Мой Эрмитаж. Из книги Избранное

Юрий Юровский
      Ленинград, а теперь Санкт Петербург часто называют городом музеев. И, правильно. Собственно весь исторический цент города – музей. Но среди множества музеев мне особенно нравится Эрмитаж. Так уж сложилось, что в школьные годы я ходил в него каждый день на протяжении двух недель. Вообще, это отдельная история. Через несколько лет меня привел туда случай.

      Студентом третьего курса я пошёл на выставку карикатур Бидструпа. В толпе посетителей умудрился потерять паспорт и зачётку. Зачётка так и пропала. Кому она понадобилась, осталось тайной. Но выговор за её потерю я схлопотал. Жил я тогда на Литейном в старом доме графини Мурузи. Часов в одиннадцать вечера, в день посещения выставки, ко мне зашла соседка по лестничной площадке. Сказала, что ей звонили по телефону из Эрмитажа, по поводу нахождения моего паспорта. Советовали явиться за ним немедленно, объяснили куда обратиться.

     Знакомой дорогой я отправился туда. По улице Пестеля, через Фонтанку, Марсово поле и далее по Набережной Невы до той самой канавки, где утопилась несчастная Лиза, не дождавшись своего Германа. Вместо Лизы я встретил у канавки тривиального мильтона, оказавшегося сотрудником внешней охраны. Мильтон позвонил в малоприметную дверь, которую я сам сроду бы не нашёл, и передал меня внутренней охране. Суровая тётка с наганом на боку объявила, что мне придётся в её сопровождении прогуляться в другое крыло Эрмитажа к начальнику охраны, который и вернет мне злополучный паспорт.

      И вот мы пошли по пустым и тёмным эрмитажным залам. Я мгновенно понял, что судьба сделала мне редчайший и бесценный подарок. Ну кому ещё доводилось прогуляться по ночному Эрмитажу? Сквозь окна, выходившие на Неву, пробивался серебряный свет белой ночи. Картины казались темными пятнами. Тускло блестела позолота и бронза. Темные полосы и квадраты паркета сделались бездонно – черными. Красота неописуемая. Даже слов не подобрать. Это надо пережить. Охранница шла совершенно бесшумно. И я невольно пошёл за ней на цыпочках, чтобы не стучать каблуками. Не нарушить торжественное молчание и сон Эрмитажа. Молил Бога только об одном, чтобы этот путь был подлиннее, и Бог внял моим молитвам.

      Благословенна будь охрана Эрмитажа! Могли же вынести паспорт и отдать в дверях. Я же нигде не расписывался, ничего не оформлялось. Эти умные люди решили иначе. Сотворили мне такую экскурсию, которая осталась в памяти на всю жизнь. Низко кланяюсь Вам, охранники Эрмитажа. Я Ваш вечный должник.