Мысли о Аполлионе!

Смит Джон 2
Ряд допущений, что я использовал:
синодальный перевод скрупулезно точен в значениях ключевых слов в русском и в греческом вариантах Откровения Иоанна Богослова;
провожу анализ только текста, ибо проверить другими способами это откровение считаю затруднительным;
пытаюсь работать только с фактами текста, без оценки психологического портрета автора, социально-исторических аспектов окружающих создание и редактирования текста.

Что заставило меня написать пару строк об этом ангеле?

Многие люди читали библию с разной степенью вовлечения: от эпизодического пролистывания до всецелого заучивания. И, соответственно, у всех этих людей сформировались мнения о тех или иных событиях книги, подчас диаметрально противоположных. И это хорошо, ибо этой великой книге нужны всесторонние взгляды на неё. Но почему-то подавляющее большинство людей едино по тревожащему меня вопросу. Они считают ангела Аполлиона падшим. Говорят, что иные теологи придерживаются мнения о его светлости, но мнения их я так и не нашел.
 Здесь я попытаюсь привести аргументы, что люди не заслуженно приравняли Аполлиона к падшим.

Аполлион светел.

Аполлион светлый ангел, не восстававший против Бога! Ни какой он не демон, и не коллега Люцифера. Понимаю, что общество не сильно разбирается в теологии и не склонно перегружать себя излишними рассуждениями, его можно понять, много других забот, но вот почему духовные мужи и теологи причисляют этого ангела к демонам, мне не понятно. Именно их ошибочное мнение является первопричиной всеобщего заблуждения.

Вот моя аргументация, основанная только на анализе текста Откровения Иоанна Богослова. В общем, пытаемся разобраться к каким же всё-таки ангелам принадлежит Аполлион (еврейский Аваддон мне не нравится, из-за некрасивого звучания, а коль в тексте упоминаются оба имени, то они равноценны).

По-моему, неправильное позиционирование в миропорядке этого ангела возникло у многих по двум взаимосвязанным и взаимовытекающим причинам:
во всех трактовках и описаниях учёные и церковные деятели позиционируют его как падшего;
читая текст Библии, люди убеждаются в том, что ангел темный, так как в тексте черным по белому написано, что его имя переводится как губитель, он повелитель полчищ саранчи, мучащих людей.

С первой причиной я разбираться не буду, потому что почти все из этих мнений дублируются под копирку из текстов Библии без какого-либо анализа. Извините, но других текстов, рассматривающих эту проблему, я не видел. При этом, в самом тексте ни где не сказано, что он темный ангел, ни где не сказано, что он падший ангел, ни где не сказано, что он восставал против Бога! Просто у него имя, отражающее вид его деятельности и, соответственно, его подчиненные, существуют не для того, что бы чай на лужайке попивать с ватрушками.

Со второй причиной я попытаюсь разобраться и объяснить заблуждения, вытекающие из неправильной трактовки текста Откровения.

 Имя ангела.
Глава 9.
Стих 11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

 Как уже понятно, имена Аполлион с греческого и Аваддон с еврейского переводятся как губитель. Это факт, но я задаю себе вопрос: разве мнение о людях мы формируем только по имени, отвергая деяния человека (о делах будет сказано ниже)? И что с того, что у него имя пугающее и отталкивающее, что с того, что переводится имя его как губитель? Вот, например, Люцифер с латыни переводится как Светоносный. И что от этого он перестает быть падшим? Почему же множество народа не поддалось определению сущности этого ангела не по его красивому имени, а по тому, что он творит? С другой стороны, церковь возвела в ранг святых итальянца Люцифера Калаританского, за его деяния во благо церкви. При этом его сейчас не ассоциируют с грешным ангелом из-за имени, а судят по делам. А как вы воспринимаете собственное имя? Ведь любое имя что-то да значит. Все ли, например, Василисы являют собой царствующих особ? Так что судить об ангеле по его имени, без учёта его деяний не совсем достойно думающих людей.

Деятельность Аполлиона.
 Свою позицию по поводу заблуждения в понимании имени Аполлиона я привел, теперь поговорим о делах его.

Глава 9.
Стих 4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
Стих 5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев;..

Попробуем понять, что из себя представляет деятельность Аполлиона в Откровении. Напомню происходящие события, связанные с этим ангелом. После того, как протрубил пятый ангел, с неба падает звезда и открывает кладезь бездны. Из этой кладези валит дым, но дым не простой, а с роем саранчи. Саранче же этой была дана власть (заметьте, дана была всласть им, а не по собственной, якобы демонической воле они работали) мучить людей. Но не кабы каких, а людей не отмеченных Богом (скорей всего имеется в виду грешных людей). И вот управляет всем этим апокалиптическим действом Аполлион, ибо царь он над этим роем  (при этом нет упоминаний, что он тоже выпущен оттуда). Ведь власть-то дана исполнителям мучить людей, но управлять ей все равно нужно, что бы только мучили, но ни в коем случае не убивали.
 И что же эти действия значат? С одной стороны можно подумать, что выбор пал в этой каре на Аполлиона в виду его садистских наклонностей, ведь, кабы кому не поручат это мудреное дело. С другой стороны момент мук, не допускающий смерти грешника, может, проводится с целью покаяния. Очевидно, что Страшный суд происходит не из-за того, что просто хочется Богу это, а из-за того, что люди перестали внимать словам его. Пришло время активных действий, то есть воздействия на людей уже не уговорами, а карами, при этом очень мучительными, но не смертельными. А не смертельными для того, что бы была возможность покаяться и открыть душу Богу, отринув грех. (Во всем последующем описании больше нет момента, когда людям будет дан такой «подзатыльник» с возможностью раскаяния, там все больше мучения с последующей смертью).
 И вот скажите мне, карать грешников на земле, но так чтобы те оставались живы поручат демону? 

Деятельность светлых ангелов.
 Даже если абстрагироваться, что сохранение жизни может дать возможность придти к Богу, можно посмотреть на деятельность Аполлиона в контексте деяний других ангелов.

Глава 8.
Стих 2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

Думаю, ни кто из церковных служителей и теологов не посмеет назвать трубящих ангелов падшими или темными. Они светлы, ибо стоят перед Богом и несут своими действиями его кару. Перечислю их достижения:
Иной ангел (глава 8, стих 3) – поверг на землю огонь с жертвенника, после чего произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. 
Первый трубящий ангел – на землю выпадает град и огонь с примесями крови, уничтожаю третью часть растительности земной.
Второй трубящий ангел – огромная пылающая гора падает в море, после чего треть кораблей тонет, и треть животных морских гибнет.
Третий трубящий ангел – звезда упала и отравила воду в реках, после чего треть людей умерло.
Четвертый трубящий ангел – треть небес затмило, чтобы светил не стало видно.
Пятый трубящий ангел – выпускает саранчу из кладезя бездны, царь которой ангел бездны Аполлион.
Шестой трубящий ангел – освобождает четырех ангелов, что мучат и умерщвляют людей, опять же третью часть (из уже значительно поредевшего человечества). При этом стоит заметить, что тут делается акцент, что грешники выжившие после этих мук не раскаиваются.
Седьмой трубящий ангел – провозглашает слово Божье.

Вдобавок, ещё освежите в памяти деяния семи ангелов  изливающих гнев Божий. Странная и невиданная щедрость для Библии только мучить грешников. В большинстве эпизодов Откровения с ними не церемонились, а просто «пополняли» населения ада  в масштабах, коих самые злостные тираны человечества не знали. Посмотрев на коллег, можно с уверенность сказать, что он не самый жестокий и безапелляционный из карающих ангелов.

Другие трактовки текста Откровения.

Понимаю, что трактовка моя не идеальна, и к фрагментам, связанным с этим ангелом, можно подобрать иной смысл. Попытаюсь привести и их.
 Прочитаем и проанализируем все моменты Откровения связанные с бездной.

Глава 9.
 1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
 2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
 3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
 4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
 5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
 6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
 7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие;
 8 и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
 9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
 10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев.
 11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

Глава 11.
 Стих 7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,..
 Стих 8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Глава 20.
 Стих 1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
 Стих 2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
 Стих 3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Возможно, что Аполлион, зверь и дракон являют одну сущность.
 Многие ассоциируют Аполлиона из бездны с падшим, ибо бездна места нахождения и зверя, и древнего змея (если два последних не одно лицо). Они, в отличие от Аполлиона, недвусмысленно охарактеризованы как падшие, ибо один убивает святых, а второй дьявол и сатана. Но вот почему, хотя все три ангела из бездны, одного не описывают как падшего однозначно, а двух других однозначно причисляют? Поэтому, навряд ли это один и тот же ангел.

Возможно, что Аполлион есть демон, в виду места его прибывания.
 Почему бездна ассоциируется с адом? Кто сказал, что это так? Только из-за того, что там прибывают и падшие ангелы, мне не кажется логичным приравнивать бездну к аду. Может быть, что бездна это обозначение запредельных для человека мест в которой находятся рай, ад, и все остальные места прибывания. Бытиё оно огромно, кто знает какое из его мест можно назвать бездной. Примерно так же, как Солнце наше и самая далекая галактика для нас находятся в космосе. В одном понятии могут уместиться разные по местонахождению объекты и понятия.

Возможно, что Аполлион светлый ангел с расширенными полномочиями.
 Есть вариант  что, ангел выпускающий дым из кладези бездны (глава 90), и ангел имеющий ключ от бездны (глава 20) являет одно и тоже существо. При этом есть небольшая возможность, что этот и есть Аполлион. Это был бы самый простой вариант, ибо говорится прямым текстом, что он сошел с небес. Но прямых доказательств этому нет.

В  итоге я придерживаюсь мнения, что этот ангел светлый, пользуясь самым сильным аргументом: не логично было бы допускать к решению дел Апокалипсиса падших ангелов.

 

Котов Александр. 2009 г.