Не все потеряно... Глава 5. Повесть Братья

Роза Салах
                НЕ  ВСЁ  ПОТЕРЯНО…  Глава пятая
   
    Слёзы и смех, радости и печали – они рядом, шагают вместе. И это верно: не всё потеряно!  Быстро пролетело время, наступила весна, время сосулек и капели. Снег успел подтаять, повсюду бегут ручейки. То и гляди: на речке лёд с места тронется,  Наступила настоящая весна. Арслан с матерью  собираются съездить  в лес за дровами, заготовленными ещё с осени. Лукьян, председатель колхоза деревни Шлань,  разрешает Арслану брать свою лошадь домой для хозяйственных нужд. Правда некоторые шланьцы не довольны: видят в окно, как по улице  летом на телеге, зимой на санях с лихвой  прокатится на своём Орле  Арслан. Он, молодой, красивый, бравый мужчина, у всех на виду. И сегодня с утра пораньше Арслан к жене и матери обратился:
- Жёнушка, чтобы у тебя всё было в порядке. Мама, за дровами в лес решил прокатиться на санях: в лесу ещё снег лежит, да и на дороге его много, так что удобнее на санях. Если ты со мной поедешь, поторопись, мама.  Поедем – дрова надо везти. 
- А ведь сегодня, Арслан,  День Евдокии, праздник. Помню: раньше мои родители всегда отмечали этот день. О празднике забыла, но на всякий случай я поставила тесто. Приедем, напечём  блинов, теста хватит и на  хлеб.   
- Мама, мы с тобой съездим быстро, туда и обратно. Распиленные, готовые к вывозу  дрова быстро  сложу в сани – и домой. Может, ты, мама, останешься дома?
- Нет уж! Собралась в путь – с тобой поеду. Мало ли что в лесу!
- Но-о-о! – погнал своего Орла Арслан. – Я его перед дорогой покормил, напоил. Поехали!
    Пиканай дома одна. Убралась, после завтрака помыла посуду.
 - Пол бы надо помыть – ведь не смогу. Что-то в пояснице ломит. Ой, что это со мной? – сама с собой разговаривает Пиканай, беременная женщина. – Неужели пришло время рожать? О-о-ой! Никого вокруг нет. Нет, нет! Овдачи не буду звать, от греха подальше. Эвакима стесняюсь, да, кажется, он с утра на  работу ушёл. Всё к лучшему. Стоять невозможно. Да, пришло время рожать! Пойду-ка в хлев. Там чисто – вчера там Арслан убирался, чистил, соломы,  сена вниз  набросал. Корова с телёнком находятся в другой половинке. Там тепло.  Пойду-ка в хлев, - решила Пиканай. 
В хлеве роженица одна. Никто ей не мешает.  Корова с телёнком лежат, жуют сено. 
- Только бы меня никто не заметил, - сказала, присела. Ни сидеть, ни стоять невозможно, больно. Шепчет, успокаивает себя: « Рожаю. Кажется, да. Шестые роды. Всё хорошо. Господи! Помоги мне, помоги! …»
  На белый свет появился маленький человечек, родилась крошка, девочка. Мать сама справилась с родами, сама приняла девочку, смогла перекусить пуповину. Ребёнка осторожно положила  на чистое, тёпленькое сено, завернула в тряпочку, спрятала в подол и понесла в дом. Стала из хлева выходить – видит перед собой  десятилетнюю девочку Лстий. Она поняла, догадалась,  в чём дело. Побежала, раскрыла двери в дом. Бегает, из сеней занесла воду. К котлу поставила стул, на него встала, в ведро ковшом налила тёпленькую воду, заранее приготовленную роженицей. Пиканай достала чистенькие пелёнки, сама помыла ребёнка-крошку, запеленала, Молчат и мама, и помощница Лстий, да как закричит человечек, только что появившийся на этот белый свет.
- Господи, дай счастья доченьке! Кричишь, значит,  будешь жить! Попробую покормить тебя.  Сидят у печки на кровати довольные, чуть уставшие девочка Лстий, Пиканай, счастливая мама, которая держит свою кроху на руках, прижала её к груди, ласкает, гладит по спинке, маленьким ручкам.
- Тётя Пиканай, сбегаю домой, приглашу к Вам свою маму, она Вам в чём-нибудь поможет. Ладно?
- Можно. Спасибо тебе, Лстий! Ты и так мне помогла. Пригласи только маму. Папы дома нет, он уехал в Татарию на заработки, Шарип его туда увёз?
- Дядя Шарип для папы нашёл работу, он же отвёз до деревни. Дом кому-то строят,- на ходу к двери рассказывает Лстий,- С Шуматом останусь я, а мама к Вам прибежит.
- Беги, девочка! Хорошая помощница ты у нас! Моя девочка спит. Пусть поспит!   
 Через минут десять Лиза была уже у Пиканая.  Тихонечко прошла вперёд, взглянула на девочку. У печки заметила бочонок с  тестом. 
- Пиканай, я прежде помою пол, чтобы кругом было чисто. Потом замешу тесто. Тут и подъедут Арслан с матерью. Лстий наша на все руки мастерица, в доме первая хозяйка, без неё мне было бы тяжело. Умеет и тесто месить, полы кругом помоет, за Шуматом смотрит,- говорит, а сама, не переставая, в окно поглядывает. – Чисто стало, за водой ещё сбегаю. А ты, Пиканай, полежи, не вставай. Нельзя тебе, нельзя! Вёдра в сенях заметила, Лучше к колодцу с одним ведром схожу. Побежала я за водой, Пиканай!
- Иди, Лиза, с одним ведром. Потом воды Арслан натаскает. Спасибо тебе большое! Как бы я без тебя и Лстий, - успела сказать – за окном услышала голос мужа и разговор только что выбежавшей Лизы с матерью. Обе снохи  к своей свекрови обращались  нежно, ласково её называли мамой. Обрадовалась Пиканай приезду мужа и свекрови.  Взглянула на своего ребёнка, встала, медленно подошла к окну. Видит: Лиза поговорила с Арсланом и свекровью, видно, главную новость от них скрыла. Занесла ведро воды в сени, заглянула в дом, улыбнулась Пиканаю, сообщила:
- Твои, Пиканай, ничего не знают. Какая радость, новость для них! Я побежала домой, скоро приду, помогу! Узнает Арслан о девочке, он обрадуется! Хорошие у нас с  тобой, Пиканай, мужья!- радостно шепчет Лиза. – Пока!    
  Пиканай волнуется. Постояла у окна, наблюдая за мужем и свекровью. Арслан быстро раскидал дрова. Распряг своего Орла, погладил любимца по спинке. Уналче-мать из хлева принесла сено, положила  перед лошадью, из ведра попоила водой, приготовленной ею заранее.
- Сейчас они домой зайдут. Заходят.  Почему волнуюсь? Это от радости! -  решила Пиканай.
- Как ты, дорогая? – спросил Арслан, а сам смотрит и не может поверить своим глазам: на кровати лежит, спит маленький ребёнок. На цыпочках подошёл к малышке, постоял, полюбовался – от радости, неожиданности по-мужски заплакал. Пиканай стоит рядом, одной рукой обняла мужа, нежно гладит его по спине.
- Спасибо тебе, родная! Кто?
- Девочка, Арслан!
- Как назовём?
- Сегодня День Евдокии. Евдокией назовём.
- Нет, моя дорогая! Риммой или Розой. Сейчас затопим печь, напечём блинов, поставим хлеб с тремя именами. Какой каравай из трёх будет самым румяным, красивым, так и назовём. Мама заходит, - сказал и отошёл к двери, чтобы подготовить её к главной новости.
- Сердцем своим чувствовала, что ты, Пиканай, сегодня родишь, обрадуешь нас девочкой или мальчиком. Торопила Арслана, спешили домой. Лиза наша молодец! Она помогла? Бетке повезло и с женой, и детьми.
- Я быстренько Орла отведу в конюшню, очень скоро буду дома,  Но сейчас же в дом занесу дрова
растоплю печь.  Мама, испечём блинов, поставим в печь хлеб, а на  всех трёх караваях  сам напишу имена. Пиканай тебе ещё объяснит,
- Иди, Арслан, в конюшню. Беги! Сама занесу дрова – они лежат в сенях, хватит для печки. Затоплю, а ты, Пиканай, отдохни! Тебе нельзя поднимать тяжести. Береги себя, вместе будем беречь крошку-внучку. Радость-то какая!   
 - Надо бы пригласить Лизу с детьми.  Бетка молодец, работает в Верхнем Уре,  Фариду  строят дом. Я довольна своими сыновьями, и у дочерей всё хорошо. Передали, что Унавий родила дочь, назвали Ольгой. Там у меня теперь две внучки, - делится  со снохой, рассказывает  о своих детях, внуках Уналче. Сама разгребает уголь из печки, печёт блины сразу на двух сковородках. На столе лежат   три  каравая хлеба, чтобы Арслан каждый сам украсил  узорами и написал три  имени, какие ему нравятся. Поставит в печь только сам, папа девочки.
- Вот и я! – представился Арслан. – Сейчас быстро помою руки. Баню бы затопить! Завтра займёмся баней. Завтра!  Мама, сейчас напишу имена, красивые имена! Одно из них  выберет моя, наша девочка!  Евдокия, Роза, Римма?
  Уналче из печки с любовью, осторожно вытащила три каравая, разложила их на столе, положила на чистое полотенце.  Стоят все трое перед столом, разглядывают, изучают.
- Каравай с именем Роза  самый румяный,  ровный, красивый! – Арслан от радости захлопал в ладоши, обнял и поцеловал маму, жену, подошёл к малышке-дочери, обратился только к ней, дочурке: « Здравствуй, дочурка!  Здравствуй, Роза! Будь счастлива! Здорова!  Носи самое красивое в мире имя! «
  Счастье было недолгим: оба брата получили повестки. Бетке вручили повестку с содержанием: «За антисоветскую пропаганду» в указанный срок  незамедлительно явиться   в отделение НКВД района для ареста и наказания «кулацкой ссылкой»  в Мурманск. Через неделю повестку получил и Арслан, повестку получили многие мужчины и парни деревни Шлань. В 1939 году началась советско-финская война. Причина: нужно было отодвинуть государственную границу как можно дальше от одного из самых стратегических важных городов Ленинграда. Каждое государство «пыталось обеспечить выгодные исходные позиции…»перед началом Второй Мировой войны. Советское руководство вступило в переговоры с финнами, предложив соседям обмен территориями… Финны широко применяли тактику партизанской войны. Арслан и многие шланьцы стали бойцами советско-финской войны.