Труд принудительный, свободный и необходимый

Аникеев Александр Борисович
      В условиях зарождающегося капитализма, когда жизнь трудящихся полностью зависела от работодателя, нет и не может быть свободных трудовых отношений.   Рабский труд почти без оплаты, которой хватало только на скудное питание и оплату жилья, было обычным делом.  Принудительный труд при капитализме это труд под угрозой наказания или насильственного воздействия при жёстком государственном репрессивном аппарате созданном классом капиталистов, сущность которого сохранилась со времён феодального крепостничества.   

      Для докапиталистических формаций с господством насильного принуждения к труду всегда характерна зависимость трудящихся от сплотившихся в государство владельцев средств производства, в то время как для относительно свободного экономического принуждения к труду необходимо юридически оформленные взаимоотношения наёмных трудящихся и работодателей от господствующего класса.

      Если свободное отношение к труду предполагает соединение производителя со своими собственными средствами производства и жизнь человека или его семьи целиком зависит от трудолюбия, бережливости и экономности членов семьи, то при экономическом принуждении капитализма и рыночных отношениях характерно отделение непосредственных производителей как от средств производства, так и от производимых средств для жизни, приобретение которых может осуществляться только на рынке, что принуждает человека к добыванию денег любым способом, а не к производительному труду.

      Если при насильственном принуждении к труду эксплуатация осуществляется на основе классовых отношений господства-подчинения, то экономические методы эксплуатации основаны на развитии юридически оформленных трудовых отношений, их организации и управления. В этих условиях у работников появляется экономическая заинтересованность в качестве, количестве и результатах труда. Наконец, возникает юридический механизм, который при определённых условиях в какой-то мере скрывает отношения эксплуатации, а при сокращении товарно-денежных отношений социально-экономическую эксплуатацию, как и социальные привилегии, при определённом законодательстве можно устранить почти полностью.
    
      Нет сомнения, что поведением человека, в том числе и в производстве, движут его интересы и в первую очередь экономические от его потребностей. Но в условиях, когда в развитых странах средний уровень доходов занятого населения устойчиво и значительно превышает расходы на физиологически необходимые нужды, когда имеются системы обеспечения по старости, временной нетрудоспособности и инвалидности, не только административное, но и экономическое принуждение к напряженному труду  только за зарплату (включая давление безработицы в странах с монополией капитала без каких-либо социальных гарантий) начинает терять свою эффективность. Хотя, конечно, было бы крайне опрометчиво вообще сбрасывать его со счетов, поэтому и потребовались новые стимулы к добросовестному и продуктивному труду.  А поскольку по природе человеку свойственно ещё быть творцом, созидателем нового, а не только быть простым потребителем определенного набора продуктов и услуг для продолжения жизни, то именно поэтому во многих странах для снижения социальной напряжённости законодательно стали вводить некоторые гарантии и на социально-бытовые условия жизни от количества и квалификации труда для нормального морально-нравственного и интеллектуально-духовного развития своих граждан, а не только на зарплату пропорционально труду.

      В любом обществе принуждение к труду осуществляется как потребностями общества, так и индивидуальными потребностями представителей разных классов или сословий. Экономическое принуждение от насущных потребностей граждан страны связано с категорией наемного труда. Для возникновения наемной зависимости в труде необходимы два условия: обладание личной свободой (отсутствие рабовладельческой или крепостнической зависимости) и отсутствие собственности на средства производства, т.е. возможности начать свой бизнес. В этих условиях человек вынужден наниматься на работу и главным мотивом труда при этом является потребность в получении достойного вознаграждения, которое при капитализме часто определяется только в зарплате и зависит от рынка средств для жизни и их цены.


      Буржуазные и реформистские теоретики работающие в угоду капиталистам часто пытаются доказать, что рабочие и капиталисты по отношению к товарному рынку равны между собой, что они законодательно обмениваются равными стоимостными эквивалентами и что поэтому труд наемных рабочих на капиталистических предприятиях является свободным и добровольным трудом свободных граждан.

      В действительности равноправие капиталистов и рабочих носит формальный характер. За вывеской равенства скрывается экономическое принуждение к труду, ибо рабочий, не имея средств производства и средств к существованию, вынужден значительную часть рабочего времени работать на капиталиста бесплатно, его труд фактически является принудительным трудом, который К. Маркс характеризует как наемное рабство.

      Капиталистическая эксплуатация отличается от рабовладельческой и феодальной в сущности лишь тем, что она носит скрытый характер, маскируется меновыми отношениями купли-продажи рабочей силы и юридически мало защищает интересы трудящихся в плане относительно равного для всех рабочего времени как количества труда и качества труда от результатов квалификации на рабочем месте в экономике страны.
      Такой эксплуатации соответствует и политика сохранения как частной собственности, так и сохранения товарно-денежных отношений в целях снижения эффективности контроля над мерой труда и мерой потребления необходимых каждому средств для продолжения своей жизни. А повышать эффективность такого контроля необходимо именно для того, чтобы частная собственность работала на благо всего общества, а не только в интересах господствующего класса. Буржуазному консерватизму в принципе не чужды трудовое и экономическое принуждение и соответствующие ограничения свободы, которые обеспечиваются силами буржуазно-корпоративного устройства общества.

      Свобода и равенство в отношениях между капиталистами и рабочими чисто очень формальные. Реально же юридическая свобода рабочего, его права как гражданина буржуазного общества обесцениваются, ибо нет главного - равенства экономического, равенства по отношению к создаваемым трудящимися средствами для жизни, которые в сущности и составляют национальное богатство общества, которое создаётся из природных ресурсов страны. Не свобода и равенство, а экономическое принуждение заставляет рабочего служить капиталу на условиях, которые диктует капиталист независимо от того, отдельный это капиталист или совокупный в виде буржуазного государства.

     Данные отношения были обусловлены необходимостью защищаться от более могущественных уже классовых сообществ низким уровнем развития производительных сил в общинах, они уже не могли выживать при общинных условиях воспроизводства и тоже были вынуждены принять навязываемый им капиталистический способ хозяйствования.   До юридического оформления взаимоотношений нанимателя и наёмных трудящихся капиталистическое общество характеризуется явной эксплуатацией не имеющих средств к существованию и вынужденных наниматься на работу к более богатым хозяйственникам, которые богатели и развивали свою деятельность на эксплуатации неимущего класса при помощи экономического принуждения к труду терпящего нужду собственника рабочей силы. Таким образом, имея сильный репрессивный аппарат для подавления недовольных таким режимом, класс капиталистов постепенно прибрал к рукам все структуры власти своего буржуазного государства и только в зависимости от сплочения трудящихся масс зависел уровень их эксплуатации. 

      С возникновением классовой борьбы и с развитием партийного парламентаризма  первоочередную роль начинают играть политический и правовой авторитет государства, опирающийся на насилие и различные формы  экономического принуждения, а также нравственный авторитет, отражающий интересы того или иного класса.

      Например, в Сингапуре с формальной точки зрения сингапурские женщины, соглашающиеся на ограничение числа детей и стерилизацию, свободны. Ни закон, ни правительство их к этому не принуждают. Их принуждают к соблюдению определённых условиям жизни законы материальной жизни общества, которые принимаются правящей партией Сингапура. Конечно, экономическое принуждение не столь жестко, как административное или правовое насилие, но оно сохраняет, тем не менее, характер насилия и принуждения, обеспечивая каждому определённые условия и уровень справедливого благосостояния.

      Каждому общественному строю свойственна определенная система стимулов к труду, обусловленная соответствующим типом производственных отношений. В докапиталистических формациях эксплуататорские классы, чтобы побудить непосредственных производителей к труду, используют в основном прямое насилие или административное принуждение. Капитализм базируется на экономической нужде неимущих, которые вынуждены продавать свою способность к труду на условиях работодателя без каких-либо социальных гарантий. 

       В то же время уничтожение частной собственности на средства производства не делает средства для жизни достоянием каждого достойно труда, меняется только форма собственности средств производства, а распределение средств для жизни сохраняется капиталистическое, рыночное, а говорить о справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве.

       При социалистической форме хозяйствования каждый работник законодательно должен иметь право на свою долю социальных средств для жизни от их общего производимого количества, которые должны распределяться количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качеством от результатов квалификации своего труда.  Именно в силу этого своего положения человек заинтересован в том, чтобы высокопроизводительно трудиться на своём рабочем месте в экономике общества и умножать общественное богатство, чтобы гарантированно иметь от общества необходимое для своей жизни достойно своего труда по нормам для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития.

       Эксплуатация человека человеком не является порождением капиталистического способа производства, она в той или иной мере существовала и раньше, в условиях первобытной общины, рабовладельческого строя и феодализма. Однако каждой общественно-экономической формации, основанной на частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком, присуща своя специфическая социально-экономическая форма организации и присвоения эксплуататорами прибавочного труда, своя специфическая форма присвоения и использования результатов труда человека.

       Так, эксплуатация крепостных крестьян была основана на сочетании экономического и силового принуждения к труду. В условиях же капитализма господствует экономическое принуждение производителя к труду.  Наемные рабочие свободны в своём выборе работать на условиях нанимателя, умирать от голода и холода, заниматься попрошайничеством или воровством. Именно поэтому при капитализме люди лишённые средств к существованию вынуждены продавать свою способность к труду капиталисту на условиях капиталиста. В правовом социальном государстве, где посредством законов юридически оформлены социальные гарантии, которые с правом на труд дают каждому и право на жизнь достойную труда, принуждение к труду только экономически правовое и зависит от потребностей как отдельного человека, так и от потребностей общества.

      В обществе, где нет монополии законов о социальных гарантиях хотя бы на социально-бытовые условия жизни, а есть только монополия капитала и денег, не работая на капиталиста на его условиях, не имея денег и не нарушая законы, нормально продолжительное время жить невозможно!  Так как не будет средств для удовлетворения своих личных потребностей, которые ежедневно необходимо удовлетворять для продолжения жизни. Поэтому в таких капиталистических государствах неизбежны социально-экономические кризисы, рост преступности и прочих негативных последствий. Причём это не зависит от того, отдельный это капиталист или совокупный в виде государства.  Труд наемного трудящегося, даже если он не является собственностью владельца средств производства, а жить может только на зарплату по усмотрению работодателя без каких-либо социальных гарантий, несомненно часто носит не только принудительный характер труда, но и вынуждает человека на противоправные действия, ибо человек в этом случае не свободен от эксплуатации. А эксплуатация, какой бы она не была, даёт человеку право на противодействие ей!


     Авторитет родовой общины, существующие традиции и угроза голодной смерти, действуя в совокупности, образуют неумолимую, побуждающую к действию моральную силу. Расслоение общества на классы, возникновение эксплуатации человека человеком требуют создания соответствующей системы методов принуждения к труду. В рабовладельческом и феодальном обществах этим целям служит силовое принуждение на основе государственных законов классового общества, дисциплина от физического наказания, хотя и здесь возможно в неразвитой форме социально-экономическое стимулирование. Капитализм создает особую и весьма эффективную для своего времени систему финансово-экономического принуждения на основе своих государственных законов! Эти законы побуждают людей, лишенных собственных средств производства и средств к существованию, продавать свою рабочую силу, соблюдать жесткую дисциплину, трудиться под прессом безработицы, безденежья или какой-либо материальной нужды.

      Согласие трудиться на невыгодных условиях редко оказывается добровольным или осознанным. Согласие часто достигается в условиях социально-экономической нужды человека. Даже обещания работодателя в скором будущем улучшить условия труда и жизни человека не всегда могут быть выполнены, даже если человек социально и юридически защищен кодексами и законами, но в силу обстоятельств работник легко может стать жертвой жестокого обмана и насилия в силу юридических казусов или организованного давления на административно-юридическом уровне. Именно поэтому любые такие случаи часто приводят к общественному обсуждению и к развитию новой доктрины развития общества.


       Отсюда следует, что любой производительный труд при капитализме организуют предприимчивые люди – предприниматели, которые для реализации своего замысла по выпуску товаров или услуг нанимают рабочую силу и являются, таким образом, работодателями. Но работодатель не благотворитель и у него одна цель – получать максимальную прибыль при минимальном числе нанятых на работу людей. Это стремление обеспечивает высокую производительность труда только при потогонной системе капитализма и одновременно постоянно рождает дисбаланс между спросом и предложением, между трудом и капиталом, между товарной и денежной массами, инициирующий борьбу между классом трудящихся и владельцами основного, оборотного и товарного капитала.

       Изначально буржуазное общество расколото на богатых и бедных, на нанимателей и нанимающихся на работу, но оно заинтересовано в единении, так как предприниматель не может существовать без рабочей силы, а трудящиеся не могут существовать без денег за свой труд. Объединяет капиталистическое общество только организуемый государством рынок труда и рынок средств для жизни, по одну сторону которого хозяева средств производства, стремящиеся за работу платить как можно меньше, а по другую сторону работники, желающие получать как можно больше. Сторговавшись, при полной занятости и при соответствующих законах они могут стать единым обществом, заинтересованным в успехе общего дела, от которого зависит благополучие и тех, и других.

       Таким образом в борьбе между трудом и капиталом, реализуемая с одной стороны угрозой финансового локаута или увольнения трудящихся, а с другой забастовочным инструментом и партийной борьбой в рамках демократических свобод, в общественной и экономической жизни может быть некоторый поступательный импульс развития, в  котором заинтересованы и организаторы производства и исполнители.  Задача буржуазных интеллектуалов создать такую систему, чтобы и волки были сыты, и овцы целы при  минимальных социальных разногласиях и относительной общественной безопасности до новых значительных классовых противоречий и разногласий.  Только говорить о равноправии  и социальной справедливости для всех при товарном производстве, это всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве или крепостничестве!