бабники, здесь праведники, здесь лжецы, здесь добрые.... Сложность характеров Толстого впервые передана у Шахназарова на уровне, достойном 21-го века. Много лет было мне мучительно непонятно.... много, много непонятно.... Теперь я не сомневаюсь, что Вронский любил Анну, кто бы что бы ни говорил, как только может любить мужчина. Проблема состояла в том, что Анна заболела, а он, Вронский нет, у них были неравные позиции.
А она заболела потому, что общество именно на нее, на женщину устремило свое жало и свое наказание. Вины Вронского в этом нет. И защитить он ее не может: он один против всех. Каренин, которого здесь мы видим совсем иначе, чем у Зархи – благородный, респектабельный человек, с большой душой, хоть и САМ прощает свою жену, но общество ему НЕ ПОЗВОЛЯЕТ прощать. Машина не Каренин – а общество и его устоявшиеся закоренелые бездумные нравы.
В этом смысле сам Шахназаров и вся группа, работавшая с ним над фильмом – и есть Анна Каренина. Общество бездумно сжирает... по стереотипам.
***
Игра света и тени в жизни души Карениной исполнена Боярской с таким же трепетом и многоликим звоном, с каким играют свет и тени в густых аллеях Ясной Поляны.
Главное же, как все естественно, как органично. Хоть у Толстого ничего не сказано про голос Анны, я допускаю, что жила такая «Анна» - именно такая и именно с таким оригинальным голосом и с таким обаянием и с такой душой. Драма Анны представлена Шахназаровым, как никогда прежде – близко к истине.
Владимир Соловьев сказал в эфире своей программы, по окончании фильма: «Боярская превзошла сама себя в этой роли!»
Я скажу так. Это не Боярская превзошла себя, это наконец Боярской дали шанс – проявить себя и показать, какая она на самом деле. Наконец нашелся режиссер, который способен работать с этой редчайшей актрисой – не как коза с баяном. Когда козы играют на баяне – баян кажется «никаким». Стоит взять баян в руки – серьезному мастеру – тогда совершенно другое дело получается. Боярская всегда и была глубочайшей, просто до Шахназарова – некому было это раскрыть. И расправить перья - ее глубине.
Про сцену со скачущими лошадьми и замедленной съемке – уже сказал Владимир Соловьев и повторяться не буду. Сильно. Что тут говорить?!
Про то как в карете ведет себя Боярская-Анна, в последние минуты жизни Анны – скажу так: поразительно-естественно, неожиданно-по своему, правдиво, настояще, прожито-пропущено через себя капитально... Ос-тол-бе-неть!
Наша копилка великого – пополнилась новой, свежей, современной Гордостью.
Это СОБЫТИЕ в мировой культурной жизни 21го века. Новорожденная жемчужина - нашей страны.
Всем, кто этого не может оценить – пусть будет стыдно.

Илона Давыдова (Нью-Йорк), 2017г

Илона Давыдова   22.07.2017 01:22     Заявить о нарушении
Илона, я потеряла дар речи после такого яркого, эмоционального и глубокого отзыва на этот фильм Карена Шахназарова. Согласна с каждым словом. Как бы хотелось, чтобы как можно больше людей прочитали Ваш отзыв об этом событии. Именно, событии.
А Лизу Боярскую мне довелось несколько лет назад видеть "живьём" на сцене в роли Роксаны. Талант!
С огромной благодарностью,

Елена Ханн   09.08.2017 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.